Философский камень Андрея Денникова
28.06.2007 Петрозаводск
В государственной филармонии с аншлагом прошел спектакль Государственного Академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова «Маленькие трагедии».
|
Режиссер-постановщик спектакля – заслуженный артист России Андрей Денников.
«Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов».
Эти слова Моцарта в пушкинской трагедии по праву могут быть отнесены и к самому Андрею Денникову. В свои 29 лет он не только режиссер-постановщик, автор сценариев, пьес, но и художник по куклам, балетмейстер, а также исполнитель главных ролей. На его счету – более 10 авторских спектаклей, множество театральных премий и наград.
В своем творчестве Андрей не пошел всецело по пути своего великого предшественника – Сергея Образцова. Сам мастер однажды сказал: «Если после меня кто-то пойдет по моим стопам – театр погибнет. Повторы всегда хуже оригинала». Денников ищет свой неповторимый стиль. «Я делаю синтетический театр, объединяющий в себе кукол, драматическое искусство, музыку, хореографию, литературу», – говорит Андрей. Отказавшись от ширмы, за которой играют актеры-кукловоды, он делает кукол и людей полноправными участниками действия, и на их взаимоотношениях строятся основные смысловые решения спектаклей. Например, в конце «Маленьких трагедий» «взрослый» Моцарт, которого играет Денников, умирает. Но душа композитора – его маленькая кукла, продолжает играть, а с неба падают листы его партитур.
На пресс-конференции Андрей рассказывал:
– В 10 лет я открыл для себя «Маленькие трагедии». С тех пор они все время шли со мной рядом. И когда вдруг встал вопрос, с каким материалом выйти из-за ширмы, я вышел с материалом Пушкина. Этот спектакль я посвятил памяти моего замечательного учителя – народного артиста России Иоакима Георгиевича Шароева.
Сквозная тема спектакля – вечное противостояние добра и зла, света и тьмы, черного и белого, Моцарта и Сальери. Спектакль рождался не в один момент, со временем изменялась его канва, структура. Режиссер не включил в постановку маленькую трагедию «Пир во время чумы», объясняя это тем, что это не оригинальное пушкинское произведение, а перевод драматической поэмы английского писателя Джона Уилсона «Чумный город». Таким образом, получилась своеобразная театральная трилогия, главным лейтмотивом которой является все-таки «Моцарт и Сальери». Через эту призму решается весь спектакль.
Он начинается со слов Черного человека: «Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца». Далее в действие гармонично вплетаются отрывки из оперы «Дон Жуан». В конце спектакля маленький Моцарт играет на фортепиано, а Черный человек в это время убирает со сцены все «кукольные» декорации. Сцена остается пустой, и только Моцарт продолжает играть. Так и хочется вспомнить Окуджаву: «Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со лба».
«Маленькие трагедии» Пушкина – четыре символичных очерка о природе человека, о страстях и пороках, свойственных ему, – скупости, зависти, безнравственности. Постановка их на драматической сцене всегда считалась трудно выполнимой задачей. Как писал Лев Озеров, «не сюжет-действие, а слово-действие лежит в основе «Маленьких трагедий». И правда, как показать вневременность вечных истин? Мне кажется, Андрей Денников нашел философский камень. Его куклы позволяют передать именно желаемую символичность, условность. А присутствие тут же на сцене актеров не дает действию превратиться в кукольный фарс.
У Андрея Денникова много творческих планов, в которых нашлось место и для Карелии. Осенью этого года он обещает привезти сюда спектакль «Риголетто», ставший лауреатом VIII фестиваля русского искусства в городе Марсель, а также поставить детский спектакль.
Инна ФРАДКОВА