Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ И у кукол бывают трагедии /, ГАЗЕТА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ, 2003

И у кукол бывают трагедии /, ГАЗЕТА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ, 2003

НЕДЕЛЯ ОБЛАСТИ
ГАЗЕТА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ


№43 (52) от 15.10.2003

И у кукол бывают трагедии 

В эти дни в Москве проходит второй Международный фестиваль Сергея Образцова, где наравне с театрами кукол Украины, Белоруссии, Англии, Германии, Испании и Франции участвует наш саратовский «Теремок». После форума теремковцы ненадолго задержатся в столице, в рамках обменных гастролей им предстоит дать несколько спектаклей на главной кукольной площадке страны. 

Благодаря такому обменному проекту не остались в накладе и саратовские зрители. На прошлой неделе все желающие смогли по достоинству оценить одну из нашумевших постановок Государственного академического центрального театра кукол имени Образцова – «Маленькие трагедии» по Пушкину. 
Режиссером спектакля выступил 25-летний выпускник Российской Академии театрального искусства Андрей Денников. Он же и исполнил большинство ролей: сердцееда Дон Жуана, великолепно танцующей Лауры, гениального Моцарта, скупого рыцаря, жаждущего денег… И так его маленькие герои были убедительны и трогательны, что становилось ясно: куклы – призвание Денникова. Как молодой человек пришел в кукольный театр? Выяснилось, это целая история. Мама у Андрея была балериной, поэтому в 6 лет мальчика отдали в хореографическую группу Большого детского хора Гостелерадио. Коллектив этот тогда гремел по всему миру, много гастролировал. В Андрее увидели талант, и с ранних лет он стал танцевать соло. Приходилось выступать в Колонном зале, во Дворце съездов, в Большом театре, в Олимпийской деревне. «Сцена и аплодисменты меня не испортили, звездной болезни не подарили, – утверждает Денников. – Хотя, безусловно, повлияли на дальнейшую судьбу». Прадед Андрея работал режиссером на киностудии Довженко. Дед был художником, любил писать волжские пейзажи. Бабушка не профессиональный музыкант, но поистине обожала классику. И что оставалось ребенку? В четыре года мальчик наслаждался оперой «Отелло» Верди в трансляции из Вероны. В ту пору, когда другие дети увлекались «Голубым вагоном» и «Вместе весело шагать», он распевал песенку Герцога из «Риголетто». Любил подходить к незнакомым женщинам в метро и исполнять для них классические арии. 
«Подавать тогда было не принято, а то бы, наверное, стал богатым. Но мама со мной ездить стеснялась, – смеется режиссер. – Первый спектакль, который я увидел в театре Образцова, назывался «Мистер Твистер». Помню, ужасно мне не понравился. К тому же мама удивлялась, как постановка может идти всего 20 минут. Чуть опоздал – и все. Самому делать куклы было гораздо интереснее. Однажды посмотрел передачу, где Сергей Образцов рассказывал: «Вот видите: обыкновенный шарик, прилепим к нему носик, глазки, паричок, наденем на руку – ой, Емеля получился». И загорелся. Взял яйцо, выковырял дырочку для пальца, прикрепил нос из пластилина, нарисовал глазки, соорудил из фольги корону – так родилась моя первая кукла красавца короля». Окончив школу и завязав с танцами, Андрей поступил… Нет, не в ГИТИС, а в гуманитарный университет на исторический факультет. Специализировался на дворцовых переворотах в России XVIII века и франко-английских отношениях XVI века. Все бы ничего, но педагоги утверждали, что пишет Денников не столько курсовые по истории, сколько художественные произведения – романы. Увы, иначе Андрей не мог. Вместо голых фактов и аргументов его интересовало, кто во время переворота во что был одет, что думал, чувствовал. Учась на 3-м курсе, молодой человек организовал студенческий театр исторической драмы. Ребята хотели себя попробовать во всех жанрах, поэтому, осуществив несколько драматических постановок, обратились к куклам. Выбор пал на филатовский «Сказ про Федота Стрельца». Однако воплотить идею в жизнь было не суждено. Вместо «Федота» свет увидел детский спектакль «Слоненок идет учиться». Как такая метаморфоза произошла, до сих пор не может объяснить не один участник студенческого театра. Но работать с куклами всем понравилось. Постепенно ребята стали выходить из-за ширмы, совмещать живой план с кукольным, родились постановки «Гамлета», «Севильского цирюльника». 
«И в какой-то момент я почувствовал, что учиться дальше в университете бессмысленно, – говорит Андрей. – Понял: достиг внутреннего барьера, за которым нет ничего. Не подумайте, что возникли проблемы с учебой. К тому времени я уже изучал четвертый язык – испанский, успешно справлялся со сдачей зачетов и экзаменов. Просто захотелось заняться театром вплотную». Тогда Денников отправился в ГИТИС. На свой страх и риск, без блата и всяких денег (поддержать могли лишь мама с бабушкой, а откуда у них крупные суммы). Каким-то образом растерянно ввалился в кабинет проректора института, стал убедительно и трагично рассказывать: «Понимаете, жить без театра не могу!» И проректор откликнулась, направила на факультет эстрадного искусства. Там всем руководил Иоаким Шароев. Какие только легенды про этого человека, запустившего Мишку в небо на «Олимпиаде 80», по Москве не ходили. 
В любом случае все знакомые уверяли Денникова, что уж на эстраде точно шансов нет совсем, конкурс гигантский, даже пробовать бессмысленно. Тем неожиданнее был звонок: «Приходите, Шароев ждет». Андрей с перепуга взял первых попавшихся кукол, магнитофон, и с огромным мешком реквизита побежал прослушиваться. «Захожу в кабинет Шароева, вижу огромный черный стол, за ним человек похожий на Сталина. На переднем же плане чья-то большая нога. Присмотрелся – а это Юлиан, эстрадный певец, один из последних учеников Иоакима Георгиевича. Начал судорожно искать розетку, чтобы подключить свою «Электронику». Ползал под стульями, заглядывал за шкаф, насилу нашел. В магнитофоне оказалась всего одна кассета вальсов Штрауса. И я под них и декламировал, и танцевал русский народный танец, и различные сценические штучки-дрючки выделывал. И тут Шароев спрашивает: «А фуэте прокрутить можете?» Отвечаю: могу. «А спеть?» Подошел я к расстроенному пианино и выдал арию собственного сочинения, а затем «Кошкин дом» на все голоса. 
В общем, посмеялся Шароев, но меня к себе взял, причем бесплатно и сразу на второй курс. А тут еще один актер из театра Образцова уезжал, и в институте вывесили приглашение для студентов попробовать свои силы в куклах. Пошел туда и уже через пять дней вышел на сцену в «Голом короле». Поставил дипломного «Людовика XIV» и продолжил работу у Образцова. А «Маленькие трагедии» я посвятил своему учителю – Иоакиму Георгиевичу. Прекрасный был человек. Говорил, если в первые минуты режиссер не забирает все внимание у актеров, репетицию можно заканчивать, ничего не получится. Стараюсь следовать его принципам». На сцене театра кукол Образцова Андрей Денников поставил уже не один спектакль. С успехом идет его «Исповедь хулигана» по Есенину, по заказу оперного театра Марселя Андрей создал музыкальную фантазию на темы оперы Верди «Риголетто». Французы требовали, чтобы все партии (и Джильды, и Герцога…) пел Денников. Столичные критики утверждают, что получилось нечто удивительное. Кстати, возможно, эта работа будет представлена Саратову в рамках следующего Собиновского фестиваля. Возможно. Пока же Андрей занимается другим заказом Марселя, кукольной оперой «Кармен». Говорит, получается синтетический театр, где он объединил все на свете: музыку, пластику, голос, живых актеров, кукол. «Зрители устали от насилия и жестокости в кино и на телевидении. Стремятся к высокому, к классике. В театре нельзя опускаться до усредненных желаний масс, гораздо приятнее пытаться поднять зрителя до уровня постановки. Удастся – ощущаешь ни с чем не сравнимую радость. Нет ничего более интересного, чем общение человека с куклой. Только здесь живой Моцарт может разговаривать с игрушечным Сольери, царь Федор может быть в буквальном смысле марионеткой в руках Бориса Годунова. В куклах скрыт огромный потенциал. Надо только суметь их разбудить, заставить действовать, переживать, жить …».

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва