Нижинский, сумасшедший божий клоун / 2008

 

“Нижинский, сумасшедший Божий клоун”

 

Памяти моего любимого Друга,
Великой русской Балерины
Екатерины Максимовой
посвящаю этот спектакль.
Андрей Денников

Спектакль Государственного академического центрального
театра кукол им. С.В.Образцова
Премьера: 22 марта 2008 г., Москва
Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом

Пьеса: Гленн Бламстейн, перевод с английского Александра Чеботаря
Музыка: н. а. СССР Евгений Дога, Карл Мария фон Вебер, Адольф Шарль Адан, Фридерик Шопен, Петр Чайковский, Николай Римский-Корсаков, Клод Дебюсси, Игорь Стравинский
Постановка, куклы, музыкальное оформление, идея сценографии: заслуженный артист России Андрей Денников
Сценография и костюмы: Анна Львова
Художник-скульптор: Елизавета Наркевич
Хореография: заслуженная артистка России Юлия Канаева, заслуженный артист России Андрей Денников
Звукорежиссер: Андрей Петушков
Помощник режиссера: Ольга Алисова
Ассистент режиссера: Ирина Осинцова
Заведующий осветительным цехом: Александр Перышкин
Мастера по свету: Виктор Черковский, Сергей Тверсков

 

Действующие лица и исполнители:

Вацлав Нижинский

заслуженный артист России Андрей Денников

Сергей Дягилев

— 

Игорь Алдонин, Александр Ильин

Ромола Нижинская

Анастасия Юргенсон

Медсестра; Проститутка

Ирина Осинцова

Санитар; Слуга Василий; Михаил Фокин; Жан Кокто; Леонид Мясин

Максим Мишаев

Доктор Блейлер; Леон Бакст; Игорь Стравинский; Французский  критик

Алексей Шарапов, Александр Захарьев

Балерина №1; Матильда Кшесинская; Баронесса Швайсс

Вера Черкинская

Балерина №2; Тамара Карсавина; Мадам д'Арне

Елена Поварова

Балерина №3; Бронислава Нижинская; Фрау Хаузер

Яна Михайлова

Кира, дочь Нижинского

Джованна Раппа

«Фигура Нижинского в связи с данной темой возникла не сразу. Искусствовед Ирина Чернович однажды сказала мне: «Вы так похожи на молодого Нижинского! Вам бы поставить про него спектакль». Но тогда я не воспринял это предложение всерьёз. Лишь некоторое время спустя, прочитав книгу Веры Красовской о великом танцовщике, его дневниковые записи, я был захвачен историей его жизни, оказался в плену его личности. Захотелось сделать спектакль своеобразный, странный, как сам Нижинский. Поначалу думал, сам буду писать пьесу. Долго пытался, но у меня ничего не получалось. Начитавшись дневников Вацлава Фомича, понял: схожу с ума и ничего писать не могу. И тут я вдруг вспомнил, что когда-то видел на московских театральных афишах нечто, связанное с его фамилией. Поискал — и нашёл пьесу «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» американца Гленна Бламстайна, которая до этого была поставлена Андреем Житинкиным. Я прочитал её, и она мне безумно понравилась. Потом оказалось, что постановку можно приурочить к моему юбилею. Против чего я не возражал: я люблю кукол и люблю балет.

…Мне нравится балет в его чистоте. Это очень чистое искусство. И такой человек, как Нижинский, — всецело человек балета, собственно, сам балет, — он тоже был чистым человеком. В Нижинском я вижу ребёнка. Не случайно его любимым литературным героем был князь Мышкин, не случайно он умел общаться с детьми так, как не умел общаться со взрослыми. Его единственными достойными собеседниками были дети.

…Спектакль, который я сейчас ставлю, — о рабстве. Судите сами. Артисты балета — всегда рабы своего искусства. Фокин, Стравинский, Бакст, Кокто — все они актёры маленького кукольного театрика, руководимого Дягилевым. В свою очередь Дягилев зависим от глубокого чувства к Нижинскому и от дела, которому служит. Он должен всё время суетиться, заботиться о деньгах, контрактах, рекламе. И он раб этого кошмара, и он сам кошмар для Нижинского. Он тот самый Фокусник, которой в балете Стравинского истязает куклу Петрушки. А уж для театра кукол такой герой, как Петрушка, — это святая святых. То есть слияние балета, драматического театра, театра кукол и рождение на этой основе синтетического театра здесь настолько гармонично, что дальше просто некуда ехать.

Дочь Нижинского, Кира — тоже раб, раб того воспитания, которое даёт ей без отца семья матери. Эта семья ненавидит балет, ненавидит Нижинского, и Кира становится очень избалованным ребёнком. Медсестра в больнице — всегда в подчинении режиму. И так далее, и так далее. Недаром в спектакле возникает тема Золотого раба в золотой клетке Шехеразады: он протестует, он желает вырваться на свободу, но вырваться не может, потому что он всё-таки раб. Мне кажется, проблема рабства — очень важная проблема.

…В «Нижинском» есть над чем подумать, есть о чём поговорить. И хочется, чтобы эта история завладела каждым зрительским сердцем, каждой душой».

Андрей Денников

 

 

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва