Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ Андрей Денников - явление уникальное / Валентина Фёдорова, 2008

Андрей Денников - явление уникальное / Валентина Фёдорова, 2008

АНДРЕЙ ДЕННИКОВ - ЯВЛЕНИЕ УНИКАЛЬНОЕ


  «Именно так - явление. Он создал свой театр в Государственном Академическом Центральном театре кукол имени СВ. Образцова. Чем вызвал не только восторги зрителей и почитателей из числа профессионалов и любителей, но и, как положено, зависть и гонения со стороны некоторых коллег и всё тех же критиков.
Он — Денников, а не Образцов.
И с его приходом доживающий театр стал живущим и процветаю­щим. Денников куклу знает и пони­мает, но не меньше, чем куколь­ный, он просто хороший режис­сер, своеобразный и мощный актер. Парадоксально, то, чего требуют от любого мало-мальски хорошего актера — наличие инди­видуальности, непохожести, ха­ризмы, Денникову все время ставят в вину. Он хочет ставить — пло­хо. Он ищет свой путь в искусстве — плохо. Он играет, поражая неи­моверной отдачей и завораживаю­щей энергией, — плохо. А что хоро­шо?          Повторять          «зады», копировать, топтаться на месте?!
   Так или иначе, театр Денникова существует, и с этим нельзя не считаться.
Денников — режиссер серьез­ный и глубокий. Он появился в нужный момент, как это всегда бы­вает в искусстве. Он обогатил наше представление о спектакле кукольного театра, о спектакле с участием кукол, о взаимоотношениях куклы и живого актера на сцене, создав своими спектаклями некое новое качество, созвучное потребностям совсем нового времени.
Сегодня, когда стремительно развиваются все виды и жанры зрелищных искусств, кукольный театр перестал быть только детс­ким или полным иронии развлече­нием для взрослых. Денников лишний раз доказал, что возможности кукольного теат­ра, в котором на равных принимает участие актер и кукла, поистине безграничны.
  Денников начал с «Маленьких трагедий», то есть с солнца нашей поэзии — Пушкина. Потом был спектакль о Есенине. Много позже появятся «Мертвые души» Н.Гоголя — «Концерт для Чичикова с оркест­ром». Хорошие актерские работы, высокая классика в эпоху засилья масс-культуры и торжества просто безграмотных людей. Позже Денников поставит несколько кукольных опер.
 Новый удивительный жанр. Природа щедро одарила Денникова, и он использовал и синтезировал все свои таланты. «Риголетто», «Волшебная флей­та», «Кармен»... Удивительные произведения... Куклы играли, актеры лишь отте­няли их и подыгрывали, сосущест­вуя вместе с куклой, дополняя друг друга, орга­нично сосуществуя в пространстве спектакля, добивались особой пронзительности звучания произ­ведения. Делали зримыми теат­ральные чудеса. Соединение с кук­лой беспредельно расширяло возможности постановщика, помо­гая ему убедительно и изобрета­тельно решать сложные ситуации и  рождая необыкновенно эффектные театральные представления.
  А еще... Денников запел. Он ис­полнял оперные партии, ухитрился один исполнить квартет, меняя го­лоса. Трюк? И это тоже. Но лич­ность актера действует просто гипнотически. И надо учитывать, что Денников поет не на сцене оперно­го театра. Соединяет свой действи­тельно хороший вокал с особенной формой его подачи именно в ку­кольном спектакле. Он озвучивает действия кукол - и дарит зрителям, оглохшим и утратившим чувстви­тельность от фонограмм и изысков звукорежиссеров, живой трепетный звук, мягкое звучание.
На одном из спектаклей у меня произошел показательный диалог со зрителем. «Это опера?» — спро­сил меня обескураженный зритель. «Нет, — ответила я, — это нечто другое». И опера, и кукольный спек­такль. Это новая жизнь двух видов театральных зрелищ, которые так часто упрекают в косности — оперы и кукольного театра. Причем, опе­ра звучит современно не за счет на­силия над текстом либретто и над музыкой, не за счет современных костюмов и действия, разворачива­ющегося не параллельно, а «перпендикулярно» истории, расска­занной в либретто. В конце концов, Денников не на оперной сцене поет. Но делает все грамотно, убедительно, многих впервые зна­комит с оперой, приобщает к жан­ру. И, несомненно, создает уни­кальное синтетическое действие, грамотно выстроенное и обладаю­щее поистине магическим воздей­ствием.
  По разным причинам не осуще­ствился замысел Денникова. И в прошлом году он не поставил оперу «Женитьба Фигаро», хотя после его триумфального успеха на театраль­ном фестивале в Марселе (Фран­ция) несколько проектов театр Об­разцова делал совместно с театром Турску (Марсель).
  Но теперь Денников замахнулся на балет. 22 марта 2008 года состоялась премьера спектакля по пьесе Г.Бламстейна «Нижинский, сумас­шедший Божий клоун». Пронзительная история корот­кой, но яркой, как полет кометы, жизни и невероятных страданий ге­ниального танцовщика не могла не привлечь Денникова и трагической напряженностью и рассказом о не­бывалых взлетах человеческого ге­ния и, увы, определенным драмати­ческим созвучием с собственной судьбой. Пьеса эта в современном рос­сийском театре пользовалась успе­хом и была интересно поставлена относительно недавно в театре на Малой Бронной Андреем Житинкиным с Александром Домогаровым в главной роли.
  Денников сочинил спектакль о своем Нижинском. В этом спектак­ле чрезвычайно сильны личные, ис­поведальные мотивы. Для Андрея Денникова, во-первых, важно рас­сказать историю гения, который находится в мучительном поиске совершенства. Гения и художника, осознающего свою особую, божест­венную сущность, и страдающего среди мира обыденных представле­ний. Во-вторых, автор спектакля не может не осознавать трагичность положения Нижинского, этого большого неприкаянного ребенка в мире взрослых. Странная личная жизнь Нижинского, где сплелись и перепутались самые разные темы и мотивы, его не просто особость в ориентации, как сегодня принято говорить и обсуждать, а его вообще некая особенная неземная суть как личности — тоже тема мучительных раздумий.
И, наконец, мотивы созвучнос­ти собственной биографии режиссера, мотивы драматичнейшего столкновения чистого, бескорыст­ного и щедрого творца, которому люди простые и заурядные не дают осуществить Миссию. От этой ис­тории, рассказанной в манере испо­ведальной, перехватывает горло и останавливается сердце — все здесь, на сцене театра кукол имени Образ­цова, в постановке и исполнении Денникова и преданной ему группы актеров-единомышленников, спле­лось в единый трагический узел.
  Конечно, как почти всякий, взявшийся за эту тему, Денников прежде всего изображает Нижинского ребенком. Детски наивное и незащищенное доминирует в харак­тере и образе Нижинского, каким сыграл его Денников. Он ребенок, и он, как бы это половчее сказать... В пьесе довольно откровенно, если не сказать бесцеремонно, обсуждают­ся сексуальные пристрастия Нижи­нского. Да, о его романах с князем Львовым и Дягилевым, как и о его женитьбе на Ромоле Пульски, изве­стно всем. Но Нижинский Денни­кова во всех ситуациях продолжает оставаться ребенком. В нем нет отк­ровенной сексуальности — есть человеческая незащищенность. Он, как ребенок за спиной уверенного отца, пытается укрыться в объятиях Дягилева. Оскорбленный, казалось бы, грубым обвинением в его мужс­кой несостоятельности, закрыв­шийся, как от удара, он страдает не из-за этого — а из-за того, что его отлучают от сцены, от любимого де­ла. Он вне пола, он над полом, он существо, птица небесная, он вне быта, вне всего мелкого и суетного, потому что есть главное, его искус­ство, его предназначение.
  Впервые в этом спектакле кукла лишь дополняет, подчеркивает, уси­ливает некоторые ключевые момен­ты. Главным героем становится он, Нижинский, в исполнении самого Денникова.
  Можно предъявить ему претен­зии — в том, что взялся танцевать, изображая великого танцовщика. Но как бывает в театре, он и не пы­тается стать Нижинским именно в танце, он лишь обозначает танец, дает образ, штрихами указывает, на­мекает. Вот принял хорошо извест­ную по фотографиям и эскизам из­ломанную позу Петрушки из балета Стравинского, вот обозначил нес­колько движений раба из «Шехеразады», па Альберта из «Жизели». Главное — его изломанная плас­тика, удивительные глаза, выраже­ние которых так изменчиво — от восторженного и вдохновенного к несчастному, испуганному, отчаянному взгляду.
  При внешней мягкости, юно­шеской свежести облика, он умеет передать неимоверное страдание, усталость от жизни, безнадежность отчаянья.
   Денников бережно собирал свою труппу, и в спектакле замеча­тельно работают в живом плане Игорь Алдонин — знаменитая «шиншилла», изысканный барин и великолепный организатор и иску­ситель, счастье и беда Нижинского Дягилев. И изысканная, несчаст­ная, злая, роковая Ромола Ирины Яковлевой. И. Осинцова, М. Мишаев, А. Шарапов, В. Черкинская, Е. Поварова, Я. Михайлова, Джованна Раппа замечательно и разнообразно ра­ботают в спектакле и в живом плане и как кукловоды.
  Куклы появляются неожиданно, но удивительно точно — то вырази­тельные руки в белых перчатках изображают стаю лебедей, то том­но-нахальная восточная красотка Шехеразада оказывается в одной постели с рабом, то из могилы появляется кукла-Жизель, а куклы вил­лисы окружают несчастного Аль­берта. Куклы — Бакст, Стравинский, Кокто, Михаил Фокин — парижс­кая, как бы сегодня сказали, тусовка, те, кто создавал русские сезоны — реальные и ставшие мифом. Кукла — Мясин, приехавший к больному Нижинскому. Кукла — Нижинский в роли Петрушки. По­явление куклы всякий раз дает осо­бенный акцент, увеличивает масш­таб действия, художественную выразительность, взаимопроникно­вение мира людей и кукол, делает особенно выразительным, значи­мым. Кукол и декорации исполнила верный соратник и соавтор спек­таклей Анна Львова. На сцене кро­вать — знак беды и болезни. И стена — ширма из зеркал, которые стано­вятся непроницаемыми светлыми стенами. Темное пустое простран­ство — как пространство жизни, на­поенное звуками музыки (музыка Е.Доги и отрывки из известных ба­летных сочинений великих компо­зиторов-классиков).
  Пронзительный, завораживаю­щий спектакль покоряет искрен­ностью, страстностью, проникно­венностью и «полной гибелью всерьез», которую демонстрирует на сцене уникальное явление нашего театра Андрей Денников».

 

Валентина Фёдорова

Журнал «Планета Красота» № 5-6, 2008

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва