Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ Семинар "Тайны кукольного мастера" / проект "Виртуальная муза", 2006

Семинар "Тайны кукольного мастера" / проект "Виртуальная муза", 2006

Проект Виртуальная муза
Семинар "Тайны кукольного мастера"
Ведущий з.а.России Андрей Денников
slide_19

 

"Наша профессия похожа на профессию ребенка:
мы - большие дети, которые играют в куклы"
Андрей Денников


Андрей Денников:
   Дорогие ребята!
   Вы посмотрели спектакль "Маленькие трагедии". Сегодня мы поговорим о создании этого спектакля и о куклах - главных героях спектакля. Когда меня спрашивают, в каком жанре я работаю, отвечаю, что жанр определить невозможно. Я занимаюсь не кукольным театром, а театром кукол. Кукольный театр - это сразу представляется марионеточный театр со спичечный коробок, где человек мучает несчастных кукол. А театр кукол - это в первую очередь, театр, где есть актеры, сцена, декорации, и куклы, которые занимают в нем ведущее положение.

   Вообще, куклами я стал заниматься в вашем возрасте, в возрасте детей. Первая кукла, которую я создал, была перчаточной. Вы знаете, что это такое? На руке матерчатая перчатка, а на указательном пальчике надета голова в виде шарика пинг-понга. Впервые я увидел ее по телевидению, в программе Сергея Владимировича Образцова. Я все сделал так, как говорил Образцов, а голову сделал из яйца. Но не думайте, что сделать ее так просто. Я выпил яйцо, проделал отверстие, сделал из пластилина глаза и рот, из ниток - волосы. Потом стал шить марионеток - кукол на веревочках, потом тростевых кукол. У тростевых кукол трости идут от рук. Актеру нужна ширма, чтобы манипулировать такой куклой. Потом я пришел к планшетной кукле. Еще она называется паркетной. Такая кукла может ходить по полу, потому что актер управляет куклой за крючок, который находится за ее головой. Этот крючок - единственная возможность ей управлять. В такой кукле важно искать походку, повороты головы. Вот, в руках у меня лиса. Посмотрите, как она может поворачивать туловищем, помахивать хвостом, какими выразительными у нее могут быть движения лапками. В пластике кукол есть много от балета, который я обожаю и очень люблю. Кукла Зинаиды Райх из спектакля "Исповедь хулигана" похожа на Майю Плисецкую. Раньше мне казалось, что важнее не красота, а экспрессия куклы, ее движение. А теперь я стараюсь совмещать красоту куклы, костюма с ее экспрессией. Для меня кукла - это целое мировоззрение. Вот почему я всегда тщательно изучаю эпоху, и не только по историческим документам. К примеру, когда я ставил "Маленькие трагедии", я много смотрел портретов Веласкеса и Эль Греко. Ведь испанские живописцы изображали эпоху, по которой я ставлю спектакль. И прошу своих артистов тоже смотреть и изучать это. Могу сказать больше: Эль Греко стоял в основе моего представления о том, какие могут быть куклы в "Каменном госте". Сейчас они стали еще более вытянуты, похожи на фигуры Эль Греко. На мой взгляд, еще совершеннее. Я заставляю своих актеров смотреть и живопись, и архитектуру, изучать историю костюма - ведь во всем этом есть движение времени…
   Быть образованным человеком, много читать, на мой взгляд, сегодня важнее, чем считать. В школе у меня было "удовлетворительно" по математике, и с большой натяжкой. Но я много читал и по школьной программе, и то, что было за ее рамками. И самое интересное было именно там. Например, про Пугачевский бунт я узнал не только из убогого учебника истории, но и из пересказа А.С.Пушкиным "Истории пугачевского бунта". Дома я разыгрывал Макбета, Гамлета, Ришелье перед мамой и бабушкой. Создавал маленьких куколок из ткани, создавал декорации и снимал как-бы кино для себя и своих близких. Поэтому мне сейчас легко ориентироваться на зрителя, я его хорошо чувствую. Во всех школах, в которых я учился (их было три), я ставил спектакли по русским сказкам, про кардинала Ришелье, сыграл в "Каменном госте", конечно же, Дона Гуана. Помню, смешной случай, связанный с "Маленькими трагедиями". Когда я первый раз читал слова Дона Гуана о командоре: "О, тяжело пожатие каменной его десницы!", мне казалось, что речь идет о деснах и статуя командора буквально зажевывает зубами Дона Гуана. Я подумал: "Какое это страшное и интересное произведение!" Только позже я узнал, что десница - это правая рука…
В школе у меня всегда находились единомышленники: мы прогуливали уроки ради того, чтобы поставить и сыграть спектакль. Но тогда я и не думал, что стану актером. С 7 лет я был солистом танцевальной группы детского коллектива под руководством В.Попова, танцевал на всех лучших площадках Советского Союза и мира. Думал, что моя жизнь - это танец. Позже, во время посещения Псково-Печерского монастыря, меня так поразила встреча со старцем Иоанном Крестьянкиным и атмосфера, царящая там, что я решил, что буду монахом. Даже какое-то время служил в алтаре Донского монастыря, готовился стать семинаристом. Потом я почему-то поступил в Российский гуманитарный университет, на факультет истории и филологии - очень любил литературу и историю.
   Три года занимался, и три года ставил спектакли. Сумел организовать театр Андрея Денникова на Петровских линиях. Понял, что без театра жить не могу. Пошел в ГИТИС, на эстрадный факультет, где учился у замечательного режиссера И.Г.Шароева. Новому поколению нужно быть осторожными в выборе профессии. Самое страшное понять, что ты прожил не свою жизнь, а чужую. А нужно хотя-бы в крупице прожить ее так, как ты хочешь…
   Так вот, о "Маленьких трагедиях". Если сначала моим любимым героем был Дон Гуан, то теперь - Моцарт. На сцене театра Образцова этот спектакль идет уже пять лет. Но был задуман и поставлен в театре на Петровских линиях. Интересно, что там кукла Моцарта была ребенком, похожим на Маленького Принца. Он говорил детским голосом, и пластика его была похожа на пластику малыша. Потом я решил, что вся история будет рассказана от лица Сальери, которого играет актер. А Моцарт оставался куклой, но он уже вырос и стал подростком. На фестивале "Рязанские смотрины" этот спектакль хорошо приняли. Потом я стал думать, и понял, что этот спектакль - не про Моцарта и Сальери, а про Моцарта и Черного человека. Добро и Зло всегда есть в нашей жизни, и выбор всегда за человеком. Прелесть Пушкина в том, что прост и безумно сложен. Через простоту понять его философию - очень сложно. Кукла Моцарта кочевала из спектакля в спектакль, многое менялось, а кукла оставалась неизменной. Но Моцарт вырос, и теперь это молодой мужчина. Но в моем сознании их всегда двое: одни - маленький, другой - большой. И здесь происходит трогательная ситуация общения Человека и Куклы. С начала первого спектакля я много что поменял. Теперь красота лица куклы, замечательный костюм сочетаются с экспрессией движения. Сейчас я удовлетворен "Маленькими трагедиями" и оставляю их в покое.
   Я рад, что спектакль нравится, и призываю приходить в театр всей семьей. Ведь все закладывается в семье и идет из нее. Вот возьмем эпоху Моцарта. Мы восхищаемся: как играл Моцарт в детстве на клавесине! Но тогда играли все дети. Играли вместе с родителями. Вечера музыкального музицирования были очень распространены в то время. Оркестры из отца, матери, детей были в каждой семье. Представляете: стоит отец, сидит мать, дети и все играют. Какое музыкальное единение! Как это важно! Сейчас другая жизнь, я это понимаю. Тогда ходите в театр, на выставки. Наши билетеры говорят, что дети выходят из театра одухотворенные. Значит, наша работа сделана не зря. В конце концов - наша профессия похожа на профессию ребенка, мы - большие дети, которые играют в куклы

Отзыв о спектакле Маша К, 9 "А" школа № 511 17.04.2006 16:52

Мы с классом ездили на просмотр спектакля «Маленькие трагедии» в театре имени Образцова. Мне было интересно побывать в театре, в котором главные герои не люди, а куклы. Конечно мы смотрели много детских спектаклей у Образцова, правда, это было много лет тому назад. Когда мы приехали, увидели театр снаружи. Нас поразила красота здания, особенно огромные часы у входа. Все как в детстве. Зайдя в театр, мы первым делом прошли в музей кукол и посмотрели на кукол – артистов.
Ну вот и пора было идти нам на сам спектакль. В зале практически не было пустых мест. И вот, наконец, занавес открывается – и на сцене появляется Андрей Денников.Одну за другой он и его коллега играют маленькие трагедии Пушкина. На мой взгляд, самая яркая из них – «Моцарт и Сальери», которая завершала спектакль. Так сказать, на сладкое. Актером удалось очень точно передать все эмоции героев этого спектакля. Зал дружно впадал в депрессии и так же дружно выходил из них, попадая в добрую, согревающую душу обстановку.
Но «Моцарт и Сальери» далеко не единственное , что всколыхнуло мои чувства. Так же мне запомнились «Каменный гость» и «Скупой рыцарь».
Наверное, самым запоминающимся все же были песни в исполнении Андрея. Удивила гениальная постановка данного спектакля. Необычными также, на мой взгляд, были декорации, интересный реквизит, но все же ничто не сравнится с потрясающей игрой актеров.
Очень динамичная и слаженная игра актеров заставила погрузиться в философские раздумья о силе воздействия искусства, о жизни, о любви…
В общем, всем очень понравились эти трагедии, особенно тем, кто читал их прежде. Поскольку было очень интересно сопоставлять то, что происходило на сцене, с тем что было написано в книге.
Домой я отправилась воодушевленная увиденным.
Вопрос Андрею Денникову:
Уважаемый Андрей!
Когда Вы первый раз прочли «Маленькие трагедии» Пушкина, могли ли Вы представить себе, что эту вещь можно поставить на сцене кукольного театра?

Отзыв о спектакле Нина К, 9 "А" школа № 511 17.04.2006 16:12
В феврале мы с классом ездили в театр имени Образцова. Что там будет, никто не знал. Я очень люблю во всем сомневаться. Вот и в тот день у меня были небольшие сомнения: «Ну как, как можно куклами, казалось бы, по-детски показать столь серьезное произведение» .
В глазах моих одноклассников особого энтузиазма не было, а мне, напротив, очень хотелось поскорее рассеять свои сомнения.
И вот, наконец, мы на месте. Сидим в зале. Как обычно все суетятся, шумят. Но настало время - погас свет.
«Ну неужели можно в таком беспорядке что-то понять?»- думала я. На мое удивление, зал, не договариваясь, затих, только изредка слышались глухие реплики из зала, которые тут же пресекали окружающие.
И впрямь, разговаривать во время того, что происходило на сцене, было верхом наглости. Все мои сомнения насчет невозможности показать столь серьезное произведение в кукольном театре были развеяны с первых минут спектакля.
«Браво!» - это все мои эмоции, которые я могу высказать в адрес главного актера – Андрея Денникова. Все это представление было настолько профессиональным, что иногда можно было забыть, что это не люди, а куклы! «Моцарт и Сальери» - вот что больше всего потрясло меня. Я думаю, что каждый согласится с тем, что это было гениальное перевоплощение обоих актеров. В течение нескольких минут мы успели как посмеяться, так и погрустить.
Но это не единственная вещь, которая мне запомнилась. Я просто не могу обойти стороной «Каменного гостя». Неповторимая постановка, я уж не говорю об игре актеров! Особенно удачно получились песни в исполнении Андрея. Я думаю, что не сказать о донне Анне было бы неправильно. Это, наверное, была самая лучшая роль Денникова. До сих пор вспоминаю об этом с улыбкой.
Мне очень понравилось, что, несмотря на то, что задействовано было лишь двое актеров, их талант не сравнится даже с большой группой.
Я настолько была восхищена игрой актеров, что шла домой воодушевленная, несмотря на позднее время ,и даже не чувствовала усталости.

Вопрос Андрею Денникову:
Уважаемый Андрей!
Мне очень интересно, был ли у Вас в семье домашний кукольный театр и как Вы поняли, что Ваше призвание – вдыхать жизнь в кукол?

Впечатления от игры А.Денникова 9"А", шк.511, Эрмина Е. 16.04.2006 23:26
Я впервые увидела в кукольном театре такую яркую личность актера, умеющего не только искусно играть роль, но и прекрасно петь, вживаясь в такие непохожие друг на друга роли героев, что потрясло меня до глубины души...

Степанова Е.Г., шк.№ 511 11.04.2006 00:31
Пушкин-символ национальной культуры, и как своевременно кукольный театр обратился к его великому творению- "Маленьким трагедиям". Спектакль, гармонично соединивший в себе игру кукол и игру талантливого актера, захватил нас чудесным сплетением гения Пушкина и актерским мастерством Андрея Денникова. Какое зрелишное и вокальное образование юных душ! Какие яркие образы пушкинских героев в своем величии и падении увидели зрители на сцене! Отлично отыграл свои неодназначные роли Андрей Денников, сплотив своей игрой зрительный зал в едином порыве благодарности, ибо искусство благородно и благотворно для всех. Ценность спектакля неоспорима: актер мастерски передал скорбь Пушкина из-за мучительной страсти того, кто освистал "Женитьбу Фигаро" в жизни и смог отравить гения, скорбь из-за сребролюбия, алчности скупого рыцаря, порвавшего родство с сыном великолепной игрой и чудным вокалом. Побольше таких одаренных, талантливых, молодых актеров в детские театры! Андрей! Как Вы относитесь к славе, к тому, что ходят в кукольный театр на Андрея Денникова?

Андрей Денников 25.04.2006 21:08
Я очень рад, что ходят в театр на Андрея Денникова. К славе отношусь так: к доброй славе - хорошо, она не мешает моей работе. К скандальной - плохо: артист - образец культуры, у него не должно быть эпатажа. Я хочу, чтобы обо мне осталась добрая память.

Ирина Николаевна 10.04.2006 05:13
Уважаемый Андрей! Если делать перчаточную куклу, как создать ей настроение, образ, характер? Ведь в нашем распоряжении практически только одно лицо куклы?

Андрей Денников 25.04.2006 21:04
В своих куклах я, как правило, не создаю мимики:они не могут хлопать ресницами и открывать рот. Чем проще кукла, тем она роднее и лучше.

Света 10.04.2006 18:17
Можно ли сделать куклу из другого материала?

Ларионова Лера,14 лет, шк."Классика" 10.04.2006 05:11
Мне очень понравилось Ваше исполнение арии женщины. Где Вы так научились хорошо петь?

Андрей Денников 25.04.2006 21:14
Петь очень люблю.Неважно кого: люблю петь и за мужчину и за женщину. Самое главное для артиста - понятие "человек", его история. Я иногда наблюдаю за людьми в метро, совершенно нагло сижу и рассматриваю человека. А потом сохраняю это в душе и выдаю своим зрителям.

Лещенко Юля, 9 кл."Классика" 10.04.2006 05:09
Мне очень понравились костюмы. Куклы сделаны уникально, со вкусом, подобающим своим ролям. Еще у Вас очень хороший голос.Вы очень талантливый человек. Как Вам удается делать так много в театре и так хорошо?

Андрей Денников 25.04.2006 21:01
Я очень люблю свою работу, своих коллег и своих кукол. С удовольствием играю в них до сих пор.

Володя Самсонов,9кл, "Классика" 10.04.2006 05:07
Как Вам удалось настолько дословно воспроизвести пушкинский текст в "Маленьких трагедиях", не подглядывая очень долго? Как Вы все это выучили?

Андрей Денников 25.04.2006 20:59
Как я запоминаю большие тексты? Самое главное - понять смысл каждого слова и предложения. Понять: о чем пишет автор? Нельзя просто зазубривать слова, особенно Пушкина. Когда я учил его тексты, я просто проигрывал их, осмысливая написанное. Ход собственных мыслей никогда не забудется.

Анна Лузганова, 15 лет,"Классика" 10.04.2006 05:05
Как Вам удается одновременно преревоплощаться сразу в нескольких героев? Не сложно ли это?

Андрей Денников 25.04.2006 20:55
Актерская работа по перевоплощению при кажущейся легкости на сцене очень трудна. Я долго вынашиваю каждую роль, рождаю ее как ребенка, если работаю с куклой- работа тяжела вдвойне. Ведь мне важно, как она двигается, говорит, танцует. Эту подготовительную работу не видит никто.

Кира, 13 лет, шк."Классика" 10.04.2006 05:03
Какое Ваше любимое хобби?

Андрей Денников 25.04.2006 20:51
Терпеть не могу рыбалку, футбол с хоккеем.Ненавижу крыс и змей. Люблю: своих котов- Пончика и Фуфу, красивых рыбок и канареек. Люблю петь и рисовать. Рисую по воображению, создаю образы будущих кукол.Рисую акварелью, быстро придумывая образ куклы, ее одежду и пластику. Могу сам сшить для куклы костюм, до сих пор принимаю участие в создании костюма куклы вместе с художником по костюмам.

Меркушев Вася шк."Классика" 9 кл. 10.04.2006 05:02
Сколько Вам лет? Как Вам удается так владеть куклами?

Андрей Денников 25.04.2006 20:46
Сейчас мне полных 28 лет. Не могу сказать точно, как произошло, что я так владею куклами. Могу просто сказать, что я могу смотреть на мир глазами кукол.

Педагоги гуманитарного цикла шк."Классика" 10.04.2006 05:01
Трудно ли быть Андреем Денниковым?

Андрей Денников 25.04.2006 20:43
Безумно трудно быть Андреем Денниковым. Никому не советую оказаться на моем месте. Очень трудно быть одновременно и Леопольдом Моцартом и Амадеем Моцартом.

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва