Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ Несказанное, синее, нежное… / Алла Романовская, 2007

Несказанное, синее, нежное… / Алла Романовская, 2007

Несказанное, синее, нежное…

   Родина поэта радушно встречала гостей солнечной погодой, невообразимой красоты пейзажами и приветливыми лицами работников и посетителей музея.

   Добраться до музея было нелегко: транспорт ходит редко, а желающих попасть в этот особенный день в усадьбу было много. И успеть к официальному открытию празднования мы, увы, не могли никак. Поэтому отправились осматривать экспозицию самостоятельно.

   Домик Сергея Есенина. При входе сразу вспомнились строчки поэта:

"Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас.

За печурками точеными

Тараканы лезут в паз.


Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко..."

   Внутри все подлинное, а в сенях стоят те самые дежка и ухваты. В единственной комнате "прихожей", одновременно играющей роль спальни, кабинета и столовой поэта, "за печуркой точеной" стоит его кровать, в красном углу висят иконы, среди них Божьей Матери, Неопалимая Купина, оберегающая от пожаров. У другой стены - рабочий стол, за которым Есенин, не сидевший долго на одном месте, работал стоя.

   Возле этой комнаты был и закуток, куда помещалась только кровать, покрытая вышитыми покрывалами - маленькая спаленка матери поэта. Там же представлен еще один уникальный экспонат домика – ее пальто, тот самый "старомодный ветхий шушун", в котором и "выходит на дорогу" Татьяна Федоровна в ожидании возвращения сына.

   Может, благодаря сохранившейся обстановке, может, благодаря непрекращающемуся потоку людей, которым дорога память Сергея Есенина, но в домике поэта необыкновенно "живая" энергетика. Нет отпечатка застывшего времени, присущего многим музеям.

   Наша дальнейшая программа снова не совпадала с предложенной заповедником.

   В 12 часов, к 10-летию открытия Выставочного торгового центра, начинался показ моделей, продажа изделий из натурального шелка и роспись по шелку в техники батик на есенинские строки.

 
   А в 13:00 зрителям была заявлена музыкально-поэтическая встреча в двух отделениях с режиссером-постановщиком Государственного академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова, Заслуженным артистом РФ Андреем Денниковым, задать несколько вопросов которому мы и отправились перед выступлением.

   Стоит отметить, что Андрей прибыл не один, а в сопровождении своего помощника и коллеги, также артиста ГАЦТК им. С.В. Образцова Максима Мишаева. И пока Максим выставлял звук и налаживал технику, Андрей попытался донести до читателей, почему же творчество и судьба именно этого поэта так близки режиссеру:

    - Время, в которое жил Сергей Есенин – переломное в истории нашей страны. Переход от Царской России к России большевиков, революция, развал деревни, падение церкви – все это волновало меня, и заставляло задуматься, каким образом я могу выразить эту эпоху через театр, через какую призму я могу это воплотить. В какой-то момент, перечитывая стихи Сергея Александровича Есенина, я понял, что в образе данного поэта объединяются все эти проблемы. Он несравнимо более других близок к народу. Страдания и метания человеческой души, переживаемые Есениным, необычайно роднят его с нами.

   И я стал искать, через какие произведения поэта, факты его биографии, можно все это выразить. Изучил множество документов, отсеивал массу информации и в итоге создал собственную сценическую литературно-музыкальную композицию. В результате боль за Россию 1917 года, за русскую деревню, за мать, оставленную вдали – все это находит отклик в сердцах зрителей спектакля «Исповедь хулигана».

   Острым остается и вопрос веры в душе поэта. Момент падения Православной церкви в нашей стране Есенин особенно переживал в своем сердце. «Стыдно мне, что я в Бога верил», говорит он, но при этом добавляет «Горько мне, что не верю теперь». При этом Сергей Александрович до конца своей жизни оставался православным человеком.

   Все плохое и хорошее, связанное с русским народом, сконцентрировалось в Сергее Есенине. Поэтому я понял, что лучше него нет фигуры, чтобы показать этот раздираемый страстями двадцатый век, его начало.

   - А Вы могли бы жить в тот исторический период?

   - Так как во время спектакля я ассоциирую себя с Есениным, я становлюсь им на время, то думаю, что вполне возможно. И могу предположить, что вел бы я себя, как и Сергей Александрович. Понимаете, большинство слухов про его разгульный образ жизни – не более, чем выдумка, самого поэта и его недоброжелателей. У Есенина никогда не было постоянного пристанища, собственного дома, куда бы его в нетрезвом состоянии могли забрать друзья или родные, поэтому все его «подвиги» становились достоянием общественности.

   - Но ведь были женщины, готовые принять поэта в любой ситуации, в частности Галина Бениславкая. Она всю жизнь любила Есенина, а ее образ даже косвенно не отображен в Вашей «Исповеди хулигана».

   - Дело в том, что этот спектакль – вся жизнь, глазами Есенина. Я выявил в нем все то, что было важно для самого поэта. Так бывает, что иногда люди, несмотря на все их положительные качества, не играют в нашей жизни той роли, какой хотелось бы им. Можно назвать Есенина неблагодарным, однако он – гений своего времени и судить его за все это, думаю, не стоит.

 
   - Вы глубоко вживаетесь в образ поэта. Прослеживаются ли у Вас параллели с его судьбой?

   - Возможно…Я также люблю нашу страну и переживаю за ее судьбу, как и Есенина меня порой гонят и несправедливо обвиняют, а еще, как и Сергея Александрович, я всего добивался сам, без протекции родителей или родственников. Любовь к Гоголю и Пушкину, глубокий культ матери, это тоже объединяет нас с поэтом. Единственное, я не разделяю его любви к Айседоре Дункан в силу ее возраста. Хотя и не могу утверждать с уверенностью, потому что, как вы понимаете, энергетика и обаяние у всех людей разные и проявляются только при общении. Поэтому на сцене люблю, скорее, ее поэтический образ.

   А так… я счастлив от того, что у нас с Есениным разные судьбы, потому что и живем мы в разное время. И путь каждого из нас обусловлен особенности именно его эпохи.

 

   - Если бы Вам представилась возможность встретиться с поэтом, что бы Вы ему сказали?

   - Это трудный вопрос. Наверное, сначала поблагодарил бы за то, что он создал за свою недолгую жизнь. Я бы сказал, что мне сегодня также грустно, как и ему тогда за нашу страну; что я его очень хорошо понимаю. Но помочь друг другу мы ничем бы не могли, а скорее всего, при встрече, как молекулы, ударились бы друг о друга и разлетелись.

А вообще, хотя бы раз в месяц в театральном сезоне я встречаюсь с ним на сцене.

 

   Как раз время очередной такой встречи настало и для нас. В зал научно-культурного центра прибыли зрители, перед которыми Андрей Денников и предстал в образе великого русского поэта и исполнил романсы на его стихи.

   Второй частью его выступления был моноспектакль «Кошкин дом». Желая преподнести именно такой подарок музею, артист руководствовался мыслью, что в День Рождения музея-заповедника Сергея Есенина, какая-то часть празднования должна отходить от общей тематики. Тем более на спектакль собралась и детская публика, с искренним восторгом принимавшая все перевоплощения Андрея в героев С. Я. Маршака.

   Увы, пресловутые трудности с транспортом вновь заставили нас изменить намеченной программе. И вместо концерта бардовских песен нам, с частью других московских посетителей, пришлось покинуть гостеприимные объятия заповедника.

   Однако атмосфера душевности, царящая в музее, красота природы – все это не может оставить равнодушным и заставляет снова и снова возвращаться в этот чистый край, которому посвящены самые волшебные строки «Несказанное, синее, нежное. Тих мой край после бурь, после гроз…»

Алла Романовская, 2007

Ссылка на оригинал статьи

 

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва