АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: "МОЙ ТЕАТР - СИНТЕТИЧЕСКИЙ"
О романсах на стихи поэта
- С композицией, премьеру которой вы сегодня видели, больше выступать не буду. Я люблю что-то новое делать, а не "катать" одну и ту же программу. Правда, в Петрозаводске я показывал композицию с тем же названием - "Мне хочется вам нежное сказать". Эти строки точно выражают мои желания. Но та программа была другая - и стихи, и аранжировка. Я выступал с оркестром русских народных инструментов "Онего" под руководством Геннадия Миронова.
Диск с романсами на стихи Есенина планирую записать в этом сезоне. Я говорил об этом с директором нашего театра, и он дал добро. Мы долго к этому шли. Николай Шамшин, замечательный аранжировщик, с которым работает и композитор Евгений Крылатов, сделал хорошую минусовую фонограмму. До этого в спектакле "Исповедь хулигана" я использовал другую запись, которая была... более электронной что ли, воздуха в ней не было.
О кино
- Мне не предлагали сыграть Есенина в кино, но я не обижаюсь. У нас сейчас другая система, режиссёры не ходят "отсматривать" актёров. На другие роли меня приглашают - в сериалы. Говорю: "Дайте почитать сценарий". - "Сценария ещё нет. Будем писать по ходу". Я отказываюсь.
О "Кошкином доме"
- Вдумайтесь, "Кошкин дом" Маршака - это что? "Король Лир" для детей...
Неудивительно, что вы узнали музыку. Она написана к старому-старому спектаклю нашего театра. Я помню её с детства по грампластинке, которую записали чудесные артисты театра Образцова. По моей просьбе концертмейстер театра по слуху записала ноты и играет партитуру на фортепиано. Сегодня она приехать не смогла - звучала диктофонная запись её исполнения. Мне, конечно, хочется оркестровку сделать настоящую, но это всё впереди.
Конкретных прототипов образов животных из "Кошкиного дома" среди моих знакомых нет. Хотя у меня есть такая дурная черта: я в метро в Москве еду, впериваюсь взглядом и наблюдаю. Ужасно неприлично. Но это моя профессия, моя работа. Без наблюдений нет актёра. В спектакле - собирательные образы. Как гоголевские Плюшкин и Собакевич: таких в жизни сложно встретить... хотя я Собакевича видел. Все мы и Свиньёй бываем в какой-то ситуации, и Козой гламурной. У меня была мысль высмеять в "Кошкином доме" некоторые пороки общества (вот почему Гоголя вспомнил).
О кукольном театре
- Мой подход к кукольному театру отличается от взгляда Сергея Владимировича Образцова. Я считаю себя его учеником - куклами я начал заниматься, потому что увидел его по телевизору, многое взял у него как у основателя театра. Но я, продолжая традиции, иду дальше - к театру синтетическому. У нас актёр выходит "в живом плане" и работает с куклой без всяких ширм. Мы, как волшебники, делаем на глазах у зрителей неживое живым. И если в зале тебе верят, значит, ты хороший актёр.
О последних работах в театре Образцова
- Сейчас я восстанавливаю "Кармен! Моя Кармен!" - вторую редакцию делаю. Не так давно поставил "Концерт для Чичикова с оркестром". Я написал инсценировку, в которой совмещены поэма "Мёртвые души" и малоизвестная духовная проза Гоголя. Он же мечтал благодаря духовной прозе остаться в сердцах читателей. Я всегда иду от автора. Если идти против, то он начинает мстить: все авторы очень коварны.
Самая последняя премьера - "Странная миссис Сэвидж" по пьесе американца Джона Патрика. Я, правда, перенёс действие из середины ХХ века в XXI век - в спектакле есть и мобильники, и вопросы терроризма... А ещё - "окунул" всё в атмосферу Рождества - под Рождество сбываются заветные желания. Для меня с детства Новый год - любимый праздник.
Главную роль играет - блистательно - народная артистка СССР Вера Васильева. Рядом с ней на сцене и молодёжь нашего театра, и заслуженные артисты России. Актёр Владимир Дудкин, всегда работавший за ширмой, впервые вышел "в живом плане" на сцену. Сам я не хотел играть, но меня попросила Вера Кузьминична, и я выхожу в небольшой роли пианиста Джеффри. С этим спектаклем мы планируем приехать в сентябре на фестиваль "Рязанские смотрины". И рязанцы увидят воочию, как Вера Кузьминична творит чудеса.
Записала Елена Коренева
Газета "Рязанские ведомости", 1 августа 2007 г.