Я так благодарна Андрею Сергеевичу за те чувства, что он во мне разбудил, что всеми силами хочу вернуть ему хоть чуточку той любви, что он излил на меня. И еще: после той страшной истории с его инсультом, я все время боюсь за него. Боюсь, что он не успеет узнать, как мы его любим, как мы благодарны ему... А все те дни, когда идут спектакли, а меня на них нет, я боюсь, что упускаю что-то очень важное. Я знаю, как Андрей Сергеевич ценит своего зрителя и ужасно, просто ужасно хочу, чтобы и залы были полны, и форум заполнялся рассуждениями умного, думающего, чуткого зрителя. Я знаю, как это ему важно. Если волнительно писать в форуме под своим именем, можно придумать псевдоним и никто никогда не узнает автора рассуждений. А мне хочется порассуждать. Мне хочется понять феномен его воздействия на людей, его харизмы и его потрясающего обаяния. В рядах его поклонников и девушки, и женщины зрелого возраста, как я, и мужчины, и молодые парни. И заметьте: ни одного фаната, ни одной дуры, готовой рвать пуговицы от костюма и караулить у подъезда! Андрей апеллирует совсем к другим чувствам людским, пробуждает их. И эти чувства так далеки от фанатизма! Конечно, это любовь! Но ничего общего не имеющая с той "любовью", когда влюбленный мечтает о глазках, ручках и прочее.
28 Декабрь 2006 @ 21:50
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
День памяти Сергея Есенина
Дорогой Сергей Александрович, Вам не должно быть одиноко там, на небесах, ибо в день Вашей трагической гибели столько людей почтили Вас в своих молитвах, пришли к Вам на Ваганьково, сыграли и посмотрели поставленный в Вашу честь спектакль. Мир праху Вашему, дорогой наш Есенин! Да упокоит Господь душу убиенного раба Своего Сергия...
… Я уже не удивляюсь себе, что, сбившись со счета, приходя на очередной спектакль, у меня так же екает сердце от "Здорово, ребята!". Ну да, такая я вот закоренелая "фанатка" и "маньячка". И уж если мне самой не разобраться в природе своих чувств, что вызывает у меня этот спектакль, то уж тем более не судить меня другим! Не удивляюсь я и тому, что люди плачут и смеются одновременно, не удивляюсь, что новый зритель, наш друг поэт Олег Потоцкий, сам сыгравший когда-то Есенина, влюбился в образ, созданный Андреем, и как не ревнивы артисты друг к другу, своего восхищения он не скрывал. Тональность образа, который задал на этом спектакле Денников, совпала с моей полностью, встреча состоялась, весь спектакль прошел, как в полете! Я уже привыкла, что после спектакля незнакомые люди бросаются друг к другу с пылкими словами, не в силах справиться с переполняющими душу эмоциями, рвутся поговорить, обсудить, заглядывают тебе в глаза с жаждой увидеть, что и ты, ты тоже был пленен огромным, невозможным талантом Андрея Денникова. Никто не ушел вчера после того, как зажегся свет. Это так необычно для современного театра, где люди, стесняясь, бегут в гардероб и спешат покинуть театр. Здесь не отпускает еще какое-то время, и зрители молча готовы стоять и слушать еще стихи, еще смотреть и аплодировать Артисту, кто хоть на какое-то время вернул им самых себя, таких вот чутких, возвышенных, хороших, любимых и готовых полюбить весь свет. Я вчера во время чтения прощального стихотворения стояла и смотрела не на сцену, а в зал. Смотрела и плакала от счастья, оттого, что жить еще можно в этом мире, что не страшно с такими вот людьми. Это прекрасное волшебное чувство!
Андрей, дорогой Вы наш волшебник! Какой мерой мы отплатим Вам за такую Вашу щедрость? Только лишь тем, что попытаемся в своей собственной жизни сделать кому-то хорошо...
Я не слишком напыщенно говорю? Может, немного есть, но меня до сих пор еще не отпустил вчерашний день и вечер...
09 Март 2007 @ 00:19
Ну почему они смеются?
Что такое, я опять пытаюсь объяснить всем, отчего мне так больно и грустно, но от меня отмахиваются рукой: да брось ты, к чему такие тонкости!
А я чувствую, что я не совпадаю с массой зрителей, не совпадаю, хоть тресни, не смешно мне на "Маленьких трагедиях" в сценах Скупого рыцаря! Я не могу пережить, что мне не только самой не смешно, но мне плакать хочется, когда я слышу чужой смех в этих сценах, смех, от которого страдальчески морщусь и, который кажется мне кощунственным и оскорбительным. Молодым зрителям смешно, когда Скупой рыцарь с вожделением вонзает ключ в замочную скважину, чтобы открыть свой сундук, когда он говорит, что испытывает при этом наслаждение, сходное с наслаждением убийцы, вонзающим нож в жертву. Я не ханжа, мои милые, я прекрасно чувствую и понимаю эротизм этой сцены. У меня потеют ладони, когда Скупой Рыцарь напрягается, вздымается и дрожит, силясь справится со своим волнением. Когда он сотрясается от наслаждения и в бессилии падает на свой сундук, я готова принять от зрителей любые эмоции, только не глумливый смех! ЧТО ТУТ СМЕШНОГО? Это гениальная сцена! Кукла в талантливых руках Артиста становится живой настолько, что вот, прямо у меня на глазах испытывает физическое наслаждение! Я словно вижу пот на лбу Скупого, я чувствую, как колотится его сердце, я даже начинаю чувствовать особый запах, честное слово. Рыцарь, который любит свои богатства больше всего на свете, которые заменили и затмили ему все, любит свое золото в буквальном смысле слова. И это сыграно, это прожито куклой таким точным и невозможно тонким способом, абсолютно без пошлости и похабства, что кроме восхищения и вздоха восторга что еще можно испытывать в этот момент?! Так чего же они ржут?!
Идет спектакль, в котором герои говорят языком великого Пушкина, а зритель, привыкший проводить свой досуг радуясь и отдыхая при рассматривании "веселенького" из области секса и насилия, оживляется и хихикает, вдруг услышав или увидев что-то из этой области. Оживляйтесь и хихикайте на антрепризах Стаса Садальского, слышите?! Там все направлено на плоть, на оболочку, но тут-то речь идет о душе! А это не розовая приправка к грубо-телесному. Так хочется, чтобы эти школьники почувствовали это. Извиняет их только то, что они еще дети, поэтому есть надежда, что их примитивизм воспитуем.
Но, честное слово, у меня вчера было чувство, что смеялись надо мной...
30 Март 2007 @ 23:31
Странная миссис Сэвидж
Спектакль изменился, или я раньше не обращала внимание на то, что когда санитарки уводят Сэвидж в первый раз в палату, она начинает страшно кричать: "Отпустите меня! Не мучайте! Помогите! Кто-нибудь, на помощь!" И тяжелые такие тени по занавескам, какие-то рожи и кошмарные чудовища носятся. Неприятная сцена, понимаешь, что там за оградкой "Тихой обители" вовсе не идиллия, там нет места здоровому человеку, потому что там сконцентрированы такие человеческие страдания и беды, такая боль и отчаяние, что вынести трудно, и уж счастья там точно нет и в помине. И по эту сторону тоже нет покоя, нет места любви и доброте. Куда же деваться? Где найти покой и приют? И вот тут-то и разыгрывается интермедия Рождества Христова...
Под крылами Ангела, подле рожденного Пресветлого Младенца все герои находят покой и умиление: обитатели дома засыпают, счастливые. Засыпают, хотя убеждали Миссис Сэвидж, что спать нельзя, страшась завтрашнего дня, они боялись уснуть и проснуться в другом, незнакомом и враждебном мире. А тут - спят, спят спокойно и безмятежно... И сама героиня уходит в мир одухотворенная и настроенная творить добро, нести, насколько хватит сил, свет и исполнять желания.
Вот он наш дом - на небесах! Вот где наше место. Вот куда надо стремится и куда мы непременно попадем, чтобы найти потерянную радость и настоящий покой, и жизнь вечную. Аминь.
13 Апрель 2007 @ 20:48
Джованна
Джованна - это девочка в золотых туфельках, это маленькая театралка и постоянный зритель всех спектаклей Андрея Денникова. Она важно ходит, необыкновенно красивая в своих нарядных платьях, она обмахивается веером, она крутит прически, она ждет спектакль, как праздник, и она умеет на этот праздник откликаться. Глазки ее горят, улыбка озаряет лукавое личико, ямочки на щеках играют. Она не шумит и не капризничает, она ЛЮБИТ Денникова. Это так очевидно и так трогательно...
Джованна очень серьезная девочка. Она легко откликается на все вопросы, что ты ей задаешь, она непосредственна и раскована, и я никогда не упускаю случая поболтать с ней. Ее сложно смутить серьезными вопросами, она реагирует свежо и нравится мне ужасно.
Но вот вчера она меня рассмешила и потешила, как никогда. Смеялась вся наша компания, смеялся Андрей Денников, когда ему рассказали. Ну вот представьте сами такую картинку: сидим мы разговаривает втроем на втором ряду в антракте "Риголетто", и вдруг я вижу, что идет Джованна и несет несколько букетов цветов, среди которых я с удивлением замечаю свою розу в целофане. Так, так, так, эт-то что за плутовство такое! А ну ка, малышка, подойди ко мне, пожалуйста. Нет, ты цветочки захвати с собой тоже. Ах, какие красивые цветочки! И что же ты собираешься с ними делать? Подарить Андрюше? Замечательно! А вот с этим что же? А этот Максиму Мишаеву? Ай, ай, ай, как досадно, а я купила его для Андрея. Ты понимаешь, нехорошо же дарить цветок, предназначенный для Андрея, кому-нибудь другому. У девочки недоумение на лице: почему же нехорошо? Все же по-честному, один цветочек Андрюше, а другой - Максиму. Нет, Джованна, ты уж извини, но я подарю эту розу Андрею. А вот чтобы Максиму не было обидно, я захватила для него букет тюльпанов. Если тебе не трудно, сбегай, принеси его. Да, да именно красные с желтым тюльпаны - для Максима. Повеселевшая девочка убежала и вскоре возвратилась с букетом гербер. Знаешь, говорит она мне, тюльпаны уже кто-то взял, давай вот, дари эти цветочки, они самые лучшие из всего, что там осталось.
Можете себе представить, какой стоял хохот вокруг нас! Подошла Елена Борисовна, которой тоже нравится наша Джованна, и подарила ей маленькую собачку в корзинке: Это тебе от Андрея. Джованна смотрит недоверчиво... Честно-честно, говорю я, - это от Андрея подарок тебе. Девочка все еще не верит счастью: Откуда взяли? Как он вам это дал? Да я его мама, говорит Елена Борисовна. У девочки округляются глаза, и она уверенно и безапелляционно заявляет: Этого не может быть!!! Снова хохот. Ну как же, милая, вот у тебя мама есть, почему же у Андрея не может быть?
Ну конечно, я ее понимаю. У Героев не может быть все, как у людей. Мне в детстве казалось, что Знаменитые Люди уж если пьют и едят, как все, то в туалет им уж точно не надо ходить. Представить себе Героя, одержимого теми же заботами, что и простые люди - выше детских сил. Для нее Андрюша не может быть чьим-то сыном, нет, он может быть только Артистом и жить может только лишь на сцене!
07 Октябрь 2007 @ 21:45
Константиново, День рождения Есенина
Праздник удался. Еще ни разу мы не видели столько фольклорных групп, таких ярких, веселых со своими гармошками: "Эй, Коломенские, а ну подвиньтесь-ка, теперь наша очередь, мы из Каширы"! "А эти-вот откудова? Из Луховиц?" "А, из Рязани-то больно хороши!" Вот так приплясывая и притопывая, подпевая, мы дошли до эстрады.
Ах-ах! Вместо милого сердцу луга, с кораблями-лавочками, с теплой деревянной эстрадой - вымощенная камнем площадка, на которой даже осенние листики не хотели задерживаться, такая она казенная и холодная. Эстрада, конечно, современная, радиофицирована хорошо, с крышей и ступеньками, но какой-то милый провинциальный дух пропал. Старая деревянная по дощечке собрана была, а тут все свинчивается-развинчивается. Зато задник шикарный. Вернее - его нет просто, поэтому за спиной артиста ветер гнул березы, создавая настроение, которое невозможно создать ни одной декорацией.
Уже по дороге в Константиново стало понятно, что едем мы в край светлого неба, где нет дождя. А во время выступления Андрея Денникова природа выказала особую милость: даже выглянуло солнышко. Сияло-грело, пока он был на сцене, и скрылось под слова прощального стиха: "Мы все уходим понемногу..."
Дорогие мои, хорошие! Я ревела, честное слово. Не могу слушать, как Андрей Денников читает Есенина, особенно, когда он в кураже. Абсолютно неважно похож он, или не похож, но читает и поет он так, как никогда и никто другой не сможет. Смотрела и жалела его, себя, всех нас. Стоит ли талант того, чтобы платить за него такую человеческую цену? Даже не цену, а жертву? Именно в жертву идет не только здоровье и весь уклад жизни, но и страдания близких людей. Какими слезами и потом все это питается! Кто оценит? В такие минуты, как сегодня, казалось, что триумф, взлет затмевают все. Смотрите, что сделалось со зрителями, смотрите в их глаза, загляните в души - сколько добрых чувств, любви и благодарности! И у меня в превосходной степени.
12 Ноябрь 2007 @ 02:30
Кармен! Моя Кармен!
Вот и я выбралась, наконец, посмотреть возобновленную постановку, которая некогда была одной из самых любимых из репертуара Андрея Денникова. Самой яркой, динамичной, драматичной, живой - без сомнения это была она, Кармен! Спектакль стоял номером один в списке произведений, куда нужно обязательно пригласить всех без исключения друзей и знакомых. Сегодня было страшно от того, что изменения могут не понравиться...
Ребята! Это потрясающий спектакль! Ничто не портит общего впечатления! Зная, насколько Кармен подвержена всяким изменениям, я не сомневаюсь, что все моменты, которые смущают сейчас, будут сглажены. Даже хорошо, что есть сомнительные места, значит надо приходить снова и снова, чтобы иметь счастливую возможность наблюдать и сравнивать.
Никогда еще этот спектакль не воспринимался, как история трех людей, свершившаяся реально. Раньше больше внимания уделяла я тому, как живет кукла, как исполняются вокальные партии и танцевальные номера. Сегодня на первый план вышла драма. Благодарить надо Максима Мишаева. Его Хосе задел столько струн в душе, что в первую очередь поговорить хочется о любви и страсти, о судьбе человека...
Недавно я рассказывала о Кармен своим юным родственникам, которые Мериме не читали, Бизе не слушали. Они впервые знакомились с историей этой страсти от меня, а я - пересказывала спектакль... И вот юная особа вдруг задает мне вопрос: "А что же, у Хосе не было выбора?". Ей стало страшно его жалко, и она хотела надеяться, что трагического конца можно было бы избежать. Глупышка, она не понимает еще, что выбрать и влюбиться в «правильного» человека невозможно никаким усилием воли. Вон их сколько, правильных, ходит нелюбимыми…
Но в спектакле Андрея у Хосе действительно надежды нет. Он "попал под каток", как сказала все та же девушка, как ни бейся, как ни сопротивляйся - конец один, и он неизбежен. Страсть, Рок, Смерть - все это преследует Хосе на протяжении всего действия. Нет рядом ничего и никого, кто бы мог что-то изменить в торжественном и трагическом его шествии на виселицу. Даже предвидя ужасный конец свой, он выбирает "красное и черное", и одно желание у него: продлить как можно дольше это движение, растянуть жизнь для того, чтобы вместить в нее побольше Кармен. Ее – царицу дум и грез, бурю цыганских страстей, мир истинного восторга, дикий сплав красоты и соблазнительности, вызывающий безумные желания и сулящий неслыханные наслаждения. Страдая от раздирающих душу чувств, он одновременно и наслаждается ими. Его выбор - в пламя с головой, сгореть дотла, сжигая одновременно все свои добродетели. Встретив Кармен, попав в плен ее страшного чувства, никто, да и прежде всего сам Хосе, не верят, что есть силы, способные противостоять этой страсти. Но это не так! Потому что на свете есть Любовь! А это чувство не меньшей силы, чем страсть.
Любовь, которая долго терпит, любовь, которая милосердствует, которая не превозносится и все покрывает. Та, что не бесчинствует, и не ищет своего. Любовь, которая может вынести все, которая не перестает. Любовь, которая выше всякой логики, выше всякого естества. Апостол Павел знал, что говорил в своем послании к Коринфянам. Это чувство, которое, овладев человеком, не унижает его, не уничижает его достоинство и не позволяет ему валяться в ногах своей страсти, а оно поднимает, окрыляет человека, дает ему силы и смысл жизни. Любовь пойдет на любую жертву, чтобы не поработить, а наоборот, освободить человека. Нет страха, нет страдания, есть опора и огромное желание возвращать обратно все полученные блага. Такая любовь не возбуждает, а умиротворяет. К ней хочется приникнуть, в нее хочется укутаться. Она не пылает, но светит, не обжигает, но дает животворящее тепло. Малыш тянется к матери, чтобы испытать такое чувство, без ее любви он просто физически не сможет жить. Такую любовь испытываешь, прикасаясь к святыням: уходит страх и отчаяние, укрепляются силы, наступает истинное счастье. Отношения людей, основанные на такой любви, неспешны и пытливы, нет напора, разрушающего все преграды, нет "давай-давай!", а есть наслаждение от медленного и ласкового узнавания друг друга, есть нежность и бережный, глубокий поток, сулящий настоящее блаженство от соединения душ и тел. Верность - естественный спутник такой любви. Невозможно даже представить себе, чтобы испытав такое чувство, кто-то променял его на фантастическую яркость, бешеную красивость, на вспышки страсти, сменяющиеся приступами тоски и отчаяния, страха одиночества, горечи от бесполезной траты сил, от несбывшихся надежд и ожиданий.
Любовь и Страсть - это не просто отношение Счастья и Несчастья. Это отношение Жизни и Смерти.
Все-таки мне кажется, что история написана так, что у Кармен должен быть оппонент. Такая вот женская логика. Но в спектакле Микаэла такова, что с ней действительно только капусту сажать. Ни по силе чувств, ни по силе характера, она не равна Кармен. «Андрея не переиграешь», - сказал мой друг. Поэтому у мишаевского героя действительно один путь - в бездну, в которую его влечет Кармен…
30 Ноябрь 2008 @ 23:23
Странная миссис Сэвидж
Странная...
Вспоминала спектакли с Касаткиной, который видела, и с Марецкой, который слышала. Это все не о том, это все не так и не тронули меня ни капельки. То ли дело наш спектакль, у Денникова!
Сегодня - как в первый раз. Вся переполнена чувствами, причем сформулировать что-то конкретно очень трудно. Ясно одно - этот воспринимается не разумом, а сердцем. Да, да! Это такой именно сердечный спектакль! Ну бывают же сердечные люди: отзывчивые, чуткие, скорые на помощь и очень жалостливые. Они смотрят на тебя, подперев щеку рукой, выслушивают, качая головой, и слезы капают быстро-быстро из их глаз. А потом улыбнутся, заиграют ямочками на щеках, засучат рукава и примутся исправлять то, над чем горевали и что жалели. И песенку запоют, чтобы работа ладилась. Вот так и этот спектакль. Легко плачется, легко смеется, легко все понимается и доходит. Он не просто хорош, он - очарователен, обворожителен, сказочен! Он сентиментален, добр и очень подходит для времени, когда мало надежд. Потому что он Рождественский, он нежный, он оптимистичный. Потому что настроение создается правильное:
Видно что-то пора менять,
Только что - не могу понять,
Обещали мне - все впереди,
Как знать, как знать...
......
И как глупо рубить с плеча,
И как просто быть правым в речах,
И как страшно бывает начать
Все с начала...
(К. Никольский)
17 Март 2009 @ 16:54
С Днем Рождения!
Сегодня День Рождения любимого артиста Андрея Денникова.
В одном из своих давнишних поздравлений Андрею Денникову я как-то писала, что пройдут годы, но он, обведя глазами зал, непременно увидит в уголочке дряхлую меня, которой все еще интересно...
Годы идут... Жизнь предлагает решать новые задачи, и возникающие непредвиденные обстоятельства меняют очень многое вокруг и внутри нас. Но если вглядеться в тот самый уголочек - я все еще там! Замаскировалась, чтобы не маячить и не маньячить, но там я, там!
Я сегодня по этому поводу даже выползла на форум и с удовольствием поучаствовала во флеш-мобе, который молодые форумчанки придумали на его День Рождения: каждый поздравил Андрея Денникова от имени какого-нибудь героя его спектаклей, при этом даже поменяв свою аватару. Очень трогательно!
Мы тоже, бывало, придумывали игры и забавы в этот день, устраивали сюрпризы и прочее. Это здорово, что все не прерывается, пусть так и будет. Наверное, это очень важно для артиста.
Андрей очень много изменил человеческих судеб. Это не слова. Многих из нас ударили горячие капли, следы от которых не уйдут никогда. Кроме всех прочих своих талантов, сам того не желая, он обладает удивительным даром собирать вокруг себя и своего имени хороших людей. Лично я благодарна ему за очень и очень многие встречи!
И я все еще здесь. И счастлива от всей души абсолютно искренне поздравить артиста и пожелать ему много-много всего хорошего и доброго!
Все будет хорошо!
21 Март 2009 @ 17:47
"Кармен! Моя Кармен!" и все иное, что сопутствовало в День Рождения Денникова
Надо было одарить Андрея Денникова подарком в честь дня рождения, но как оказалось, я на самом деле соскучилась и по театру, и по себе самой, тамошней и давнишней, по атмосфере, и по спектаклям, на которых обмирает душа.
Форумчане в фойе надували шарики, хохоча и радостно блестя глазами. Потом, после спектакля, это вылилось в поздравления со стихами, выходом на сцену в вечерних платьях с букетами и тортом. Я с удовольствием встретилась со старыми друзьями, но кроме всего прочего - мне очень понравился вчерашний спектакль!
Максим убедителен с первых своих слов. Представляю, как долго надо настраиваться на начальную сцену в тюрьме, ведь по сути своей это уже кульминация. Человек стоит на пороге смерти, он уже сделал все, что мог, жизнь заканчивается, изменить ничего нельзя. К нему приходит священник, чтобы принять исповедь, то есть человек должен не просто рассказать историю своей жизни, а исповедаться, осознать вину и ошибки. Исповедь - это плач о грехах, это слова: Я виноват! И Максим начинает свою роль именно так - отчаянно и горько... Очень мне нравится, когда исчезает тюремная стена, и на залитом красным цветом фоне человеческий черный силуэт вскидывает руки вверх, взлетает, замирает, потом резко ломается пополам, словно от удара поддых, руки-крылья заломаны, а потом падение, нет, просто обрушение! И все это под музыку Бизе... Как это называется правильно? Увертюра? Когда музыка в начале рассказывает краткую историю предстоящего спектакля? Так вот, увертюра Максима-Хосе - великолепна!
Леночка Поварова в сцене дуэта Микаэллы и Хосе очень изменилась. Она, мечтая о муже и своем доме-приюте нежном, вся раскрывается, и вот тут-то и видно, что эта женщина годится не просто капусту сажать - в ее глазах столько огня. Она перестает кутаться в платок приличной наварской девушки, пламя любви вырывается наружу. Но сначала это именно любовь и нежность, которая расцвечивает ее лицо, а потом, по мере того как она сплетает свой голос с голосом Черного тореадора, выражение лица меняется, появляется печать морока, страсти, мечты становятся явно более конкретные, ведь сейчас ей предстоит поцеловать мужчину, которого она любит! Состояние просто предобморочное, Микаэлу начинает пошатывать, она напрягается и теряет силы, опускается на колени и... и не видит, что вот-вот в открытую душу проникнет тот, кто так хищно внушает ей эти помыслы! Ах! Девушка спохватывается вовремя и крестным знамением отгоняет чары Страсти. Нда.
В театре Немировича-Данченко случился прогон, и наш Золотой Тореодор Эскамильо не смог сыграть в этом спектакле. Замены нет. Вы представляете, какой ужас - отсутствие одного из основных, можно сказать, героев! Надо выкручиваться, причем без репетиций это можно сделать самым простым способом - просто пропустить его реплики и номера. Будто бы и не влюблялась Кармен в изящного тореро, не танцевал он свой страстный танец, не устраивал корриду в честь своей возлюбленной, и Смерть не забирала его у нее на глазах. И Хосе не к кому будет ревновать, ему придется просто убить Кармен, без этой последней капли. :) И что вы думаете? Вышло очень даже хорошо! Мне показалось, что некоторые только лишь на поклонах вдруг заметили: "А где же Романенко?" Настолько все, как обычно напряженно, следили за игрой Кармен и Хосе.
Выходы Эскамильо - яркая краска, без него скучнее, но вчера я была ужасно рада, что мне так удачно повезло: присутствовать на таком уникальном спектакле - без Тореадора! Потому что финалы в Кармен - это особая история, их было несколько в моей театральной жизни, и вчерашний - еще один в копилку впечатлений. Имя Эскамильо не звучало, но на вопрос Хосе не влюбилась ли Кармен, она так взволнованно-страстно ответила, что любит другого, что несчастный обезумел от ревности и горя. А потом она стала перечислять всех мужчин Испании, кого любила, и такая обреченность была в ее словах! Она любила их всех, и будет любить, ей суждено Судьбой все время быть чьей-то страстью, вызывать бурные чувства и не самые добрые порывы в сердцах мужчин, сводить с ума и выламывать души. Незавидная и тяжелая доля, лучше уж на нож, честное слово! Сразу захотелось написать от имени Кармен, как это тоскливо - быть такой женщиной в жизни мужчины, играть роль того, через которого приходят искушения, роль того, кто ломает жизни. Кармен явно не приходит в восторг от такой перспективы, ей мерещится очередь ее следующих жертв. Вот она раскладывает карты на привале: Бубны, пики, любовь, смерть... И нет конца, нет счастья... Она верит в судьбу, она ищет чего-то другого в череде этих повторов, а вдруг придет иное?! А вдруг? Но нет... Бубны, пики... А она - игрушка в руках чьей-то воли, ей не вырваться из этих чужих, водящих ее рук. В начале спектакля мы видим абсолютно свободную, раскованную, хохочущую женщину, соблазняющую и сводящую с ума потому, что ей этого хочется! Ей! Это ее выбор! Она красуется, она - вольная птица, она крутит колесо своей судьбы. Но потом и она, и мы понимаем, что ее независимость - это иллюзия. Встав на путь страсти, человек теряет то, чем так дорожит - свободу! Не она, а ей манипулируют. И мужчина сменяет мужчину в ее жизни не потому что она этого хочет, а потому, что так велит Страсть, которая готовит пищу для Смерти, а Кармен - наживка на крючке. И эта неволя, эта роль вдруг становится ей так ненавистна! Она вновь хочет быть свободной и совершить то, что хочет сама. Она прозревает и видит Черного Тореадора за своей спиной. Кармен не хочет больше быть орудием в руках этих двух сообщников: Черного Человека и Смерти, биться на удочке их коварных замыслов, она не желает больше губить людей! Потрясающе!
Какой грандиозный замысел? Ого-го! Не просто любовная интрига между четырьмя людьми, на сцене закрутилась история космического масштаба. Не просто гибель очередного любовника Эскамильо, а бесконечность повторов - вот что приводит Кармен в отчаяние, и она бросается на нож. Не от скуки, не от ощущения потери, не от страха перед ревностью Хосе, дескать он все равно меня убьет, так уж поскорее... Нет! Она на миг вдруг вновь становится свободной, вырывается из рук своего кукловода и взмывает птицей из своей путанной клетки-жизни. А Черный Тореадор в недоумении и страхе гибнет! Зло не может существовать бесплотно, именно нашими руками оно действует, лишившись Кармен, Черный Тореадор становится бессильным. Увы, это не означает, что он не найдет себе новую жертву.
6 Октябрь 2009 @ 22:53
Про фишку
В стране местные выборы грядут. Водитель, что вез нас на такси в Константиново, сетовал, что у них то свет вырубят, то воду отключат. А все потому, что новые кандидаты хотят воспользоваться недовольством населения: дескать, вот вам как плохо, а мы придем - сделаем очень хорошо!
Глава Рязанской области решил воспользоваться и радостью тоже. Присоседиться к всенародному празднику поэзии в день рождения Сергея Есенина, посетить его родину село Константиново и попотчевать собравшихся на праздник отчетным торжественным докладом. Наконец, нашел время. Так и сказал!
Солнце пригревало изрядно, поэтому собравшиеся благодушно щурились, мечтательно думали о своем, вглядываясь в просторные окские дали, пока товарищ по бумажке перечислял миллионы, которые он готов внести в то, чтобы превратить Константиново в центр модного туризма, привлечь молодежь строительством базы экстремального водного спорта, взгромоздить на милом сердцу берегу большой культурно-деловой центр. "Есенин - это наш бренд! - говорил он.- Это наша, как говорится, фишка! Гвоздь программы! Необходимо воспользоваться тем, что он так удачно родился на нашей земле, и выжать все, что можно, раскручивая его имя!" Честное слово, он именно так и говорил! Именно такими вот словами, я не вру! Я толкала Юльку в бок, потому что я не умею, а она очень здорово умеет...свистеть! В два пальца! Я хотела освистать этого товарища за такие речи, утопить его в презрении и гневе, но ОМОН меня отрезвил. Потому что выведут вон, не дадут посмотреть концерт и выступление Денникова. А потом вспомнила про кризис, про то, что деньги, которые были, ушли наверняка, и успокоилась. Хотя вот ведь эстраду перестроили! Вместо милых деревянных лавочек, что как лодочки, плыли по одуванчиковому желтому морю, теперь мы имеем забетонированный плацдарм. А что еще сделают, и нас не спросят!
Ах, Константиново!
У домика поэта читали и пели барды. На эстраде - литературная композиция по "Анне Снегиной" в исполнении рязанского театра и Государственного Рязанского хора. Очень душевная композиция, надо сказать. Особенно понравился артист, играющий Мельника. Около школы на лужайке - фольклорные группы в ярких костюмах с гармошками. На площади устроили ярмарку, небольшую эстраду, с которой удивительно мило звучали старые советские песни типа "Листья желтые". Мы как раз там обедали, когда молоденький худенький парнишка низким очень приятным баритоном затянул: "Ты-ы моя мелодия!".
Но самое главное началось в три часа в Культурном центре. Выступление Андрея Денникова "Знакомый ваш Сергей Есенин". Ну, что нам он давний знакомый - это все знают. Мой ЖЖ просто перегружен восторженными упоминаниями его персоны, описанием его спектаклей и прочее. Вот он - гвоздь, бренд, фишка - все эти некультурные эпитеты вполне передают неординарность этого культурного явления. Ну хоть тресни, но оспорить этот факт не удается никому, никаким недоброжелателям. Явление! Удивительное и неповторимое!
Казалось бы, чем уж нас-то с Юлькой можно удивить. Ведь мы старые фанатки и маньячки, видели все его спектакли, здесь в Константиново тоже почти каждый раз имели радость наслаждаться его выступлениями. Но ведь удивил же! Удивил и порадовал. Потому что показал то, что было в "Исповеди хулигана", но уже не идет. Показал то, что задумывал, но снял, что сочинил, но так и никогда не поставил. Кроме сюрпризов были спеты все песни, показаны самые душевные номера из спектакля. Сердце мое стало мягким и нежным, все колючки и крючки перестали цеплять, благодарность и радость за сладостное исцеление - вот что принес этот концерт.
Денников - личность, сыгравшая очень большую роль в моей жизни. Сам того не зная, он способствовал тому, что сейчас мое окружение состоит из родных, созвучных, близких и любимых мне людей. Его творчество было тем маяком, на свет которого мы все пришли. Что бы то ни было, но восприятие людьми его спектаклей - это мой тест, мой критерий отделить "своего" от пришельца. Думаю, что меня обогатило все, что он принес в мою судьбу. Все. За все и хочу сказать ему большое "Спасибо!". Я не просто зритель, я друг. И как полагается другу, я всегда рядом, стоит только руку протянуть.
09 Ноябрь 2009 @ 00:01
И вновь "Кармен! Моя Кармен!"
Чудесный, потрясающий сегодня был спектакль! Мммм...!!! Мне, привыкшей ко всему на свете, так тащиться, как сегодня я блаженствовала - приходится не часто!
На сегодняшний день Кармен, пожалуй, самый любимый мой спектакль. Он вызвал к жизни самое большое количество мыслей и комментариев. Спектакль, на котором я нешуточно страдала, который мучил меня совпадениями с собственной жизнью, дарил пищу раздумьям и спорам, чувства которого: Любовь, Смерть, Страсть - занимали меня своими взаимо переплетениями, своей борьбой за власть над человеческим сердцем.
Но ведь Кармен - еще и просто очень красивый спектакль! Музыкальный, яркий, красочный, с танцами, акробатическими и балетными вставками, с невозможно живыми куклами. Он оригинален, он радует глаз и ласкает ухо.
Сегодня был просто бешеный драйв! Легко, феерично, сумасшедше талантливо!
Леночка Поварова сделала такую Микаэллу, какой мне всегда не хватало: совершающую подвиг во имя своей любви! И в этом подвиге она сильнее Кармен, наконец-то она победила! Хосе - вообще выше всех похвал: Максим играет раз от раза все лучше и лучше, сегодня его герой - сильный и упрямый, человечный и нежный. Впечатления "попавшего под каток" больше нет. Он горд своей любовью, и прощает Кармен, всю ответственность беря на себя. Поэтому и стал он просить священника помолиться о ее душе.
Моя же душа свободна ныне от любви и страсти, ничто не мучает меня больше, поэтому я просто восхищалась и отдыхала, наслаждалась и парила от восторга от красоты, которую рассыпали передо мной щедрые артисты во главе с Андреем.
Но не у всех так. Позади меня сидела мама с больным мальчиком лет пятнадцати. Типичные признаки слабоумия: невнятная речь, глаза навыкат, скошенный затылок. Похож на наших даунят в храме, да, может, и есть один из них. Подслушала разговор, что они уже не в первый раз на лми писпектаклях Андрея, и что мальчику очень нравится. В начале спектакля он мычал от радостного предвкушения, ерзал, так что я приуныла, как бы он не мешал смотреть. Но то, какие реакция стал выдавать этот ребенок на происходящее на сцене - потрясло меня до слез! Я не знаю уровня его интеллекта, но чуткость его души изумляла. И то, как он вскрикнул в финале: "Пощади!", а потом разрыдался в голос, и то, как он встал на поклонах, раскачиваясь из стороны в сторону, прижимая растопыренные ладони к мокрому лицу и открытому рту - говорит о глубочайшем чувствовании и потрясении. Конечно, маме его лучше знать, полезно так реагировать ее сыну или нет. Но я знаю, что больных такого рода пытаются вызвать на эмоции, создавая контакты с дельфинами, лошадьми, собаками, которые будят в них чувства своей преданностью, нежностью, красотой. Здесь человеческая душа реагировала на искусство, переживая то, что ей, заключенной по воле Божией в несчастное и убогое тело, нет возможности испытать в жизни. И если благодаря Денникову эти чувства станут доступны, понятны, войдут в личный опыт человека - это будет настоящей победой Андрея.
Сегодня я была благодарна ему не только за собственную радость, подъем души и прочее, но и во сто крат - за слезы и "пощади!" этого мальчика.
14 Декабрь 2009 @ 13:43
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Не могу указать в своей почти 45-летней жизни человека, который оказал бы на нее большее влияние, чем Андрей Денников. Лично ли, опосредованно, но он привел в круг моих ближайших друзей, знакомых, очень много прекрасных и достойных людей. Эти встречи - самая большая радость и удача, которая может выпасть в каждой человеческой жизни, выпала мне. Люди, милые мои друзья, с самого первого форума и до нынешнего - я очень ценю вас! И ваш приход в мою жизнь считаю не случайным и очень-очень важным! Ну ведь не зря все, не зря! И общаемся мы, позабыв про того, благодаря кому встретились, а ведь не будь его, не было бы этих дружб!
Сам того не ведая, Денников проложил мне некую колею, по которой со скрежетом ворочается моя судьба. После очередной премьеры у Андрея так случается, что моя личная жизнь начинает развиваться согласно сюжету пьесы. Ну, не буквально, конечно, но параллели четко прослеживаются. Каждый человек из моей реальной жизни становится тем или иным персонажем, мы все играем свои роли, и что самое противное - финал предсказуем! Сейчас играем Нижинского, до него точно так же проживали Кармен, до нее - Есенина.
Я очень жду смены сюжета, Нижинский меня измучил до нельзя! Фигаро будет значительно веселее, какая бы роль мне не досталась! :)