Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ Война не делает нас куклами / Елена Литовченко, 2005

Война не делает нас куклами / Елена Литовченко, 2005

Война не делает нас куклами…

    Режиссёр спектакля Андрей Денников, человек молодой, но уже известный своими музыкальными постановками («Риголетто», «Кармен! Моя Кармен», «Исповедь хулигана», «Волшебная флейта»), отмечен в этом году премией «Триумф».

    - Непосредственным импульсом  стал разговор московских школьников о том, что если бы не Америка, мы бы не смогли победить Гитлера, - рассказывает  Андрей Сергеевич. – Эта кощунственная фраза всё во мне перевернула. Наш солдат, народ вынес на своих плечах безмерные тяготы той войны, прошёл сквозь тяжкие испытания, понёс  чудовищные потери. А насмотревшийся американских блокбастеров тинейджер знать об этом не знает! Я почти физически ощутил потребность рассказать этим ребяткам, кто четыре долгих года выдавливал врага с нашей земли, как наш солдат задыхался без открытия второго фронта, обещанного союзниками, кто был истинным победителем.

   - Что Вы знаете о войне такого, что позволяет рассказать вам о ней другим?

    - Я родился в 1978 году. Но на меня оказали серьёзное воздействие рассказы моей бабушки, оказавшейся летом 1941-го в оккупированной белорусской деревне. Кроме того, до поступления в ГИТИС я учился в РГГУ, я учился в РГГУ на историко-филологическом факультете. Тот возмутивший меня случай помог найти ход для спектакля: появился американский президент Франклин Рузвельт. Следом его оппонент Иосиф Сталин. Тут же – Уинстон Черчилль. Как только обозначились эти три  противоречивые фигуры, я засел за пьесу, в которой использовал их переписку. Как -то собой возник образ Ивана, простого русского солдата, маленького человека – который и воевал в окопах, и умирал от голода в блокадном Ленинграде, и дрался в Сталинграде, и простой еврейской девочки, обречённой фашистами на смерть. Судьбы маленьких людей становятся выпуклыми на фоне гигантских политических страстей, происходящих в высшей сфере. Так рождался спектакль «Бери шинель, пошли домой». Я стремился, чтобы исторические герои, такие, как Георгий Константинович Жуков, имели реалистические черты и были узнаваемы. Гитлер появляется в образе Като (помните этого героя Астрид Линдгрен с железным когтем вместо одной руки?). Сподвижники его в капюшонах и чёрных рясах инквизиции, а вместо крестов у них свастика.

    - В театра Образцова свои традиции показа нечисти. В какой степени вы следовали им?
 - Мы воздаём должное агиттеатру Сергея Владимировича. Вместе с сатириками он придумал злободневные программы, с которыми артисты выезжали на фронт. В нашем спектакле есть сценка из такой программы – «Сон Гитлера». Гитлер в изображении перчаточной куклы в утрированном образе, с лицом зелёного цвета. Здесь же Мамай, Ливонский рыцарь, Наполеон – они вспоминают, как были разбиты в России, и Гитлер сходит с ума.

    - А что составляет художественную ткань спектакля?

    - Звучат очень сильные стихи о войне, например, «Реквием» Роберта Рождественского, строки из реальных писем солдат с фронта, наполненные живыми эмоциями. Но главное в моих спектаклях – музыка. Я сам подбирал фрагменты из гениальных произведений Моцарта и Шнитке и сам пою песни военного времени, без которых достоверно о войне не рассказать. Аккомпанирует мне Александр Канаев.

   Поймите, это не агитка! Мне даже досадно, что спектакль «Бери шинель, пошли домой» пришёлся на 60-летие Победы. Это совпадение. Цели сделать спектакль «к дате» не было: так распорядилась жизнь. Этот спектакль – мой гражданский долг, хочу показать его не только в столице, но и по России.

 Елена Литовченко

Изображение 003

 

 

 

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва