«Маленькие трагедии»
Две планеты, два творца с ярчайшей и трагической судьбой, одаренные сверх меры, А.С.Пушкин и А.С.Денников, удивительным образом соприкоснулись своими орбитами. В разные эпохи, в разное время они несли любовь и свет людям. Пушкиниана всю жизнь сопровождала творчество Андрея Денникова. Первой его постановкой на профессиональной сцене стали пушкинские «Маленькие трагедии». Первую редакцию «Маленьких трагедий», созданную еще в виде моноспектакля, в последние дни жизни успел увидеть Иоаким Георгиевич Шароев. «В списке моих учеников много ярких имен. Я рад, что именно твое имя завершает этот список», - сказал тогда И.Г.Шароев, вероятно, предчувствуя свой скорый уход. Со временем доведенный до совершенства, этот спектакль стал одним из символов Театра Андрея Денникова. Он, безусловно, является одной из лучших интерпретаций гениального произведения Пушкина, приводившей в восторг пушкинистов-исследователей. Работая над этим спектаклем долго и кропотливо, Денников менял кукол и декорации, отыскивал новые интонации, совершенствовал игру актеров. Из моноспектакля «Маленькие трагедии» превратились в грандиозное действо. На сцену выходили два актера (сам Денников и Максим Мишаев), управлявшие 15-ю (!) куклами.
«Маленькие трагедии» Денникова родились как синтез разных искусств – драматического, певческого, танцевального и классического театра кукол. Этот спектакль аккумулировали в себе все художественные принципы Театра Андрея Денникова, определяемого им как «синтетический». Вершиной искусства кукловождения стал денниковский Моцарт, кукольные тряпичные пальцы которого как по волшебству оживали на клавиатуре кукольного же рояля. Пальцы, тонкие длинные пальцы музыканта, подчиняясь неуловимым движениям актера, становились живой человеческой плотью, обретали гибкость и твердость, теряли свою неживую тряпичную сущность. Поверить в то, что это волшебство достигалось одной только легкой и точной манипуляцией, без использования какой бы то ни было сложнейшей механики, было едва ли возможно. Да и разве можно было, зачарованно следя из зрительного зала за совершенным чудом, думать о том, каким каторжным трудом, кровью и потом оно создается …
Кукла Моцарта менялась вместе со своим создателем. Моцарт-дитя, смеявшийся неповторимым детским смехом в финале моноспектакля, со временем взрослел и становился все более похожим не только на известный портрет великого композитора, но и на своего творца – выразительными умными и печальными глазами, наполненными спокойствием и… любовью. Всем памятна одна из фотографий А.Денникова, на которой он с величайшей нежностью прижимает к щеке Моцарта-куклу. Вглядитесь в их глаза…
В репертуаре Андрея Денникова романсы на стихи А.С.Пушкина и арии из оперы «Пиковая дама» П.И.Чайковского. В архиве его неосуществленных постановок – величайшая национальная драма «Борис Годунов». Сохранились зарисовки и эскизы к «Пиковой даме» Пушкина. А за стеклом в его комнате замерла в своем громоздком павловском кресле кукла старухи-Графини – один из шедевров Андрея Денникова. Один из шедевров, с которым ему так и не суждено было выйти на сцену ГАЦТК им. С.В.Образцова.
И А.С.Пушкин, и А.С.Денников испытали на себе злобу и предательство, ядовитую зависть, интриги, подлость и просто человеческую глупость. Они сполна испили чашу страданий на смертном одре. Но не случайно их искусство неразрывно спаяно.Искусство двух гениев. Двух незаурядных личностей. Двух молодых людей, навсегда оставшихся 36-летними. Двух безвременно ушедших, но ставших частью нашей жизни, частью великой русской культуры, частичкой нашего кровоточащего сердца.
В груди моей горит рубин раненья,
Но я упрямо бью еще крылом ...
Нет, не умру я! Все внимайте пенью,
Что в лебедином сердце нес своем:
Услышьте вы, кто берег весь усеял
Войной, разрухой, голодом и злом.
В сердцах людей я доброе взлелеял!
Любовь придет! Пусть не сейчас ... Потом.
(А.С.Денников)
Любовь Столярова