В куклы играть — это весело и серьезно
Государственный академический центральный театр кукол имени С. В . Образцова из своего огромного репертуара — сейчас в его афише 24 названия — показал в столице три спектакля . Но, пожалуй, полностью чистоту жанра сохраняет только сказка для детей «Кот Васька и его друзья»: артисты в закрытых черных костюмах и перчатках стараются внимание маленькой удитории сосредоточить на ярких куклах и приключениях персонажей.
В «Маленьких трагедиях» Пушкина всех героев — от скупого рыцаря барона Филиппа до красавицы Лауры, донны Анны и Моцарта с Сальери — представляют два актера — Максим Мишаев и Андрей Денников, который и поставил этот спектакль.
Причем Андрей, играя с куклами, отводит себе одну из главных ролей — Моцарта, для внешнего перевоплощения в которого ему достаточно прямо на глазах публики надеть парик. Универсальность дарования этого актера потрясает: он , легко меняя голоса, передает диалог Лауры с доном Карлосом или Гуаном. При этом может профессионально спеть за героиню романс, станцевать вместе с нею зажигательный испанский танец. По замыслу режиссера, в спектакле удивительно сочетаются глубина пушкинской мысли, занимательность действия и , казалось бы вопреки жанру, юмор.
Ритмично чередуются диалоги и музыкальные сцены, точно найдены «скрепы» между трагедиями: завязкой в спектакле служит заказ Моцарту написать реквием. Тема власти денег становится главной в «Скупом рыцаре», но она так же губительна, как и любовная страсть Дона Гуана.
Лишь гений Моцарта побеждает смерть, его музыка торжествует и над черной завистью Сальери, и над роком.
«Исповедь хулигана» — моноспектакль, в котором Андрей Денников выступает как автор литературно-музыкальной композиции, режиссер-постановщик, художник-постановщик, художник по куклам и хореограф, а также исполнитель 26 ролей. Перед нами проходит жизнь русского поэта в точно созданном политическом и литературном контексте эпохи. Мы видим в действии известных современников Есенина — поэтов Александра Блока и Анну Ахматову, Владимира Маяковского и Зинаиду Гиппиус, слышим их стихи. Смешны и зловещи главные большевики — паяцы Ленин и Троцкий, палач Сталин. Причем куклы одновременно напоминают самые известные портреты знаменитостей, но, как и положено, утрируют черты. Маяковский, например, представлен, в отличие от других персонажей, плоским, будто вырезанным из плаката, изображением.
Андрей Денников точно передает стилистику танца великой Айседоры Дункан и движением руки, одетой в длинную белую перчатку, показывает бессмертного «Умирающего лебедя» Анны Павловой. Но главное — стихи. Они звучат просто и естественно, без нарочитой поэтической интонации. Мы слышим самые знаменитые есенинские романсы, а также озорные частушки под лихой перепляс. Словом, спектакль оставляет очень сильное впечатление, и в первую очередь благодаря личности актера , которая вызвала жгучий интерес публики.
После спектакля Андрей Денников ответил на вопросы.
— Ваша универсальность — это норма для актера-кукольника или отклонение от нее?
— Я был учеником Иоакима Георгиевича Шароева на режиссерском отделении ГИТИСа, кукловождению меня никто не учил, в Москве вообще нет кукольных отделений в театральных вузах. Поэтому по диплому я режиссер эстрады, массовых зрелищ, музыкального театра.
Петь меня тоже никто не учил, просто голос оказался поставленным от природы. Но поскольку в репертуаре нашего театра появились и оперы, например «Риголетто» Верди, «Кармен, моя Кармен» Бизе, то теперь приходится заниматься профессионально вокалом с солисткой Большого театра Юлией Замятиной. Семь лет я выступал в составе танцевальной группы Большого детского хора Государственного телевидения и Всесоюзного радио под руководством Виктора Попова. Мой бывший педагог — заслуженная артистка России Юлия Канаева теперь как хореограф работает в моих спектаклях. Что касается драматических способностей, то тут уж что Бог дал плюс большая школа ГИТИСа и мое увлечение работой старых мастеров, таких как Николай Мордвинов , Олег Борисов, Евгений Евстигнеев...
— Но вы еще и художник...
— Это тоже мое собственное. Творю, как Бог на душу положит. Я придумываю куклы, а для «Маленьких трагедий» сам и делал.
— А как же вы пришли в кукольный театр?
— Вначале я учился на историко-филологическом факультете университета, где собрал вокруг себя студентов и основал театр-студию, мы играли кукольные спектакли . Это мое хобби еще со школы. Когда театр-студия перерос в более серьезную организацию и появилась потребность в профессиональной сцене , я понял, что учиться в университете больше не могу, поэтому с третьего курса ушел в ГИТИС. А в театр Образцова меня пригласили, зная о студии, в которой я продолжал работать параллельно учебе. Поэтому уже за год до окончания вуза я был приглашен в театр. Кстати, часть моих ребят-студийцев тоже пришли со мной, сейчас они здесь актеры , а я режиссер.
— Раз вы учились на историко-филологическом факультете, понятен ваш интерес к классике — Пушкину, Есенину...
— Наверное, это так. Но если говорить о «Маленьких трагедиях», то я просто люблю хорошую драматургию. Считаю, что театр должен ставить классику, потому что у нас и так полно низкопробных сериалов.
— Зрителей потрясает ваше внешнее сходство с Есениным. Наверное, вам об этом не раз говорили. К «Исповеди хулигана» вы шли от него или существует более глубинная связь?
— Конечно, говорят часто. Но дело не во внешности, внутреннее родство с его поэзией — вот самое главное. Кстати, «Исповедь хулигана» стала серебряным призером на международном театральном форуме «Золотой витязь», была очень высоко оценена профессионалами, и не только российскими.