Спектакль "Маленькие трагедии"
В начале 1998 года совсем юный тогда режиссёр Андрей Денников создал самую первую редакцию своего спектакля "Маленькие трагедии" по знаменитому произведению Александра Сергеевича Пушкина "Маленькие трагедии". Этот спектакль стал новой ступенькой его творчества. Для него это был переход от театра кукол для детей к театру кукол для взрослых.
К созданию своих "Маленьких трагедий" Андрей Денников подошёл после серьёзного изучения личности и творчества Пушкина и театральных постановок по его "Маленьким трагедиям". Главной ошибкой режиссёров, ставивших это произведение, он считал показ зрителю лишь какой-то одной из трагедий, тогда как сам Пушкин относился к ним как к единому произведению.
Именно целостное отношение к произведению великого поэта стало для Андрея Денникова отправной точкой для создания этого спектакля. По мнению Андрея, каждая трагедия повествует об одном из главных смертных грехов: сотворение кумира ("Скупой рыцарь"), грех прелюбодеяния ("Каменный гость"), грех зависти ("Моцарт и Сальери"), отказ от веры в Бога ("Пир во время чумы"). То есть Андрей подошёл к "Маленьким трагедиям" не со светской, а с христианской точки зрения. Он решил не брать какую-то одну из трагедий; он решил поставить их все в рамках одного спектакля. К тому же возможности театра кукол позволяют актёру играть сразу несколько ролей, а актёрские способности самого Андрея Денникова и отточенное им умение удивительным образом менять голоса позволили ему разыграть этот спектакль одному (в первой и второй редакциях этого спектакля). Обе эти редакции спектакля были созданы Андреем для своего театра, который располагался в помещении Дома культуры "На Петровских линиях". Действие спектакля разворачивалось в зале суда, где Андрей Денников (Судья) вершил правосудие над героями "Маленьких трагедий" и выносил свой приговор. Судья разыгрывал перед зрителями (Присяжными) сцены спектакля, и эти сцены становились обвинительным заключением для действующих лиц каждой трагедии.
В 2000-ном году руководство Театра кукол имени С.В. Образцова пригласило Андрея Денникова в театр в качестве режиссёра. Андрей пришёл в этот театр со своим собственным готовым спектаклем - с "Маленькими трагедиями". Только это был уже не тот спектакль, который Андрей показывал на маленькой сцене своего театра на улице Петровские линии: спектакль был полностью переделан с учётом возможностей Большой сцены Театра Образцова (сделаны новые декорации и куклы) и в него был введён второй актёр. Многолетним и бессменным партнёром Андрея Денникова в этом спектакле стал его ученик и друг Максим Мишаев.
Новая редакция "Маленьких трагедий" Андрея Денникова разительно отличалась от первых двух. Изменилось не только оформление, сменилась концепция спектакля. Зал суда преобразился в шекспировский театр, где два актёра (как известно, в театре Шекспира на сцене играли только мужчины) разыгрывали перед зрителем пушкинские трагедии, исполняя роли и мужчин, и женщин. И такое режиссёрское решение совсем не было случайным. Ведь Александр Сергеевич Пушкин изучал театр Шекспира, писал статьи и размышления о нём, и, будучи под впечатлением от театра этого английского драматурга, написал и "Маленькие трагедии", создав совершенно новый литературный жанр - жанр маленьких трагедий, где в ёмкой стихотворной форме монологов и диалогов, умещающихся на нескольких страницах, автор раскрывает характеры героев трагедий. Правда, кроме самого Пушкина, в этом жанре не смог работать больше ни один драматург.
Третья редакция спектакля Андрея Денникова "Маленькие трагедии" стала основополагающей для всех последующих (всего было пять редакций). В спектакль вошли три маленьких трагедии из четырёх: "Скупой рыцарь", "Каменный гость" и "Моцарт и Сальери". Причём, трагедия "Моцарт и Сальери" стала центральной и объединяющей для двух остальных. Моцарт - светлое, творческое начало, Сальери - тёмное начало, уничтожившее свою душу и талант завистью. Добро и зло. Через борьбу этих двух начал и разворачивается перед зрителем действие всех трагедий Пушкина в спектакле "Маленькие трагедии" режиссёра и актёра Андрея Денникова.
В последующих редакциях спектакля концепция осталась неизменной. Менялись костюмы исполнителей, обновлялись декорации и реквизит и, по мере изменения режиссёрского взгляда Андрея Денникова на героев трагедии, менялись образы кукол. С каждым разом они становились более близкими к тому идеалу, который хотел Андрей воплотить в спектакле. Пятая редакция спектакля, созданная им в 2006 году, как раз и воплотила в себе тот идеал, форму выражения которого он так долго искал.
Но это не значит, что Андрей Денников остановился в своих поисках в этом спектакле. Это был для него очередной этап, который удовлетворял его на тот момент. Если бы он прожил дольше, вполне вероятно, что через несколько лет он пришёл бы к следующей редакции этого спектакля. Он не любил останавливаться на достигнутом, не любил застывших форм. Если что-то в спектакле его переставало устраивать, он менял это без сожаления на что-то новое, более подходящее открывшимся ему смыслам. Он всегда гордился тем, что он живой режиссёр, который сам может внести изменения в ткань своего спектакля, и он менял. В этом плане Андрей был близок творческому началу Моцарта, которое каждый спектакль на протяжении одиннадцати лет он воплощал на сцене.
Спектакль "Маленькие трагедии" был поставлен режиссёром-постановщиком и актёром ГАЦТК имени С.В. Образцова Андреем Денниковым (заслуженным артистом России). Премьера состоялась 15 декабря 2000 года. Эта постановка стала режиссёрским дебютом Андрея Денникова в Театре кукол имени Образцова.
Несмотря на то, что худсовет театра первоначально был против этого спектакля и против
молодого режиссёра, который его поставил, "Маленькие трагедии" Андрея Денникова в течение одиннадцати лет пользовались большой популярностью среди зрителей разных возрастов Театра Образцова и в итоге стали классикой этого театра.
Андрею было всего 22 года, когда его пригласили режиссёром в ГАЦТК имени С.В. Образцова. Он был ещё студентом режиссёрского отделения эстрадного факультета ГИТИС. Возглавлял его тогда Народный артист СССР, родоначальник жанра массовых зрелищ в СССР и России Иоаким Георгиевич Шароев (именно он был режиссёром-постановщиком знаменитой "Олимпиады-80"). Иоаким Георгиевич не смог увидеть спектакль своего лучшего ученика курса на сцене театра; его не стало в марте
2000-ного года. Поэтому "Маленькие трагедии" Андрей Денников посвятил памяти своего учителя.
Спектакль "Маленькие трагедии" во многом уникален. Андрей Денников своим спектаклем и своим актёрским талантом перевернул многие утвердившиеся представления о театре кукол. Например, им было полностью опровергнуто утверждение, что кукла не может "выдержать" долгий монолог; что зрителю будет скучно. Но в спектакле монолог Барона из "Скупого рыцаря" в исполнении куклы длится около 15 минут, и при этом зрители всегда, не отрываясь, следили за действиями куклы Барона, управляемой Андреем.
Андрей Денников взял для своих "Маленьких трагедий" приём шекспировского театра. Каждый актёр этого театра мог исполнять в спектакле не одну, а несколько ролей, причём совершенно разного плана. При этом все роли, в том числе и женские, играли только мужчины, а в ролях девушек (например, Джульетты из "Ромео и Джульетты") часто выступали мальчики. Вот и в спектакле Андрея Денникова все роли исполняются двумя актёрами. Это сам Андрей и его ученик и друг Максим Мишаев.
Андрею удивительно удавалось воплощать на сцене женские образы. Всё дело не только в его актёрском таланте, но и в уникальном голосе. Диапазон его голоса был поистине широк: от низкого баритона до колоратурного сопрано (например, в спектакле "Волшебная флейта" он сам исполнял сложнейшие трели арий Царицы Ночи). А различным критикам, которые говорили, что для мужчины странно играть женские роли он отвечал, что самые лучшие книги о женской душе написаны мужчинами: Пушкин создал неповторимый образ Доны Анны - идеальной женщины, перед которой пал ниц сам Дон Гуан; Лев Толстой через себя пропустил переживания Анны Карениной и
Наташи Ростовой,а Шекспир изобразил в своих пьесах самые разные женские характеры, которые на сцене воплощали мужчины - актёры его театра.
"Маленькие трагедии" стал первым спектаклем Андрея Денникова на профессиональной сцене. И этим первым своим спектаклем он доказал (и продолжал доказывать последующими), что театр кукол может быть не только детским, что театр кукол - это серьёзное искусство, которое может посоперничать на равных с театром драматическим, и даже во многом стать выше его.
Максим Мишаев
2017 г.