Андрей Денников. Куда обязательно стоит повести детей... и взрослых!
Возможно ли сегодня современного ребёнка, избалованного компьютерными играми/мультиками/боевиками/шоу и прочей иноземщиной, заставить сидеть не шелохнувшись на «Маленьких трагедиях» Пушкина или на спектакле о жизни Есенина?
Постановки Андрея Денникова захватывают и взрослых и детей. Явно не ошибся духовник, благословивший молодого режиссёра на работу в театре.
Судьба самого Андрея: мальчик, певший на клиросе, замечен священником и призван в алтарь, где служит шесть лет. В те же годы танцует в детском ансамбле телевидения и радиовещания у Попова. В девятом классе приходит в театр, к внучке Мастера Екатерине Образцовой. Изучает игру актеров за ширмой, производство кукол в мастерских и с тех пор рисует, конструирует и шьет своих собственных.
Интервью с Андреем ДЕННИКОВЫМ
ВОПРОС: А в чем же все-таки ваш секрет?
АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: Главное - духовность. Поиск бесконечен, потому что направлен к Богу. Я - человек верующий. Мне важен театр духовный, интеллигентный, интеллектуальный.
Постановка начинается с текста, и он должен быть безупречен. В этом смысле идеально подходит классика, такие имена, как Гоголь, Дюма, Чехов, Шекспир, Шиллер. У нас, конечно, путь указывает Пушкин, потому что он - эталон, он - безупречно высок.
ВОПРОС: Но в вашем театре люди выходят на сцену наряду с куклами. Герой предстает перед зрителем то в кукольном обличье, то в живом человеческом. Многих это шокирует.
АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: Моя режиссура относится больше к постановкам для взрослого зрителя, который обычно задается вопросом: зачем актеру с образованием драматического театра прятаться за куклу. Я пытаюсь отвечать на такого рода вопросы. Детские же спектакли должны быть в основном за ширмой. Детей это мало беспокоит, им интересно смотреть, как маленькие человечки живут своей жизнью.
Как апогей решения этого вопроса - спектакль "Маленькие трагедии": Моцарт - живой человек, а Сальери - кукла. Когда Сальери отравляет Моцарта, он убивает кукловода, а значит, самого себя.
ВОПРОС: Вы сами делаете кукол. Как происходит процесс создания?
АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: Вначале я придумываю куклу. Потом беру специальную массу, изготовленную из туалетной бумаги и обойного клея, и делаю голову куклы. Образ создается по ходу дела. Использую все, что под рукой. Валяется кусок искусственного меха - из него получаются ресницы. Поклонники из Америки прислали блестки - из них вышли глаза.
ВОПРОС: Я слышала, что бывает такое: кукла уже играет в спектакле, но вдруг вы ее видите по-другому. И тогда уничтожаете старую и делаете новую.
АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: Да. Я люблю переделывать кукол. Ведь я меняюсь и стараюсь, чтобы кукла соответствовала моему внутреннему ощущению. /.../ Будущая работа - детский спектакль "Кот Васька и его друзья".
ВОПРОС: Ваши работы - красивые костюмы, декорации, парики - все это навевает мысль о богатом спонсоре.
АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: У нас его нет.
ВОПРОС: А спектакль дает хорошие сборы?
АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: Цена билетов от 50 до 120 рублей. Много не заработаешь. Спасибо нашему директору Борису Киркину, он "крутится" и находит хоть какие-то средства для самого необходимого.
ВОПРОС: Бывает так, что вы относитесь к куклам как к живым, и что они для вас значат больше, чем люди?
АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: Это иллюзия. Я всегда говорю, что кукла - это искренний актер, но неискренний человек. Во время сцены и я стараюсь быть искренним. Иногда, бывает, фантазия на сцене разыгрывается, но при этом я понимаю, что кукла будет живой, если ее хорошо придумать, сделать и водить.
ВОПРОС: Во время спектакля вы один одновременно говорите за нескольких кукол. Переключаться тяжело?
АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: Тяжело. Актер драматического театра может отвлечься, когда не его сцена, расслабиться за кулисами, перекурить. С куклами же чувствуешь, что отвечаешь за нескольких и находишься в постоянном напряжении и сосредоточенности.
ВОПРОС: А как вы относитесь к передаче "Куклы"?
АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: Отрицательно. Кукловождение там плохое. Куклы - мертвые. Не покидает ощущение, что это - восставшие мертвецы. И самое главное, что все это ужасно несмешно. В этой передаче как нигде проявляется наша традиция последних лет: взять зарубежное и сделать хуже.
ВОПРОС: Ваша самая любимая кукла?
АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: Все любимые. Но, пожалуй, Моцарта я люблю больше всех.
Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005