“Нижинский, сумасшедший Божий клоун”
Памяти моего любимого Друга,
Великой русской Балерины
Екатерины Максимовой
посвящаю этот спектакль.
Андрей Денников
Спектакль Государственного академического центрального
театра кукол им. С.В.Образцова
Премьера: 22 марта 2008 г., Москва
Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом
Пьеса: Гленн Бламстейн, перевод с английского Александра Чеботаря
Музыка: н. а. СССР Евгений Дога, Карл Мария фон Вебер, Адольф Шарль Адан, Фридерик Шопен, Петр Чайковский, Николай Римский-Корсаков, Клод Дебюсси, Игорь Стравинский
Постановка, куклы, музыкальное оформление, идея сценографии: заслуженный артист России Андрей Денников
Сценография и костюмы: Анна Львова
Художник-скульптор: Елизавета Наркевич
Хореография: заслуженная артистка России Юлия Канаева, заслуженный артист России Андрей Денников
Звукорежиссер: Андрей Петушков
Помощник режиссера: Ольга Алисова
Ассистент режиссера: Ирина Осинцова
Заведующий осветительным цехом: Александр Перышкин
Мастера по свету: Виктор Черковский, Сергей Тверсков
Действующие лица и исполнители:
Вацлав Нижинский |
— |
заслуженный артист России Андрей Денников |
Сергей Дягилев |
— |
Игорь Алдонин, Александр Ильин |
Ромола Нижинская |
— |
Анастасия Юргенсон |
Медсестра; Проститутка |
— |
Ирина Осинцова |
Санитар; Слуга Василий; Михаил Фокин; Жан Кокто; Леонид Мясин |
— |
Максим Мишаев |
Доктор Блейлер; Леон Бакст; Игорь Стравинский; Французский критик |
— |
Алексей Шарапов, Александр Захарьев |
Балерина №1; Матильда Кшесинская; Баронесса Швайсс |
— |
Вера Черкинская |
Балерина №2; Тамара Карсавина; Мадам д'Арне |
— |
Елена Поварова |
Балерина №3; Бронислава Нижинская; Фрау Хаузер |
— |
Яна Михайлова |
Кира, дочь Нижинского |
— |
Джованна Раппа |
«Фигура Нижинского в связи с данной темой возникла не сразу. Искусствовед Ирина Чернович однажды сказала мне: «Вы так похожи на молодого Нижинского! Вам бы поставить про него спектакль». Но тогда я не воспринял это предложение всерьёз. Лишь некоторое время спустя, прочитав книгу Веры Красовской о великом танцовщике, его дневниковые записи, я был захвачен историей его жизни, оказался в плену его личности. Захотелось сделать спектакль своеобразный, странный, как сам Нижинский. Поначалу думал, сам буду писать пьесу. Долго пытался, но у меня ничего не получалось. Начитавшись дневников Вацлава Фомича, понял: схожу с ума и ничего писать не могу. И тут я вдруг вспомнил, что когда-то видел на московских театральных афишах нечто, связанное с его фамилией. Поискал — и нашёл пьесу «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» американца Гленна Бламстайна, которая до этого была поставлена Андреем Житинкиным. Я прочитал её, и она мне безумно понравилась. Потом оказалось, что постановку можно приурочить к моему юбилею. Против чего я не возражал: я люблю кукол и люблю балет.
…Мне нравится балет в его чистоте. Это очень чистое искусство. И такой человек, как Нижинский, — всецело человек балета, собственно, сам балет, — он тоже был чистым человеком. В Нижинском я вижу ребёнка. Не случайно его любимым литературным героем был князь Мышкин, не случайно он умел общаться с детьми так, как не умел общаться со взрослыми. Его единственными достойными собеседниками были дети.
…Спектакль, который я сейчас ставлю, — о рабстве. Судите сами. Артисты балета — всегда рабы своего искусства. Фокин, Стравинский, Бакст, Кокто — все они актёры маленького кукольного театрика, руководимого Дягилевым. В свою очередь Дягилев зависим от глубокого чувства к Нижинскому и от дела, которому служит. Он должен всё время суетиться, заботиться о деньгах, контрактах, рекламе. И он раб этого кошмара, и он сам кошмар для Нижинского. Он тот самый Фокусник, которой в балете Стравинского истязает куклу Петрушки. А уж для театра кукол такой герой, как Петрушка, — это святая святых. То есть слияние балета, драматического театра, театра кукол и рождение на этой основе синтетического театра здесь настолько гармонично, что дальше просто некуда ехать.
Дочь Нижинского, Кира — тоже раб, раб того воспитания, которое даёт ей без отца семья матери. Эта семья ненавидит балет, ненавидит Нижинского, и Кира становится очень избалованным ребёнком. Медсестра в больнице — всегда в подчинении режиму. И так далее, и так далее. Недаром в спектакле возникает тема Золотого раба в золотой клетке Шехеразады: он протестует, он желает вырваться на свободу, но вырваться не может, потому что он всё-таки раб. Мне кажется, проблема рабства — очень важная проблема.
…В «Нижинском» есть над чем подумать, есть о чём поговорить. И хочется, чтобы эта история завладела каждым зрительским сердцем, каждой душой».
Андрей Денников