Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ О войне рассказывают куклы / Елена Литовченко, 2005

О войне рассказывают куклы / Елена Литовченко, 2005

О войне рассказывают куклы

К 60-летию Великой Победы Центральный театр кукол им. С. В. Образцова пока­зывает премьеру спектакля «Бери шинель, пошли до­мой». Наш корреспондент встретился с автором сцени­ческой композиции, ре­жиссером и исполнителем Андреем ДЕННИКОВЫМ.

—  Создать спектакль о войне я задумал давно, только не знал, как за него взяться. Но однажды услышал разговор двух московских школьников о том, что, если бы не Америка, мы бы не смогли побе­дить Гитлера. И эта случайно бро­шенная фраза не просто задела — сразила, возмутила. Наш народ вынес на своих плечах безмерные тяготы страшной войны. Наши жер­твы были чудовищны — их просто не с чем сравнить. Сколько судеб выжжено войной! Победе было отдано все, до последней капли. А сегодняшнее поколение об этом не знает! Именно тогда я почти фи­зически ощутил потребность рас­сказать этим ребятам, кто четыре долгих года выдавливал врага с на­шей земли и буквально задыхался без второго фронта, обещанного союзниками, кто был истинным победителем фашизма в России, Польше, Болгарии и других странах Европы.

—  Андрей, вы молодой чело­век. Что вы знаете о войне тако­го, что позволяет говорить о ней другим?

—  Да, я родился в 1978 году. Но моя бабушка летом 1941-го поехала в белорусскую деревню и оказалась на оккупированной территории. Ее рассказы сыгра­ли важную роль в моей жизни. А до того как попасть в ГИТИС, я учился в РГГУ на историко-фило­логическом факультете.

—  Как вы собираетесь донес­ти до современных мальчишек и девчонок правду о войне?

—  Форма подачи складыва­лась постепенно. Тот поразивший меня разговор помог найти ход: появился американский президент Франклин Рузвельт. Следом воз­ник его оппонент Иосиф Сталин, а за ним — Уинстон Черчилль. Как только обозначились три слож­ные и противоречивые историчес­кие фигуры, я начал создавать пье­су. За основу взял переписку этих титанов. И конечно, очень важен образ Русского Солдата, малень­кого человека — того, кто умирал от голода в блокадном Ленинграде, дрался в Сталинграде... Много су­деб простых людей, которые ста­новятся выпуклыми на фоне гига­нтских политических страстей. Так рождался спектакль «Бери шинель, пошли домой».

—  Помимо лидеров трех вели­ких держав есть еще историчес­кие персонажи и как они выгля­дят в кукольном обличье?

  Есть Жуков, Молотов. Я стре­мился, чтобы исторические лич­ности имели реалистические черты и были узнаваемы. Гитлер появля­ется в облике Като(помните этого героя Астрид Линдгрен с желез­ным когтем вместо одной руки?). Его сподвижники — в капюшонах и черных рясах инквизиции. Толь­ко вместо крестов у них на цепи свастика. Мы воздаем должное агиттеатру Сергея Владимиро­вича Образцова — он придумал сатирические фронтовые програм­мы. У меня в спектакле есть одна из сценок той программы — «Сон Гитлера». Она и сегодня звучит смешно. Гитлер в изображении перчаточной куклы в утрированном образе, с лицом зеленого цвета. Здесь же Мамай, Ливонский Ры­царь, Наполеон — они напоминают, как были разбиты в России, и Гит­лер сходит с ума.

—  Сатира всегда действенна. Но без сильных художественных акцентов в такой постановке не обойтись...

  Звучат стихи о войне, строки из писем реальных солдат с фрон­та. Но главное — музыка Моцарта и Шнитке. Я считаю музыку душой своих спектаклей. Для единения с залом использую и совершенно гениальные песни военного вре­мени, сам пою их, а аккомпанирует мне на баяне и гармошке музыкаль­ный руководитель постановки Алек­сандр Канаев.

—  Андрей, расскажите о кук­лах.

  Эскизы кукол рисует Татьяна Рева, которая очень тонко чувствует кукольную стилистику, а сценог­рафия и костюмы принадлежат талантливой Анне Львовой. С ними я работаю постоянно. В этом спектакле используются практически все системы кукол: перчаточные, тростевые, планшет­ные, которыми на глазах зрителя манипулируют кукловоды, куклы-маски. Есть эпизод теневого театра и даже так называемый черный ка­бинет, когда куклами невидимо уп­равляют артисты в черных одеждах. Актеры выступают и в драмати­ческом амплуа. Поэтому спектакль этот не кукольный, а синтетического театра.

6, 8, 9 мая, Театр кукол им. СВ. Образ­цова

Елена ЛИТОВЧЕНКО

Изображение 005

 

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва