Музыка – самое сильное оружие…
Давайте покажем детям что-нибудь красивое. Непременно красивое! Мерцающие загадкой горы, голубое лунное сияние, горящие разными цветами звезды, безумную сказочную зелень природы, хрусталь воды, рассекающий мрак золотой свет солнца. Стиль – «барокко». «Барокко» - это и музыка, и костюмы кукол, и их парики, и пышное оформление спектакля. Но главное отображение стиля – сами куклы, образы. Все они – фантазия не Шиканедера, автора очень расплывчатого либретто, все они - фантазия Моцарта. Именно музыка должна вести нас по пути, намеченному Амадеем. В музыке оперы нужно искать характеры, манеру поведения, жесты, эмоции и внешность героев. Мало сказать - «дикие звери из сада Зарастро». А какие они, если они покоряются причудливо, тонко и изысканно сплетенной мелодии волшебной флейты? Это звери нежные, красивые, мудрые, подобные скульптурам мифологических животных, ожившим и разгуливающим в парках Версаля. И если в либретто Шиканедера, в сцене 2-го акта, где вторично появляется Царица Ночи со своей самой знаменитой арией, посреди сцены стоит сфинкс, позади его «раскинулось море широко» - озеро, а где-то сбоку спит Памина на скамейке, то это никак не сочетается с местом действия, где царит музыка Моцарта. Ведь по описанию из либретто Шиканедера сразу, особенно по «сфинксу», ясно, что дело происходит в Египте. А страна Амадея – это особая страна, без конкретики, но ясно одно, что все жители этой страны чуть-чуть похожи на него. У них у всех обязательно должны быть длинные носы и огромные глаза. И еще, все они – частицы огромной души композитора. Каждая их ария, каждый дуэт - это переживания Моцарта, его смех, его слезы, его свет души и даже тьма. В Амадее как бы совмещается добро и зло (это крест каждого из нас), в нем преломляются два полярных образа, символизирующие те два начала: Зарастро – свет, и Царица Ночи – мрак. Моцарт ведет борьбу сам с собой, иронизируя над глобальной проблемой добра и зла.
Но всей этой иронии (напыщенность и даже чрезмерная торжественность солнцеподобного Зарастро, который «карая, прощая… прав неизменно», но все же достаточно уязвим в своей абсолютности; и желчь, месть, коварство, перемешенное с чувством брошенной неудовлетворенной женщины-интригантки в Царице Ночи), всего этого смеха над самим собой в этой вечной борьбе недостаточно. Так появляются самостоятельные персонажи: Тамино, Папагено, Памина…
«Главный» Моцарт важен для самостоятельно живущих персонажей тем, что он сочиняет музыкальную партию, т.е. сочиняет внутренний мир героев. Поэтому все они (и герои, и эмоции композитора одновременно, в одном воплощении) на время своих арий или дуэтов переходят в руки Амадея. И его душа поет с ними то предельно высоко, то низко, то тенором, то колоратурой. Потом все эти куклы-эмоции (Тамино, Папагена, Моностатос и др.) разлетаются, каждая к своему Моцарту, продолжая тем самым помогать Амадею одерживать победу над безумно красивым и женственным злом. Ведь в целом, весь этот комический хаос стремится только к гармонии. А гармония – это и есть Моцарт.
Давайте покажем детям что-нибудь не только красивое, но и гармоничное!
Наша жизнь во многом дисгармонична. Дети не могут этого не замечать: компьютерная неталантливая мультипликация, режущая яркостью красок бездарная реклама, ощущение абсолютной незащищенности перед жестокой реальностью (в первую очередь – перед преступностью, развивающейся, кстати, среди молодежи и, что шокирует, среди детей). Зарубежное кино воспитывает в детях понятия о наркотиках, о насилии, о разных способах терроризма, о силе вооруженного «до зубов» человека. Все то, что стреляет, взрывается, уничтожает, всё врезается в детское (да и не только детское) сознание. Оружие раньше создавалось, чтобы защищать Гроб Господень и честь Дамы сердца, чтобы идти в походы во имя веры или государства, чтобы воевать за свою Родину. Массовая культура сегодня как бы произносит девиз Портоса, но уже не с ироничным смыслом, а на полном ужасающем серьезе: «Я дерусь, потому что дерусь».
В сказке-опере Моцарта, которая должна стать близкой современному человеку прежде всего из-за музыки, обработанной на электронной технике, в тех темпах, в которых живет молодое поколение, к которым оно привыкло, в «Волшебной флейте» нет ни одного автомата, ни одной бомбы. Ибо Музыка – это самое сильное оружие. Тамино, заметим, убегает от Змеи совершенно не защищаясь шпагой или мечом. Перед лицом, или лучше сказать, мордой опасности ему проще и лучше упасть в обморок, чем сражаться, как это и подобает сказочному принцу-герою. Все переворачивается с ног на голову – и Змею убивают волшебством женщины - три фрейлины Царицы Ночи.
И у каждого из этих героев есть свой Моцарт, чтоб жить не только в музыке, но и вне ее. Тогда-то Моцарт и подчиняется общему хаосу, самостоятельной жизни героев, их воле, их победам. Они становятся воинами, помогающими ему разобраться в самом себе, побеждающими зло человеческое.
Андрей Денников
Публикация по подлиннику, хранящемуся в личном архиве Е.Б.Фоминой и А.С.Денникова.