О войне рассказывают куклы
К 60-летию Великой Победы Центральный театр кукол им. С. В. Образцова показывает премьеру спектакля «Бери шинель, пошли домой». Наш корреспондент встретился с автором сценической композиции, режиссером и исполнителем Андреем ДЕННИКОВЫМ.
— Создать спектакль о войне я задумал давно, только не знал, как за него взяться. Но однажды услышал разговор двух московских школьников о том, что, если бы не Америка, мы бы не смогли победить Гитлера. И эта случайно брошенная фраза не просто задела — сразила, возмутила. Наш народ вынес на своих плечах безмерные тяготы страшной войны. Наши жертвы были чудовищны — их просто не с чем сравнить. Сколько судеб выжжено войной! Победе было отдано все, до последней капли. А сегодняшнее поколение об этом не знает! Именно тогда я почти физически ощутил потребность рассказать этим ребятам, кто четыре долгих года выдавливал врага с нашей земли и буквально задыхался без второго фронта, обещанного союзниками, кто был истинным победителем фашизма в России, Польше, Болгарии и других странах Европы.
— Андрей, вы молодой человек. Что вы знаете о войне такого, что позволяет говорить о ней другим?
— Да, я родился в 1978 году. Но моя бабушка летом 1941-го поехала в белорусскую деревню и оказалась на оккупированной территории. Ее рассказы сыграли важную роль в моей жизни. А до того как попасть в ГИТИС, я учился в РГГУ на историко-филологическом факультете.
— Как вы собираетесь донести до современных мальчишек и девчонок правду о войне?
— Форма подачи складывалась постепенно. Тот поразивший меня разговор помог найти ход: появился американский президент Франклин Рузвельт. Следом возник его оппонент Иосиф Сталин, а за ним — Уинстон Черчилль. Как только обозначились три сложные и противоречивые исторические фигуры, я начал создавать пьесу. За основу взял переписку этих титанов. И конечно, очень важен образ Русского Солдата, маленького человека — того, кто умирал от голода в блокадном Ленинграде, дрался в Сталинграде... Много судеб простых людей, которые становятся выпуклыми на фоне гигантских политических страстей. Так рождался спектакль «Бери шинель, пошли домой».
— Помимо лидеров трех великих держав есть еще исторические персонажи и как они выглядят в кукольном обличье?
— Есть Жуков, Молотов. Я стремился, чтобы исторические личности имели реалистические черты и были узнаваемы. Гитлер появляется в облике Като(помните этого героя Астрид Линдгрен с железным когтем вместо одной руки?). Его сподвижники — в капюшонах и черных рясах инквизиции. Только вместо крестов у них на цепи свастика. Мы воздаем должное агиттеатру Сергея Владимировича Образцова — он придумал сатирические фронтовые программы. У меня в спектакле есть одна из сценок той программы — «Сон Гитлера». Она и сегодня звучит смешно. Гитлер в изображении перчаточной куклы в утрированном образе, с лицом зеленого цвета. Здесь же Мамай, Ливонский Рыцарь, Наполеон — они напоминают, как были разбиты в России, и Гитлер сходит с ума.
— Сатира всегда действенна. Но без сильных художественных акцентов в такой постановке не обойтись...
— Звучат стихи о войне, строки из писем реальных солдат с фронта. Но главное — музыка Моцарта и Шнитке. Я считаю музыку душой своих спектаклей. Для единения с залом использую и совершенно гениальные песни военного времени, сам пою их, а аккомпанирует мне на баяне и гармошке музыкальный руководитель постановки Александр Канаев.
— Андрей, расскажите о куклах.
— Эскизы кукол рисует Татьяна Рева, которая очень тонко чувствует кукольную стилистику, а сценография и костюмы принадлежат талантливой Анне Львовой. С ними я работаю постоянно. В этом спектакле используются практически все системы кукол: перчаточные, тростевые, планшетные, которыми на глазах зрителя манипулируют кукловоды, куклы-маски. Есть эпизод теневого театра и даже так называемый черный кабинет, когда куклами невидимо управляют артисты в черных одеждах. Актеры выступают и в драматическом амплуа. Поэтому спектакль этот не кукольный, а синтетического театра.
6, 8, 9 мая, Театр кукол им. СВ. Образцова
Елена ЛИТОВЧЕНКО