Настоящие слезы тряпичных героев
Сколько в Москве театров? Этим вопросом стали задаваться все реже и реже: со счета сбились даже самые прилежные. Пришло время узнать, сколько в Москве театров кукольных.
Большие коллективы со сложившейся репутацией можно пересчитать по пальцам одной руки. Есть Центральный театр кукол имени С.В.Образцова, есть театр на Спартаковской улице, есть Камерный театр рядом с метро “ВДНХ”. Вот практически и все кукольные театры Москвы, репертуар которых можно найти в любом издании, публикующем афиши на неделю или месяц вперед.
Кроме них в разных местах столицы рассеяны маленькие зальчики, где играют куклы и люди. Театр детской книги “Волшебная лампа”, знаменитый театр “Тень” Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума, театр “Жар-птица”, яркая вывеска которого затерялась среди сухих наименований учреждений-старожилов в Сокольниках. Их репертуар крайне разнообразен. В театре детской книги перечитывают Андерсена, Пушкина, Шолом-Алейхема; в “Тени” поют “Иоланту” и “Евгения Онегина”; в “Жар-птице” танцуют балет “Петрушка” на музыку Шнитке в постановке Игоря Ларина. Словом, выбрать спектакль и зрителям с самым взыскательным вкусом, и детям самого капризного возраста стало возможно.
Кроме стационарных кукольных театров все больше и больше появляется маленьких театриков, готовых выступать на любой площадке. Они с радостью принимают приглашения школ и детских садов сыграть спектакль в их актовом зале. Модные современные ночные клубы в последнее время стали устраивать детские утренники по выходным; к сотрудничеству готовы все те же маленькие коллективы, состоящие зачастую из двух человек. Так они и бродят с огромными сумками в руках из одного конца города в другой в надежде когда-нибудь обрести свой дом, пока же напоминая старинные бродячие балаганы.
Актерами кукольного театра становятся по разным причинам. В Москве нет ни одного учебного заведения, где обучают подобных специалистов. Одни становятся за ширму из любви к куклам, другие – из любви к детям. Есть маленькие драматические коллективы, в которых нехватка актеров компенсируется коллегами из папье-маше, что придает постановкам уже знакомых произведений неожиданные акценты.
Новые звезды редко зажигаются на кукольном небосклоне, тем радостнее появление в театре имени Образцова нового актера и режиссера, который пришел в труппу со своими идеями и молодыми помощниками-энтузиастами.
Андрей Денников учится на эстрадном факультете ГИТИСа, на последнем курсе, который не успел довести до выпуска И.Г.Шароев. Завсегдатаи студенческих спектаклей сразу приметили двадцатидвухлетнего актера: в “Блохе” по Лескову–Замятину, где он сыграл и Левшу, и двух государей-императоров. Несколько лет назад появился театр кукол Андрея Денникова, который на разных площадках утром в выходные дни показывал спектакли для детей, а вечером для взрослых игрались “Маленькие трагедии”. Поглощенный пушкинскими темами, актер и режиссер обращался к “Трагедиям” несколько раз. Последняя редакция стала премьерой театра Образцова.
Денников увлечен темой Моцарта, и в нем самом есть нечто “моцартианское”. Молодой, талантливый, ставящий спектакли за фантастически короткие сроки, сам режиссирует, играет главные роли, лепит кукол. Совсем недавно у него появилась помощница – сценограф Анна Львова.
Если тема великого композитора и легендарного соблазнителя объединена сочинением первого о последнем – оперой “Дон Жуан”, то “Скупой рыцарь” (наименее удачная часть спектакля, будучи первой, легко забывается) связан с Моцартом лишь появлением Черного Человека, который приносит Скупому мешочек с деньгами. “Пир во время чумы”, ко всеобщей пользе, не вошел в двухчасовую постановку.
Вместе с Денниковым в спектакле играет еще один молодой актер – Максим Мишаев. Исполнители как перчатки меняют кукол, а вместе с ними и характеры. Персонажи самого режиссера гораздо разнообразнее: здесь и старый скупец, и бойкая актриса, и молодая вдова, и два великих композитора – голосовое мастерство Денникова поразительно. Мишаев “ведает” одним персонажем всех этих историй – Дон Гуаном.
Взаимоотношения человека с куклой всегда гораздо разнообразнее того, что можно себе представить, особенно если детская память подсказывает прежде всего спектакли, где куклы видны из-за ширм. Актер может отречься от себя и сосредоточить внимание зрителей на крошечном существе со своей судьбой и желаниями. Может играть со слепленным и сшитым созданием, как с костюмом или необходимым по ходу действия реквизитом. Денников старается не делать ни того, ни другого. Кукла в его руках – полноправный партнер. Иногда кажется, что сам актер играет донну Анну, а кукла представляет нечто вроде стороннего, грубо говоря, “брехтианского” отношения к образу.
Отсюда и жанровые различия внутри спектакля. Если в какие-то моменты “Скупой рыцарь” – по большей части монолог куклы, то “Каменный гость” решен в стиле салонной пьесы, где под ритмы фламенко герои ведут куртуазные беседы. Волнующий Дон Гуан, похожий на персонажей Эль Греко, словно парит над сценой; мастерски танцующая Лаура исполняет концертный номер, взмахивая всеми своими несчетными юбками, строгая и искренняя донна Анна проплывает по сцене в длиннейшей черной вуали.
В последней части Денников играет сразу и Моцарта, и Сальери. Сальери – кукла, Моцарт – человек. Иногда появляется еще один, маленький Моцарт, его душа. Человечку, обладающему портретным сходством с композитором, доверено исполнять музыку. В одной из сцен руки одной куклы бегло перебирают черно-белые клавиши, глаза другой впервые наполняются слезами.
Этот Моцарт сам бросает яд в бокал, Сальери во всех движениях ему послушен. Делает это спокойно, как будто разобрав до тонкости все тайные желания своего товарища по сцене и впервые и в последний раз исполняя их. Моцарт падает, но жизнь покидает и Сальери: он лишился своего кукловода. На сцене останется лишь крошечный двойник, он опять заиграет ту же мелодию, на сцену будут падать недописанные нотные листы.
В спектакле есть упущения, но без них не бывает дебюта на большой сцене. Андрей Денников молод, талантлив и любит работать.
Алексей Гончаренко
2001