Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ Триада театра / Владимир Ерёменко , 2001

Триада театра / Владимир Ерёменко , 2001

Литературная Россия

Архив : №48. 30.11.2001

ТРИАДА ТЕАТРА

   Давно ушли из жизни Образцов и Райкин. Их именами называют театры, которые они создали. Но это уже другие театры, хотя на афишах одного та же фамилия, но с другим именем...

   Театр "начинается с вешалки", а заканчивается с уходом его основателя. Безжалостный закон сцены.

   Так случилось, что в этом году оба театра отмечали юбилеи своих отцов-основателей. К столетию С.В. Образцова театральная Москва ознакомилась с комедией "Молодость короля Людовика XIV" А.Дюма. Режиссёр-постановщик, он же автор сценической композиции, художник по куклам и балетмейстер — Андрей Денников. А если учесть, что создателю спектакля всего двадцать три года и он уже лауреат двух фестивалей, то это далеко не ординарное событие в столичной, да и российской театральной жизни.

   Год назад в "Литературной России" я писал об Андрее Денникове. Тогда он поставил (а вернее — создал) в Театре Образцова спектакль по "Маленьким трагедиям" А.С. Пушкина. Собственно, то был моноспектакль, где счастливо раскрылись все черты многогранного таланта Андрея. Не только талант режиссёра, актёра и хореографа, чему его учили в ГИТИСе, но и незаурядные вокальные данные, не говоря уже о способностях сценариста и художника по куклам.

   Столь широкая гамма добродетелей не может не вызвать радостного восхищения. Но она и настораживает пристрастного зрителя, выискивающего прорехи и просчёты в работе столь молодого дарования, которому доверили сцену центрального академического театра. А не рано ли?

   Нет, не рано! Я не нашёл (или почти не нашёл) прорех. Добротная литературная основа гениальных "Трагедий", не менее гениальная музыка Моцарта, Каччини, Генделя... отлично сработанные куклы, да и сам главный исполнитель спектакля на высокой планке художественного мастерства. "Завораживающим светом таланта пронизана постановка "Маленьких трагедий" Денникова. Весь спектакль держится на нём..." — писал я в той рецензии.

   И хотя понимал, что, возможно, перехвалил молодое дарование, горячо призывая зрителей "искать на театральных афишах имя и фамилию Андрея Денникова и смело идти смотреть его спектакли".

3.

   Из десятилетней издательской практики я вынес одно правило в работе с молодыми. Далеко не всегда первая книга рождает писателя. Она может быть лишь фактом интересной биографии, написанной грамотным автором. Пропуском в настоящие писатели служит только вторая, а часто и последующие книги.

   Не знаю, применимо ли это наблюдение в театральном искусстве, но Андрей Денников несмотря на молодость вышел на тот решающий этап жизни и профессиональной деятельности, когда обретается заветный пропуск. Или — или...

   И не только потому, что на его счету уже несколько серьёзных самостоятельных театральных работ, а потому, что с каждой новой их автор ставит перед собой всё усложняющуюся задачу. Мне кажется, Андрей уже осваивает театр, который Евгений Вахтангов определил триадой: "Время. Автор. Коллектив".

   Трудное освоение. Как правило, оно под силу лишь в зрелые годы. Молодость же, да если она ещё заквашена на недюжинном таланте, смотрит на эти составляющие нередко облегчённо. Ей кажется, сложнейшую вахтанговскую триаду можно соединить одной личностью. А не так!

   Не зря же выдающиеся деятели театра от Станиславского и того же Вахтангова до Ефремова и Любимова, начиная карьеру с незаурядных актёров (и умея в театре делать всё!), завершали её всё же как выдающиеся режиссёры. Они и становились ими только потому, что жертвовали всеми другими добродетелями. Профессия требует всего человека.

4.

   Если оценивать последнюю постановку Андрея Денникова по вахтанговскому определению театра, то не всё в ней, на мой взгляд, можно пометить знаком плюс. Даже отбросив первого "кита" — Время — по причине того, что наше искусство в постсоветское время угодило в яму Безвременья, вторая и третья составляющие — Автор и Коллектив — вызывают дискуссию.

   Сценарист выбрал не лучшее произведение А.Дюма. Видимо, понимая это, он вводит в спектакль фрагменты из пьесы М.Булгакова "Кабала святош". Булгаковские введения оказались лучшими в спектакле, они цементируют действие, не дают ему распасться.

   Забегая вперёд, отмечу, что роль Мольера в исполнении Ю.Калинникова после роли короля, которого играет сам Андрей, является лучшей. Актёру есть что играть. И тут встаёт вопрос о третьем "ките" вахтанговского театра — Коллективе. Одно дело, когда актёр и режиссирует в моноспектакле, другое дело — коллектив, актёрский ансамбль. Всё усугубляется ещё и сценической слабостью пьесы. Она тормозит действие и держит актёров на скудном словесном пайке. Пожалуй, лишь одной исполнительнице роли матери короля — заслуженной артистке России Е.Рубанской удаётся преодолеть этот "недостаток". Удаётся за счёт широкой палитры других выразительных средств кукольного действа.

   Спектакль идёт два с половиной часа, но уже в середине великовозрастный зритель (спектакль для взрослых) начинает скучать, забывая, что это комедия. Вспоминает он об этом лишь к концу. Финал феерически комедийный. В него включается весь актёрский коллектив с удвоенной энергией и силой, будто вспомнив, что каждый артист в спектакле исполняет по две роли.

   Однако "спасает" комедию "Молодость короля Людовика XIV" не только блестящий и истинно театральный финал, но и исполнение главной роли. Сам Андрей Денников столь же талантлив, сценически выверен и пластичен в движениях и артистичен в обращении с куклами. Приходится жалеть только об одном — в спектакле (по сценарию) почти не раскрываются блестящие вокальные данные артиста.

   Следя за игрой Андрея в двух спектаклях (а в обоих он предстаёт почти без грима), я не мог уйти от мысли: "Вот бы сыграть ему Сергея Есенина!" Темперамент, молодость, поразительное внешнее сходство. Тот же рост, светлые, вьющиеся локоны, овал лица...

   После спектакля в беседе я поделился этой мыслью с Андреем. И он с азартной радостью откликнулся:

   — Да! Я думаю сыграть Есенина. Сыграть поэта в "Исповеди хулигана", где должно быть много музыки и песен на его стихи.

    Завершая эти заметки-раздумья о последней театральной работе Андрея Денникова, в которой не всё удалось, я ещё раз уверовал в правильности моего первого призыва к любителям театра: "Ищите на афишах имя Андрея Денникова! И смело идите смотреть его новые работы!"

   Истинный талант крепнет и закаляется в борении страстей и преодолении трудностей.

Владимир Н. ЕРЁМЕНКО, 
кандидат филологических наук

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва