ОПЕРА ВЕРДИ "РИГОЛЕТТО" В ТЕАТРЕ КУКОЛ
Недавно в Москве в Театре Кукол имени Образцова состоялось неординарное событие: премьера оперы Верди "Риголетто". Режиссер этого действа - Андрей Денников, он же - создатель кукол и исполнитель всех оперных партий, включая женские.
Денников не первый раз удивляет своими "кукольно-музыкальными фантазиями". Первой из них стала постановка "Молодость короля Людовика" - дипломная работа 22-х летнего выпускника Российской академии театрального искусства. Затем был мюзикл "Тиль", а потом - спектакль "Маленькие трагедии" по произведениям Пушкина, ставший лауреатом Фестиваля Русского искусства в Марселе (Франция) в 2002 году. Спектакль имел такой шумный успех, что директор марсельского театра Ришар Мартен предложил Андрею Денникову и Театру Кукол имени Образцова поставить для следующего фестиваля оперу Верди "Риголетто", взяв на себя часть финансирования. Проект показался Денникову несколько рискованным, но в то же время он совпал и с его собственными творческими устремлениями: режиссер давно мечтал поставить в кукольном театре именно оперу, правда, другую - "Волшебную флейту" Моцарта. Но это пока в будущем, а вот премьера "Риголетто" уже состоялась - в Марселе и в Москве. В своих работах Андрей Денников полностью отказался от традиционной ширмы, за которой играют актеры-кукловоды. Конечно, сам по себе прием совмещения на сцене живых актеров и кукол - не новость для театра знаменитого режиссера, кукольника Сергея Образцова, руководившего своим детищем до 1993 года. Его эксцентрические феерии в свое время покорили весь мир: например, до сих пор идущий спектакль "Необыкновенный концерт", сыгранный в 76-ти странах мира более 10 тысяч раз и даже занесенный в "Книгу Рекордов Гиннесса". Однако сам мастер однажды сказал: "Если после меня кто-то пойдет по моим стопам - театр погибнет. Повторы всегда хуже оригинала". Денников ищет свой, особенный смысл в отношениях людей и кукол на сцене. Один из старейших актеров театра Образцова, увидев на прославленных подмостках спектакль молодого режиссера, произнес: "Кажется, родился новый король".
В решении спектакля большую роль сыграло название драмы Виктора Гюго "Король забавляется", на сюжет которой написана опера Верди, - говорит Андрей Денников. - В нашей версии Герцог (у Гюго - король) - это и в прямом и в переносном смысле лукавый кукловод, ради забавы разыгрывающий вместе со своим окружением трагический сюжет, жертвой которого становится придворный шут Риголетто и его прелестная дочь Джильда. В совмещении на сцене актеров и кукол, которых они ведут, есть глубокий психологический и даже философский смысл. Скажем, актер Риголетто - это внутренний мир персонажа, а кукла Риголетто - игрушка в руках Герцога. Человек и кукла - две грани одного образа, и в такой сценической трактовке образ становится более сложным, наполненным".
По ходу спектакля зрители постепенно забывают, что, например, куклу-Джильду ведет актер, одновременно исполняющий роль Герцога или Риголетто, и им начинает казаться, что кукла - это самостоятельное живое существо.
"Я не могу сказать, что Джильда - всего лишь кукла, которую я создал и которой управляю, - говорит Андрей Денников. - Я проникаюсь богатой музыкальной драматургией этого образа, и между нами возникает обратная связь: мое сердце начинает биться в такт ее "сердцу". Конечно, я как актер создаю "дыхание" кукол, наполняю их содержанием, но только в том случае, если я сам наполняюсь ими. Кроме того, кукла в каком-то смысле "лучшая исполнительница" партии Джильды. В настоящей опере для этого персонажа всегда находится много "но": актриса либо слишком толста, либо далеко не молода… А кукла - это идеальная форма".
Хоры в спектакле исполняют артисты театра, прошедшие серьезные вокальные и хореографические тренинги. Главная же оперная "прима" - сам Андрей Денников. Артист умудряется петь и дуэты, и даже квартеты, стремительно переключаясь с одной мелодической линии на другую, что поначалу производит впечатление головокружительного трюка.
Опера "Риголетто" в постановке Денникова не совсем настоящая, как и сама музыка Верди, которая звучит в электронной версии аранжировщика Максима Лебедева. Это, скорее, "игра в оперу". Действо напоминает еще и игру в куклы, знакомую с детства и не требующую никакой актерской подготовки. В этой игре ребенок - и режиссер, и исполнитель всех ролей. Он же - волшебник, создающий мир воображаемый, но наполненный подлинными чувствами. Так иллюзия, созданная на сцене, становится внутренней реальностью сопереживающих зрителей. А это и есть настоящий театр.
Е. Андрусенко