Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ Казахстанская правда / 2004

Казахстанская правда / 2004

                                                               В  куклы играть —  это  весело  и  серьезно


Государственный академический центральный театр кукол имени С.  В . Образцова из своего огромного репертуара — сейчас  в   его  афише 24 названия — показал  в  столице три  спектакля . Но, пожалуй, полностью чистоту жанра сохраняет только сказка для детей «Кот Васька и его  друзья»: артисты в закрытых черных костюмах  и перчатках стараются внимание маленькой удитории сосредоточить  на  ярких куклах  и  приключениях персонажей. 

 В  «Маленьких трагедиях» Пушкина всех героев — от скупого рыцаря барона Филиппа до красавицы Лауры, донны Анны и Моцарта с Сальери — представляют два актера — Максим Мишаев и Андрей Денников, который   и  поставил  этот   спектакль.
Причем  Андрей, играя с куклами, отводит себе одну из главных ролей — Моцарта, для внешнего перевоплощения в которого  ему достаточно прямо  на  глазах публики надеть парик. Универсальность дарования  этого   актера  потрясает:  он , легко меняя голоса, передает диалог Лауры с доном Карлосом или Гуаном. При  этом  может профессионально спеть за героиню романс, станцевать вместе с нею зажигательный испанский танец. По замыслу режиссера,  в   спектакле  удивительно сочетаются глубина пушкинской мысли, занимательность действия  и , казалось бы вопреки жанру, юмор.
Ритмично чередуются диалоги и музыкальные  сцены, точно найдены «скрепы» между трагедиями: завязкой  в   спектакле  служит заказ Моцарту написать реквием. Тема власти денег становится главной  в  «Скупом рыцаре», но она так  же губительна, как  и  любовная страсть Дона Гуана. 
Лишь гений Моцарта побеждает смерть,  его  музыка торжествует  и  над черной завистью Сальери,  и  над роком. 
«Исповедь хулигана» — моноспектакль,  в  котором   Андрей  Денников  выступает как автор литературно-музыкальной композиции, режиссер-постановщик, художник-постановщик, художник по куклам и хореограф, а также исполнитель 26 ролей. Перед нами проходит жизнь русского поэта  в  точно созданном политическом  и литературном контексте эпохи. Мы видим  в действии известных современников Есенина — поэтов Александра Блока  и  Анну Ахматову, Владимира Маяковского  и  Зинаиду Гиппиус, слышим их стихи. Смешны  и  зловещи главные большевики — паяцы Ленин  и  Троцкий, палач Сталин. Причем куклы одновременно напоминают самые известные портреты знаменитостей, но, как  и  положено, утрируют черты. Маяковский, например, представлен,  в  отличие от других персонажей, плоским, будто вырезанным из плаката, изображением. 
 Андрей   Денников  точно передает стилистику танца великой Айседоры Дункан  и движением руки, одетой  в  длинную белую перчатку, показывает бессмертного «Умирающего лебедя» Анны Павловой. Но главное — стихи. Они звучат просто  и  естественно, без нарочитой поэтической интонации. Мы слышим самые знаменитые есенинские романсы, а также озорные частушки под лихой перепляс. Словом,  спектакль  оставляет очень сильное впечатление, и в первую очередь благодаря личности  актера ,  которая  вызвала жгучий интерес публики. 
После  спектакля   Андрей   Денников ответил  на  вопросы. 

— Ваша универсальность —  это  норма для  актера-кукольника  или отклонение от нее? 
—  Я был учеником Иоакима Георгиевича Шароева на режиссерском отделении ГИТИСа, кукловождению  меня  никто не учил,  в  Москве вообще нет кукольных отделений  в  театральных вузах. Поэтому по диплому  я  режиссер эстрады, массовых зрелищ, музыкального театра. 
Петь меня тоже никто не учил, просто голос оказался поставленным от природы. Но поскольку в  репертуаре нашего театра появились  и оперы, например «Риголетто» Верди, «Кармен,  моя Кармен» Бизе, то теперь приходится заниматься профессионально вокалом с солисткой Большого театра Юлией Замятиной. Семь лет  я  выступал  в составе танцевальной группы Большого детского хора Государственного телевидения  и  Всесоюзного радио под руководством Виктора Попова.  Мой бывший педагог — заслуженная артистка России Юлия Канаева теперь как хореограф работает  в  моих   спектаклях. Что касается драматических способностей, то тут уж что Бог дал плюс большая школа ГИТИСа  и   мое  увлечение работой старых мастеров, таких как  Николай   Мордвинов , Олег Борисов, Евгений Евстигнеев...

— Но вы еще  и  художник...
—  Это  тоже  мое  собственное. Творю, как Бог  на  душу положит.  Я  придумываю куклы, а для «Маленьких трагедий» сам  и  делал. 


— А как  же  вы пришли  в  кукольный театр?

— Вначале я учился на историко-филологическом факультете университета, где собрал вокруг  себя  студентов  и основал театр-студию, мы играли кукольные  спектакли .  Это   мое  хобби еще со школы. Когда театр-студия перерос в более серьезную организацию и появилась потребность  в профессиональной  сцене ,  я  понял, что учиться  в университете больше не могу, поэтому с третьего курса ушел в ГИТИС. А в театр Образцова меня пригласили, зная о студии,  в которой я продолжал работать параллельно учебе. Поэтому уже за год до окончания вуза  я  был приглашен  в  театр. Кстати, часть  моих  ребят-студийцев тоже пришли со  мной, сейчас они здесь  актеры , а  я  режиссер.

— Раз вы учились  на историко-филологическом факультете, понятен ваш интерес к классике — Пушкину, Есенину...

— Наверное, это так. Но если говорить о «Маленьких трагедиях», то я просто люблю хорошую драматургию. Считаю, что театр должен ставить классику, потому что у нас  и  так полно низкопробных сериалов.

—  Зрителей  потрясает ваше внешнее сходство с Есениным. Наверное, вам об  этом  не раз говорили. К «Исповеди хулигана» вы шли от  него или существует более глубинная связь?

— Конечно, говорят часто. Но дело не во внешности, внутреннее родство с  его  поэзией — вот самое главное. Кстати, «Исповедь хулигана» стала серебряным призером  на  международном театральном форуме «Золотой витязь», была очень высоко оценена профессионалами,  и  не только российскими.

 

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва