Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ Концерт для Чичикова с оркестром / Монолог режиссера записал Андрей Кучеров, 2007

Концерт для Чичикова с оркестром / Монолог режиссера записал Андрей Кучеров, 2007

_______________театральный взгляд____________

 

ЦИТАТА: Герои мои потому близки душе, что они из души; все мои последние сочинения — история моей собственной души

Андрей Денников

 

Концерт для Чичикова с оркестром

Монолог режиссера записал Андрей Кучеров

 

   Гоголь очень хорошо сказал: «Судьба поэта печальна. Ему не прощают крупицу таланта, его го­нят, у него нет пристанища». И то, что участь поэта в России печальна, это справедливо и однозначно. По­этов в России гнали всегда и гонят до сих пор. А в конечном итоге да­же убивают. Убили Пушкина. Уби­ли Есенина. Странно умер Высоц­кий. Да что говорить, это — истина. Причем давно известная. Можно «крутить морду» от этого факта и говорить, что это очередное мне­ние сбрендившего паренька, ко­торый видит во всем какой-то заго­вор, страдает, как и Иван Грозный, паранойей. Нет, я ничем не стра­даю. У меня нет этой проблемы. Я не потерял уважения к людям и пы­таюсь даже жить по-гоголевски. Он, равно как и Есенин, и меня са­мого призвал в этой жизни любить и жалеть людей. Что и пытаюсь де­лать. Он говорил: через сострада­ние придет и любовь к России. И сегодня я пытаюсь сострадать и людям, которые в России живут, и всему, что у нас происходит.

   Он был печален и страдал. Его печаль была и в Италии, куда он уехал и где тосковал по России. Но при этом — что тоже звучит у меня в спектакле — он понимал: не уехать не может. В самом начале спектакля Поэт говорит: «Я не знал, ни как это будет, ни почему это нужно; я даже не задумывался об этом, но видел самого себя так живо в какой-то чужой земле, тос­кующим по своей отчизне. Может быть, это было то непонятное по­этическое влечение, которое тре­вожило иногда и Пушкина, — ехать в чужие края единственно за­тем, чтобы, по выражению его, «под небом Африки моей вздыхать о сумрачной России»... Проект и цель моего путешествия были очень неясны. Я знал только то, что еду вовсе не затем, чтобы нас­лаждаться чужими краями, но ско­рей, чтобы натерпеться, — точно как бы предчувствовал, что узнаю цену России только вне России и добуду любовь к ней вдали от нее». Он все время хотел добыть любовь к России. (Кстати, наша действи­тельность и наша отчизна так часто и нещадно бьют нас по голове, что в этой ситуации продолжать лю­бить страну очень трудно.) Его пе­чаль и в том, что на нем лежал крест творца. Этот крест взвалива­ет на себя без всякой посторонней помощи любой художник. Тот самый крест, который на Голгофу нес Христос. В Новом Завете он указал путь не только каждому христианину, но и каждому творцу — так будет и с тобой. Чтобы в ко­нечном итоге наступило обяза­тельное Воскресение. Не только души, но и твоего искусства. У ме­ня в «Маленьких трагедиях» не случайно финал светлый: несмотря на то, что Моцарт умер — отравили его, не отравили — звучит его музыка. Все дело в том, что искус­ство Моцарта, искусство Гоголя, искусство всех великих людей — музыкантов, художников, писате­лей — все равно процарапает наш день и прорвется, выстрелит даже в самый неожиданный момент. К примеру — Босх. Когда мы его уз­нали? Сколько лет прошло, прежде чем поняли, что Босх был гени­альным художником? И, на мой взгляд, не случайно в воспомина­ниях о Босхе первым делом возни­кает его картина, где Христос несет крест на Голгофу.

   Печаль, печаль одолевала Гоголя. И если сам Христос — Богочеловек, Творец небесный — молился о ча­ше, чтобы она прошла мимо, сколь­ко же таких молитв было у него, творца земного? Если Христос от всех напастей и страшного, траги­ческого предчувствия смерти, позо­ра, осмеяния, оплевания и распятия в конечном итоге содрогнулся, то что же говорить о простом смертном, хоть и великом творце Гоголе? Я думаю, подобные молитвы им были произнесены не раз.

   Его страдания достигли чуть не апогея, когда он сжигал второй том «Мертвых душ». Это же момент в его жизни — колоссальный. Он по­нял, что не в состоянии написать по-гоголевски «Божественную ко­медию» Данте Алигьери. Не в сос­тоянии показать Ад, Чистилище, а потом Рай. Потому что его герой Павел Иванович Чичиков неиспра­вим. Не случайно он в моем спек­такле после аферы с мертвыми ду­шами опять в тюрьму попадает. К нему являются Архангелы: «Павел Иванович! Проснитесь!» — «Нет, не так воспитан. Отец мне твердил: больше всего береги и копи копей­ку: это вещь надежнее всего на све­те...» (Сегодня это пророчество сбывается. «Все сделаешь и все про­шибешь на свете копейкой». Этот золотой идол застит глаза подавля­ющего большинства российского населения. Я сочувственно отно­шусь к этим людям — они практи­чески неизлечимы. Это уж какой-то психоз. Нервное заболевание. Ны­нешние молодые, энергичные люди тратят свою жизнь на этот бес­смысленный поиск приобретений, на этот бессмысленный, жуткий го­лод своей души.) Душа у Павла Ивановича голодная. Он не пони­мает, чем ее накормить. А ведь деньгами не накормишь. Для души пагубно.

  Таких людей, как Гоголь, иногда не воспринимают всерьез. Считают зарвавшимися или странными в лучшем случае. А в основном — су­масшедшими. Между прочим, мно­гие ныне живущие рассуждают так: он был ненормальным, а к концу жизни свихнулся на православии окончательно, просто спятил, что объясняет и его странную смерть. Так рассуждают люди недалекие или враги Гоголя.

  Когда я взялся за Гоголя, одного из сложнейших авторов, моей за­дачей было не показать анекдот, предложенный самому Гоголю ве­ликим поэтом Пушкиным, как ка­тается Чичиков по России, скупая мертвые души. Я хотел прежде все­го озвучить в этом спектакле само­го Гоголя, достоверно рассказать о том, каким он был. И мы даже ошиблись вместе с художником Анной Львовой: мы решили, что нужен    парик,    напоминающий прическу самого Гоголя. Но сам Гоголь ходил с разными прическа­ми, и суть не в этом. Сегодня я иг­раю Поэта без парика. Дело в душе Гоголя и его воззрениях на мир. Прежде всего, я начал читать его духовную прозу. Почему? Да пото­му, что сам Николай Васильевич Гоголь в своей переписке с друзь­ями написал как-то интересную фразу о том, что хотел бы остаться в памяти читателей тем Гоголем, какой он в этой самой духовной прозе, — Гоголем-мыслителем, философия которого зиждется на божественном присутствии, на православии и на духовной жизни человека. И я подумал: интересно, почему он так решил? Почему именно таким он хотел уйти из ли­тературы? Не «Ночь перед Рождес­твом», не «Мертвые души», не «Ре­визор», а именно духовная проза. Я считаю, что к концу жизни у Го­голя наступило великое прозре­ние, и он окончательно пришел к православию. Наверное, только великим людям удается раскрыть­ся окончательно, как цветку, к концу жизни. И не случайно тот же Пушкин, которого необыкно­венно почитал Гоголь, умер так, что причащавший его священник, выходя из комнаты, сказал: «Такая смерть — мечта любого человека». Ведь и уход Пушкина, несмотря на дуэль, был достаточно духовным: исповедь, принятие святого таин­ства Причащения...

   Гоголь не сошел с ума. Гоголь про­чувствовал свое предназначение писателя — не только развлечь, но и погрузить в размышления, заста­вить задуматься, изучить свою ду­шу, понять, насколько она порочна и можно ли ее излечить. С точки зрения Гоголя, излечивая душу, можно излечить и страну. В финале спектакля у меня звучит монолог из духовной прозы Гоголя, где он пи­шет: «Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздра­жаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается. Нет, это еще не любовь. Нет, если вы действи­тельно полюбите Россию, у вас про­падет тогда та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных лю­дей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сде­лать для России и будто они ей не нужны совсем. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не толь­ко в губернаторы, но и на самое последнее место, предпочитая одну крупицу деятельности всей бездей­ственной и праздной жизни». (Мне кажется это очень важные слова и для сегодняшнего зрителя, который приходит в театр, это основопола­гающие слова.) Это и моя позиция. Когда я произношу этот монолог, в зрительном зале — исключительная тишина. И я понимаю: это взгляд наших современников — и школь­ников в том числе — на Гоголя. Не всех, конечно, но многих. Многих! Слово Николая Васильевича Гоголя действует на людей нашего мента­литета гипнотически. Я не говорю на исключительно русских людей, я говорю о людях, которые живут в современной России.

   Еще когда я начинал работать над спектаклем, я сделал для себя очень интересное открытие по «Мертвым душам» и попытался воплотить это открытие в спектакле. Я решил, что все будет разыгрываться внутри брички, которая вращается, катит­ся по кругу, по России вместе с По­этом, творящим вокруг себя рос­сийский мир. Оттуда возникает и маниловская усадьба, и трактир. Собакевич, обедающий вместе с ху­дощавой Феодулией Ивановной, там же развалина Плюшкин, и уп­равляется бричка русским бала­ганным Петрушкой. Трех коней не будет, решил я, будет женщина, ко­торая «О, Русь, куда несешься ты?», то ли ведьма, как Солоха, то ли Панночка из «Вия». То так, то сяк... То дьяволица, то кающаяся греш­ница. Угадывай, как хочешь. Мне хотелось разбудить поток сознания, ассоциации. Весь этот наворот и есть, собственно говоря, Россия. Финальный монолог Поэта обра­щен именно к ней, призыв — давай, давай, поднимайся, еще брезжит свет, еще есть надежда на спасе­ние... (Сегодня не многие пытаются идти к этому брезжащему свету. А Россия сидит, присматривается и думает: идти за ними или сидеть там, где она сидит уже немало лет. Мне почему-то кажется, что прой­дет еще какое то время и она стро­нется с места. Вот предчувствую что-то. Интуичу, так сказать.) А от­крытие в том, что Гоголь в «Мер­твых душах» не пытался сделать то­го, о чем нам рассказывали в школах. (И до сих пор рассказывают.) Он не выписывал русские харак­теры. Гоголь пропускает каждого из пяти помещиков Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочку и Манилова — через себя. Дело в том, что он писал об одном человеке, ко­торый живет в России, он написал о русском человеке. И все герои «Мертвых душ» — те пятна на на­шей душе, которые есть в каждом. Нет человека, который, например, только Манилов. Манилов — квин­тэссенция того, что связано с ним, одна из болезней нашей души. Но она не одна, тут же — болезнь под именем Собакевич, болезнь под именем Ноздрев, болезнь Плюш­кин... Не бывает так, что болезнь одна. Это было бы очень просто. А Чичиков является этаким стомато­логом, который ковыряет зуб, рас­ковыривая кариес, и мы чувствуем — а! тут больно! — и в этот момент зритель смеется. Боль у Гоголя прежде всего в смехе выражается, и это мне очень близко, я очень это люблю, когда веселое, смешное, забавное, а на самом деле — очень печальное. Отсмеешься и... заду­маешься. Как впрочем, и «Реви­зор». Николай Первый, посмотрев спектакль, сказал, улыбаясь: «Мне досталось больше всего». Умный был царь наш Николай Павлович, очень умный.

   Речь в «Мертвых душах» идет об одном русском человеке. Птица-тройка несется вдоль его души. По­этому и сегодня каждому из нас очень близки и Манилов, и Собаке­вич, и Коробочка... Упремся во что-то лбом: «Вот так, и все!» — и, как Коробочку, ничем нас не сдвинуть. Именно поэтому Поэт вслед за Го­голем, пропуская помещиков через себя, играет каждого. Это мое по­нимание Гоголя, глубочайшего смысла «Мертвых душ».

   Самое страшное, что, по моему ощущению, сейчас — время Чичи­ковых. В моем спектакле идею о новом приобретении мертвых душ подсказывает Чичикову дьявол в облике Мефистофеля из знамени­той трагедии Гете «Фауст». Дьявол зажигает лампы на сценическом пространстве... Идет пролог: дьявол на небе разговаривает с Бо­гом — то, что Гете взял из Ветхого Завета, историю об Иове благочес­тивом — Бог разрешает Дьяволу ра­зорить его имение, лишить семьи и наслать на него болезнь, тем самым проверяя, благочестив ли человек на самом деле. И Бог в прологе мо­его спектакля разрешает дьяволу вести Павла Ивановича по жизни. Имя Павел тоже не случайность. Сам Гоголь так задумал. Апостол Павел тоже был изначально чело­веком неправильным: собиратель налогов, а потом вдруг прозрел, по­верил в Христа. В начале спектакля Бог дает Павлу Ивановичу возмож­ность: попробуй жить по-другому... Павел Иванович выпущен из тюрьмы, идет, как развалина, и ду­мает: «А как же так? Как же я без состояния-то?» И вместо того, чтобы подумать о своей душе — а для Гоголя, я повторяю, это основ­ной вопрос, судя по духовной про­зе, — думает о том, как же он будет без денег, новых приобретений. «А что скажут потом мои дети? Вот скажут — отец скотина, не оставил нам никакого состояния». И, как часто в подобных ситуациях, воз­никает Мефистофель и говорит: «Слушай, ну, что ты? Один умер, другой родится, все в дело годит­ся». Мозги у Чичикова начинают шевелиться, крутиться, крутиться (а у современных Чичиковых все хорошо с умением мыслить в отно­шении финансов, в отношении то­го, как выстроить линию своего по­ведения, они же артисты помимо всего прочего, и молодые в основ­ном). И понимает Павел Иванович: да нет, не все еще потеряно, можно снова попробовать жить, по новой созидать коммерческие круизы в российском просторном океане...

Иду пару недель назад к Цветно­му бульвару, везде стоят брички — черные джипы. На проезжей части, на тротуарах — выставка! И вижу: сидит в одном таком джипе король. Хорошо одет. Но выражение лица! Но глазки! Такая углубленная само­достаточность. Смешно. А я поду­мал: почему ты король? А что за ду­шой-то? А в голове? И вдруг он рез­ко трогается с места и задевает про­ходившую мимо пожилую женщи­ну. И уезжает, даже не обратив на нее внимания. Он что, будет выле­зать, напрягаться? Не будет. Ему все равно. Не видит. Не замечает. Кроме себя, своих дел и амбиций не видит никого и ничего. Король сегодняшнего времени. А кто знает, вдруг эта старушка — потомствен­ная графиня или блокаду Ленинграда пережила... Вот о чем я. К со­жалению, главным стержнем на­шей жизни стало приобретение, причем любой ценой, и конечный результат — деньги. У меня в спек­такле, продолжая и развивая эту те­му, звучит ария Мефистофеля на балу у губернатора, когда уже Чи­чиков — король, когда он уже сыплет деньги направо и налево, когда о нем говорят: «Миллион­щик! Миллионщик!» По этому по­воду у Гоголя есть гениальные сло­ва: «Виною всему слово «миллион­щик», — не сам миллионщик, а именно одно слово; ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого де­нежного мешка, заключается что-то такое, которое действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, — сло­вом, на всех действует». Это наше сегодняшнее — «Миллионы!», «Миллионы!», «А-а?! Да-да... Мил­лионы! Миллионы!..». Можно сой­ти с ума. Эти «миллионы» врыва­ются в спектакле с арией Мефисто­феля из оперы Гуно «Фауст». Я пою с куклой Мефистофеля в руках, а отовсюду летят и сыплются зо­лотые червонцы. Чичиков расшвы­ривает их, и все, кто на балу, носят­ся за ними в экстазе. Полное безу­мие. Бал у Сатаны. У губернатора правил бал Сатана. Сплошные пе­реклички с сегодняшним днем...

   Сегодня «люди гибнут за металл». Эта мысль меня очень волнует.

   Почему Гоголь сжег второй том? Да потому, что он хотел написать «за» Чичикова, а у него все получи­лось «против». Его желание не смогло побороть его гений. Он по­чувствовал, что как писатель он бу­дет фальшив. Интуитивно создал произведение, которое нужно чи­тать как его собственную исповедь. (Исповедальные у меня все спек­такли сегодня почему-то...)

  А Чичиков... Я против Чичи­ковых. Против бессмысленности их существования. Я не просто про­тив, потому что против. Я не хочу, чтобы «Сатана правил бал», я не хо­чу, чтобы люди «гибли за металл», я не хочу, чтобы вообще люди гибли. Архангел Михаил у меня в спектак­ле говорит: «Ах, Павел Иванович. Павел Иванович! Если бы хоть кто-нибудь из тех людей, которые лю­бят добро, да употребили бы столь­ко усилий для добра, как вы для добывания своей копейки, — как процветала бы наша земля...». Я то­же так считаю. И я считаю, что нуж­но служить России. Обязательно. (Недавно смотрел ТВ и мне почему-то показалось, что именно к этому призывает господин Путин. Хоро­шо, если это действительно так.)

  Тот памятник Гоголю, который стоит на бульваре, это, я считаю, памятник Сталину, а не Гоголю. Или Сталину в роли Гоголя. Или наоборот. Таких памятников по России — навалом. Стоят болваны, и непонятно, то ли революци­онеры, то ли поэты, то ли наши композиторы. Отдельно взятых, ко­нечно, напоминают. А мой лю­бимый памятник — у библиотеки. Я считаю, что это один из лучших па­мятников Москвы. Да это и не па­мятник, а выражение души творца. И эта его поза, печаль, осевшая на камне, окруженная гоголевскими героями, она так точна... Она как бы выражает тот крест, который на нем лежит: любовь к Родине, кото­рая иногда поворачивается к тебе затылком. Я этот памятник даже не люблю памятником называть или скульптурой. Это Гоголь. Когда я ставил спектакль, я часто ездил к этому Гоголю. Не для того чтобы преклоняться и кричать: «Ах, ка­кой!.. Ах, какой!..», но чтобы просто напитаться той энергетикой, кото­рая есть в этом, как принято назы­вать, памятнике. Я рассматривал каждую фигурку из «Ночи перед Рождеством», «Ревизора», «Мер­твых душ», «Шинели». Они неот­вязны от Гоголя. Я как-то стоял воз­ле памятника и вдруг подумал: всю жизнь он смеялся над чертом. Ка­кой же духовной силы был этот че­ловек, который смог себе позволить смеяться над дьяволом? И смеяться очень жестко. Взять хотя бы исто­рию о Вакуле, который намалевал картину, где черт представлен не в лучшем виде, и черт начинает мстить Вакуле. Гоголь знал, о чем он пишет. Ему черти мстили всю жизнь. Какой же все-таки силы был человек, не очень здоровый физически. У него и с желудком были проблемы: он ездил в Италию, пил воды. И когда я представлял себе картину смерти Гоголя, мне поче­му-то представилось, что из всех щелей комнаты, где он жил, полез­ли «свиные рыла», как говорит Го­родничий в конце «Ревизора». (Сейчас душа Николая Васильевича Гоголя, я уверен, там, наверху, у подножия престола Создателя.)

 

   В спектакле Поэт идет на луч све­та, символизирующий образ Хрис­та. Поэт поет «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». (Мне один работник нашего театра недавно говорил: «Да вы что! Это поется только во время Пасхи!» Я ответил: «Дорогой мой человек, Се­рафим Саровский, величайший старец нашей страны, когда к нему приходили, говорил: «Христос вос­кресе!» И ему всегда отвечали: «Во­истину воскресе!»). Христос воскрес не на Пасху. Что за обряд? Если просит душа эти слова, они должны быть. Не просит — что ж делать? 

Монолог режиссера записал Андрей Кучеров

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва