Кукольный Нижинский.
В Театре кукол имени С.В. Образцова состоялась премьера «балетного» спектакля.
Борис Поюровский.
В ЦЕНТРАЛЬНОМ ТЕАТРЕ КУКОЛ ИМЕНИ С.В. ОБРАЗЦОВА СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА ПЬЕСЫ ГЛЕННА БЛАМСТЕЙНА «НИЖИНСКИЙ, СУМАСШЕДШИЙ БОЖИЙ КЛОУН» В ПЕРЕВОДЕ С АНГЛИЙСКОГО АЛЕКСАНДРА ЧЕБОТАРЯ.
Театр в подзаголовке обозначил жанр спектакля: «балетная драма», и с помощью кукол ввел в него несколько хореографических номеров. Забегая вперед, хочу сказать, что именно они-то оказались эмоциональными вершинами представления - и «Лебединое озеро», и «Жизель», и «Весна священная», и «Шехеразада», и «Петрушка»... Что правда, фрагменты эти по времени сравнительно непродолжительны. Однако они призваны подчеркнуть трагедию великого русского танцовщика, выступавшего всего девять лет на лучших сценах Европы и Америки, но оставившего неизгладимый след в истории мирового балета.
Постановщик спектакля, он же — автор кукол, музыкального оформления, идеи сценографии и исполнитель главной роли Андрей Денников сумел увлечь своим замыслом художницу Анну Львову, скульптора Елизавету Наркевич, хореографа Юлию Канаеву и всех актеров. Особенно хотелось бы выделить Игоря Алдонина — Сергея Дягилева и Ирину Яковлеву — Ромолу Нижинскую. Я вижу их не первый раз и с удовлетворением отмечаю заметный творческий рост. Впрочем, это же можно.
Куклы все понимают...
Сказать и о других исполнителях, которым достались отнюдь не главные роли. Режиссер и актеры выстраивают точную психологическую систему взаимоотношений между героями, выявляя при этом характер каждого, будь то доктор Блейер — Алексей Шарапов или Медсестра — Ирина Осинцова. А какую изобретательность проявляют Вера Черкинская, Елена Поварова и Яна Михайлова в образах Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной и Брониславы Нижинской! Спектакль так устроен, что большинство актеров исполняют по две-три роли, но это тоже никого не смущает, потому что все стремятся обрести характерность, как это, к примеру, делает Максим Мишаев, которому и вовсе досталось пять образов — от санитара психиатрической клиники до Жана Кокто, Михаила Фокина и Леонида Мясина.
Спектакль только-только начинает жизнь, и потому хотелось бы высказать одно пожелание: пусть от представления к представлению в нем усиливаются драматические интонации. Пусть они потеснят даже малейший намек на сентиментальность. И тогда, нет сомнения, на первый план выступит не мелодрама, но подлинная трагедия Вацлава Нижинского и все действительно поймут, на что способны куклы...
«Куклы никогда не были для меня самоцелью. Если на маленькие кукольные плечи нельзя положить ту же почетную ношу, ту же обязанность быть действительно нужным людям, какая лежит на плечах «большого искусства», тогда я не хочу ни писать о куклах, ни заниматься этим искусством», - не раз повторял Сергей Владимирович Образцов.
И всем своим творчеством, многолетней практикой подтверждал, что для него это были не просто красивые слова, но руководство к действию, выступал ли он на эстраде с куклами или ставил спектакли в театре, который теперь по праву носит его имя.
Спор о том, что может послужить основой для создания спектакля в театре кукол, ведется не первый год. Как и дискуссия о том, каким должно быть соотношение в нем между куклой и живым актером. Да, конечно, иносказание, басня, сказка - все это, безусловно, благотворный материал для театра кукол. Но из истории известно, что и «Макбетом», и «Фаустом» тоже интересовались кукольники. Таким образом, выясняется, что не только юмор и сатира издавна правят здесь бал, но и философская притча, и трагедия вполне могут найти себе место в репертуаре.