«Вели откупорить шампанского бутылку»
Совместимы ли «Маленькие трагедии» Пушкина со спецификой кукольного театра — вопрос, вызывающий любопытство и настороженность одновременно. С этим шел я на спектакль Центрального театра кукол им. С. В. Образцова, поставленный к тому же неизвестным мне актером и режиссером Андреем Денниковым.
…Прозвучал традиционный гонг, на авансцену вышла Евгения Рубановская и произнесла краткое вступительное слово о Пушкине. А затем два совсем молодых актера в черном появились из черного провала сцены без ширмы и начало раскручиваться захватывающее действие в своеобразной виртуальной реальности кукольного театра. Кукла в руках человека оживала, начинала существовать самостоятельно, постепенно оттесняя актера на второй план. Иронически сыгранная бесконечная скупость старого барона Альберта и драматически заостренное желание его сына скорее дорваться до богатств отца оказались вдруг удивительно современными.
В «Моцарте и Сальери» на сцене властвовал мудрый, талантливый, достигший всего в жизни человек — Сальери, в откровенном разговоре с актером жалующийся, что не может понять мальчишку, «гуляку праздного», который играючи достигает в искусстве того, что с таким трудом постигалось им, Сальери. Это непонимание, непреодолимая пропасть между рядовым талантом и гением была так глубока, так разъедала душу Сальери, что уже не удивляло появление яда в его руке. Нет, постановщик не оправдывал Сальери, он просто, говоря словами Пушкина, «разъял как труп» героя, сделал его понятным зрителю.
В иной манере решен «Каменный гость»: большее число действующих лиц, мест действия, стремительность развития драмы. Максим Мишаев хорошо справился с технически сложной и драматически насыщенной ролью дона Гуана, Денников взял на себя не только роль слуги Лепорелло, но и обе женские роли — Лауры и доны Анны, в которых продемонстрировал хорошие вокальные данные и искусство голосового перевоплощения.
Сценография молодой художницы А. Львовой не вступает в конфликт с придуманными и созданными А. Денниковым яркими куклами. Классическая музыка, сопровождающая весь спектакль, способствует возникновению атмосферы достоверности и напряженности. Аплодисменты зрителей длились долго. Дебют двух молодых актеров и всего коллектива был оценен по достоинству.
Этим спектаклем театр как бы нащупывает новый путь, постепенно оправляясь после утраты своего создателя, основоположника, непревзойденного МАСТЕРА.
Впрочем, схожим путем уже прошли многие театры, кто более, кто менее успешно, это не ново. Новым в театре всегда является лишь одно — появление ТАЛАНТА.
Юрий Лиманов
Московская правда, 4 июня 2001 г., № 22