АНДРЕЙ ДЕННИКОВ - ЯВЛЕНИЕ УНИКАЛЬНОЕ
«Именно так - явление. Он создал свой театр в Государственном Академическом Центральном театре кукол имени СВ. Образцова. Чем вызвал не только восторги зрителей и почитателей из числа профессионалов и любителей, но и, как положено, зависть и гонения со стороны некоторых коллег и всё тех же критиков.
Он — Денников, а не Образцов.
И с его приходом доживающий театр стал живущим и процветающим. Денников куклу знает и понимает, но не меньше, чем кукольный, он просто хороший режиссер, своеобразный и мощный актер. Парадоксально, то, чего требуют от любого мало-мальски хорошего актера — наличие индивидуальности, непохожести, харизмы, Денникову все время ставят в вину. Он хочет ставить — плохо. Он ищет свой путь в искусстве — плохо. Он играет, поражая неимоверной отдачей и завораживающей энергией, — плохо. А что хорошо? Повторять «зады», копировать, топтаться на месте?!
Так или иначе, театр Денникова существует, и с этим нельзя не считаться.
Денников — режиссер серьезный и глубокий. Он появился в нужный момент, как это всегда бывает в искусстве. Он обогатил наше представление о спектакле кукольного театра, о спектакле с участием кукол, о взаимоотношениях куклы и живого актера на сцене, создав своими спектаклями некое новое качество, созвучное потребностям совсем нового времени.
Сегодня, когда стремительно развиваются все виды и жанры зрелищных искусств, кукольный театр перестал быть только детским или полным иронии развлечением для взрослых. Денников лишний раз доказал, что возможности кукольного театра, в котором на равных принимает участие актер и кукла, поистине безграничны.
Денников начал с «Маленьких трагедий», то есть с солнца нашей поэзии — Пушкина. Потом был спектакль о Есенине. Много позже появятся «Мертвые души» Н.Гоголя — «Концерт для Чичикова с оркестром». Хорошие актерские работы, высокая классика в эпоху засилья масс-культуры и торжества просто безграмотных людей. Позже Денников поставит несколько кукольных опер.
Новый удивительный жанр. Природа щедро одарила Денникова, и он использовал и синтезировал все свои таланты. «Риголетто», «Волшебная флейта», «Кармен»... Удивительные произведения... Куклы играли, актеры лишь оттеняли их и подыгрывали, сосуществуя вместе с куклой, дополняя друг друга, органично сосуществуя в пространстве спектакля, добивались особой пронзительности звучания произведения. Делали зримыми театральные чудеса. Соединение с куклой беспредельно расширяло возможности постановщика, помогая ему убедительно и изобретательно решать сложные ситуации и рождая необыкновенно эффектные театральные представления.
А еще... Денников запел. Он исполнял оперные партии, ухитрился один исполнить квартет, меняя голоса. Трюк? И это тоже. Но личность актера действует просто гипнотически. И надо учитывать, что Денников поет не на сцене оперного театра. Соединяет свой действительно хороший вокал с особенной формой его подачи именно в кукольном спектакле. Он озвучивает действия кукол - и дарит зрителям, оглохшим и утратившим чувствительность от фонограмм и изысков звукорежиссеров, живой трепетный звук, мягкое звучание.
На одном из спектаклей у меня произошел показательный диалог со зрителем. «Это опера?» — спросил меня обескураженный зритель. «Нет, — ответила я, — это нечто другое». И опера, и кукольный спектакль. Это новая жизнь двух видов театральных зрелищ, которые так часто упрекают в косности — оперы и кукольного театра. Причем, опера звучит современно не за счет насилия над текстом либретто и над музыкой, не за счет современных костюмов и действия, разворачивающегося не параллельно, а «перпендикулярно» истории, рассказанной в либретто. В конце концов, Денников не на оперной сцене поет. Но делает все грамотно, убедительно, многих впервые знакомит с оперой, приобщает к жанру. И, несомненно, создает уникальное синтетическое действие, грамотно выстроенное и обладающее поистине магическим воздействием.
По разным причинам не осуществился замысел Денникова. И в прошлом году он не поставил оперу «Женитьба Фигаро», хотя после его триумфального успеха на театральном фестивале в Марселе (Франция) несколько проектов театр Образцова делал совместно с театром Турску (Марсель).
Но теперь Денников замахнулся на балет. 22 марта 2008 года состоялась премьера спектакля по пьесе Г.Бламстейна «Нижинский, сумасшедший Божий клоун». Пронзительная история короткой, но яркой, как полет кометы, жизни и невероятных страданий гениального танцовщика не могла не привлечь Денникова и трагической напряженностью и рассказом о небывалых взлетах человеческого гения и, увы, определенным драматическим созвучием с собственной судьбой. Пьеса эта в современном российском театре пользовалась успехом и была интересно поставлена относительно недавно в театре на Малой Бронной Андреем Житинкиным с Александром Домогаровым в главной роли.
Денников сочинил спектакль о своем Нижинском. В этом спектакле чрезвычайно сильны личные, исповедальные мотивы. Для Андрея Денникова, во-первых, важно рассказать историю гения, который находится в мучительном поиске совершенства. Гения и художника, осознающего свою особую, божественную сущность, и страдающего среди мира обыденных представлений. Во-вторых, автор спектакля не может не осознавать трагичность положения Нижинского, этого большого неприкаянного ребенка в мире взрослых. Странная личная жизнь Нижинского, где сплелись и перепутались самые разные темы и мотивы, его не просто особость в ориентации, как сегодня принято говорить и обсуждать, а его вообще некая особенная неземная суть как личности — тоже тема мучительных раздумий.
И, наконец, мотивы созвучности собственной биографии режиссера, мотивы драматичнейшего столкновения чистого, бескорыстного и щедрого творца, которому люди простые и заурядные не дают осуществить Миссию. От этой истории, рассказанной в манере исповедальной, перехватывает горло и останавливается сердце — все здесь, на сцене театра кукол имени Образцова, в постановке и исполнении Денникова и преданной ему группы актеров-единомышленников, сплелось в единый трагический узел.
Конечно, как почти всякий, взявшийся за эту тему, Денников прежде всего изображает Нижинского ребенком. Детски наивное и незащищенное доминирует в характере и образе Нижинского, каким сыграл его Денников. Он ребенок, и он, как бы это половчее сказать... В пьесе довольно откровенно, если не сказать бесцеремонно, обсуждаются сексуальные пристрастия Нижинского. Да, о его романах с князем Львовым и Дягилевым, как и о его женитьбе на Ромоле Пульски, известно всем. Но Нижинский Денникова во всех ситуациях продолжает оставаться ребенком. В нем нет откровенной сексуальности — есть человеческая незащищенность. Он, как ребенок за спиной уверенного отца, пытается укрыться в объятиях Дягилева. Оскорбленный, казалось бы, грубым обвинением в его мужской несостоятельности, закрывшийся, как от удара, он страдает не из-за этого — а из-за того, что его отлучают от сцены, от любимого дела. Он вне пола, он над полом, он существо, птица небесная, он вне быта, вне всего мелкого и суетного, потому что есть главное, его искусство, его предназначение.
Впервые в этом спектакле кукла лишь дополняет, подчеркивает, усиливает некоторые ключевые моменты. Главным героем становится он, Нижинский, в исполнении самого Денникова.
Можно предъявить ему претензии — в том, что взялся танцевать, изображая великого танцовщика. Но как бывает в театре, он и не пытается стать Нижинским именно в танце, он лишь обозначает танец, дает образ, штрихами указывает, намекает. Вот принял хорошо известную по фотографиям и эскизам изломанную позу Петрушки из балета Стравинского, вот обозначил несколько движений раба из «Шехеразады», па Альберта из «Жизели». Главное — его изломанная пластика, удивительные глаза, выражение которых так изменчиво — от восторженного и вдохновенного к несчастному, испуганному, отчаянному взгляду.
При внешней мягкости, юношеской свежести облика, он умеет передать неимоверное страдание, усталость от жизни, безнадежность отчаянья.
Денников бережно собирал свою труппу, и в спектакле замечательно работают в живом плане Игорь Алдонин — знаменитая «шиншилла», изысканный барин и великолепный организатор и искуситель, счастье и беда Нижинского Дягилев. И изысканная, несчастная, злая, роковая Ромола Ирины Яковлевой. И. Осинцова, М. Мишаев, А. Шарапов, В. Черкинская, Е. Поварова, Я. Михайлова, Джованна Раппа замечательно и разнообразно работают в спектакле и в живом плане и как кукловоды.
Куклы появляются неожиданно, но удивительно точно — то выразительные руки в белых перчатках изображают стаю лебедей, то томно-нахальная восточная красотка Шехеразада оказывается в одной постели с рабом, то из могилы появляется кукла-Жизель, а куклы виллисы окружают несчастного Альберта. Куклы — Бакст, Стравинский, Кокто, Михаил Фокин — парижская, как бы сегодня сказали, тусовка, те, кто создавал русские сезоны — реальные и ставшие мифом. Кукла — Мясин, приехавший к больному Нижинскому. Кукла — Нижинский в роли Петрушки. Появление куклы всякий раз дает особенный акцент, увеличивает масштаб действия, художественную выразительность, взаимопроникновение мира людей и кукол, делает особенно выразительным, значимым. Кукол и декорации исполнила верный соратник и соавтор спектаклей Анна Львова. На сцене кровать — знак беды и болезни. И стена — ширма из зеркал, которые становятся непроницаемыми светлыми стенами. Темное пустое пространство — как пространство жизни, напоенное звуками музыки (музыка Е.Доги и отрывки из известных балетных сочинений великих композиторов-классиков).
Пронзительный, завораживающий спектакль покоряет искренностью, страстностью, проникновенностью и «полной гибелью всерьез», которую демонстрирует на сцене уникальное явление нашего театра Андрей Денников».
Валентина Фёдорова
Журнал «Планета Красота» № 5-6, 2008