Концерт для Денникова с оркестром
Интервью с Заслуженным Артистом РФ Андреем Денниковым о юбилее и премьере.
Театр кукол имени С.В. Образцова всегда открыт для своих гостей. Приветливо кукует кукушка на волшебных часах, загадочно смотрят куклы из-за стеклянных витрин музея. И взрослые, и дети в считанные минуты заполняют зрительный зал, ведь каждый спектакль в этом театре – маленькое чудо.
Но не все спокойно в кукольном королевстве. Пока на сцене Емеля загадывает очередное желание своей щуке, а Скупой Рыцарь чахнет над своим золотом, в закулисье разворачиваются совсем не кукольные баталии.
Кляузники строчат кляузы, интриганы плетут интриги, заговорщики строят заговоры.
Недовольные укладом театральной жизни объединяются в группировки, пишут коллективные письма министрам, делают шокирующие заявления в прессу.
25 марта 2008 года пост художественного руководителя и директора театра им. С.В. Образцова, занимаемый им более десяти лет, оставил Борис Киркин, объявив о своем уходе на пенсию.
Театр замер в напряженном ожидании.
Похоже, этого поворота ситуации не ожидали даже сами «недовольные».
В таких «военно-полевых» условиях прошел 30-й день рождения актера и режиссера-постановщика театра, заслуженного артиста России Андрея Денникова.
Хотя сложно угадать по самому юбиляру, что он перешагнул столь серьезную дату. «Я не ощущаю особых изменений. Согласен, что внешне смотрюсь моложе своих лет, но этим обязан, скорее, генам. Моя мама и сейчас прекрасно выглядит, и многие часто не верят, что у нее такой взрослый сын.
А внутренне я всегда ощущал себя на большее количество лет, чем указано в паспорте. Мне все время хотелось общаться с людьми много старше меня. Я чувствую себя с ними на равных, чутко воспринимаю пережитые ими события и эмоции. Они мудрее, благодаря опыту прожитых лет.
Я с бесконечным интересом беседовал со своим учителем И.Г. Шароевым, с удовольствием продолжаю общаться с В.К. Васильевой, Е.С. Максимовой.
Со своими же сверстниками у меня всегда был очень трудный контакт. И, может быть, в силу моего внутреннего возраста, я воспринимаю всех артистов, с которыми я работаю, как своих детей, несмотря на то, что некоторые из них могут быть даже старше меня. Я чувствую себя ответственным за каждого из них, как настоящий отец. Я счастлив, что они оказывают мне доверие и воспринимают как данность то, что часто я учу их.»
Как все это сочетается с присущей Андрею поистине детской открытостью и необыкновенно светлым восприятием мира – понятно только ему. Ведь на вопрос:
«Какая разница между тем мальчиком, впервые увидевшим на экране С.В. Образцова, сделавшим первую куклу из фольги и яичной скорлупы и режиссером-постановщиком того самого театра Образцова?»
Андрей бесхитростно отвечает:
- «Никакой». «Я также восхищаюсь С.В. Образцовым, как и в детстве. Как и тогда, театр для меня - это театр Натальи Сац, с пролетающей мимо балериной, исполняющей партию Синей Птицы. До сих пор у меня дома есть друзья – игрушки, которые мне дарят люди. И до сих пор я разговариваю с этими игрушками, и, между прочим, очень им доверяю, потому что они меня не предадут никогда! (смеется) Так же люблю красоту и классическую музыку. И, может быть, то, что я делаю, я делаю неправильно. Но это то, что я чувствую, и по-другому я не умею. Это тоже сохранилось во мне с детства.»
К весне режиссер готовил премьеру «Нижинский сумасшедший божий клоун», балет-драму о жизни великого русского танцовщика. Обстоятельства сложились так удачно, что день рождения практически совпал с датой выхода спектакля. У этой постановки большая предыстория, начавшаяся со страстного желания Андрея Денникова поставить спектакль о балете. Позже, искусствовед Ирина Чернович случайно обронила фразу о том, насколько Денников похож на молодого Нижинского, чем только укрепила решимость режиссера. Спустя некоторое время Андрей начал воплощать мечту в реальность, изучая книги, написанные о нем и даже пытаясь написать собственную пьесу, рассказывающую о жизни великого «Петрушки» по дневникам самого танцовщика. «Вскоре я понял, что еще неделя работы с этими тетрадями и меня самого можно будет отправлять в психиатрическую лечебницу, потому что невозможно сохранить здравый рассудок, просто читая их. «Жизнь и смерть». Так они называются. Но все равно спектакль я построил именно по ним. В первом акте Нижинский еще может двигаться, его жизнь насыщенна. А второй акт – смерть. В первом акте есть зазеркалье, во втором его уже нет. И существует много других таких совпадений. Когда же я понял, что мне нельзя писать пьесу самому, я стал ее искать. И увидел афишу с именем «Нижинский» на ней. Это был спектакль Театра на Малой Бронной в постановке Житинкина с Домогаровым в главной роли. Однако в его спектакле рассматривался, скорее, вопрос деградации личности и патологического состояния артиста. А для меня, когда в театре начинается патология, это перестает быть театром, а становится чем-то отличным от него. Но в основе моей постановки, как и у Житинкина, лежит пьеса Гленн Бламстайн. Я попытался показать зрителю трагедию артиста и личности, неотделимых друг от друга».
Ощущения после премьеры у Андрея также вполне однозначны:
- «Устал. Премьера выпускалась вопреки, какое-то время даже втайне. Но Борис Михайлович Киркин, который поддерживал меня в этой идее, я, да и другие люди в театре, верили в то, что спектакль будет успешен. И хоть успех нельзя прогнозировать, но я на него надеюсь, потому что многие вложили в эту постановку свою душу, сердце и любовь. Даже кукол мы делали не в мастерских, а сами, сидя в театре ночами. Все сделано нашими руками, и мы все хотели, чтоб спектакль этот был. И после премьеры люди, которых я уважаю, чье мнение необыкновенно важно для меня, говорят, что спектакль удался. Я этому рад. А дальше покажет зритель. Будет он ходить – будет и спектакль.»
-Анализируя свой творческий путь, как вы оцениваете достигнутое вами, довольны ли полученным результатом?
-Я не никогда не думал о том, чего я достиг. Когда говорят о том, что я известен, мне кажется, что речь идет не обо мне, а о ком-то другом. А вещи, которые я делаю - это потребность выразить то, что находится во мне и рвется наружу. Так получаются образы и спектакли.
-Вас часто обвиняют именно в нарциссизме.
-Ни на грош во мне этого нет. Я отдаю всего себя своему делу. Этому меня и учили. Может и есть во мне что-то яркое, что заставляет людей приглядываться ко мне. Но я просто люблю свою работу, люблю театр и людей, для которых он существует. Люблю своих зрителей. Поэтому, кстати, и букеты никогда не передавал другим артистам. Надо видеть глаза тех, кто дарит мне эти цветы, потому что в цветах этих особая энергетика, которая дает мне силы.
Зрители с благодарностью отвечают на такую любовь со стороны артиста. После премьеры друзья, коллеги и поклонники Андрея Денникова устроили ему настоящий концерт, посвященный дню рождения режиссера. Поздравления, сюрпризы, букеты, песни и танцы, подготовленные в подарок – все это создавало неповторимую атмосферу душевного, семейного праздника. В конце Андрей сам горячо поблагодарил всех, исполнив романс.
А вот на вопросы по поводу творческих планов Андрей пока отмалчивается. Предпочитает занять выжидательную позицию и узнать, какие перемены принесет смена руководства в театре. Ведь Б. Киркин поддерживал проекты Денникова и его труппы.
«Я не представляю себе театр без директора, который пригласил меня сюда, который был достойным его руководителем.
И именно то, что Борис Михайлович был руководителем добрым, в итоге, обернулось против него. Разрешая брать кукол на "подработку" вне театра, понимая насколько необходим артистам дополнительный заработок, он теперь получил обвинения, что у этих кукол отваливаются руки и головы. Принял Екатерину Образцову в театр, дав ей возможность реализации своих режиссерских амбиций - выделял деньги на ее спектакли. Первый из них провалился. Во второй - вложено средств столько, сколько, наверное, во все мои спектакли вместе взятые.
И после всего эти люди делают Борису Михайловичу такие удары в спину. Причем это были люди, которые считались друзьями, с которыми он тесно общался и которым доверял.
Поэтому я не знаю, какая будет обстановка при новом директоре. Остается только подождать и посмотреть.
Тем более что не имею права унывать, потому что у меня есть огромный коллектив, который работает и хочет работать со мной.»
Алла Романовская