Ирина Чернович
«ЗИМНИЙ «ПОЦЕЛОВАННЫЙ СОЛНЦЕМ» СПЕКТАКЛЬ»
В театре кукол имени С.В.Образцова самый молодой заслуженный артист России режиссер Андрей Денников выпустил новый спектакль. Once there were green fields kissed by the Sun.... Из английской песенке о детстве.
Вы ни за что не догадаетесь, о какой пьесе идет речь, если я скажу, что действие спектакля, поставленного по ней, разворачивается на зеленой, освещенной Солнцем лужайке, в которую превращается старый ковер, лежащий в центре гостиной комфортабельного сумасшедшего дома.
Это — "Странная миссис Сэвидж", знаменитая пьеса середины прошлого века американского драматурга Джона Патрика. История интереса к ней в России коротка, но интересна. В игре "суперзвезд" Ф.Раневской, В.Марецкой, Л.Орловой, Л.Касаткиной в соответствии со стилистикой и духом советской сцены звучали ноты трагедии и осуждения. Почему же нынче, спустя почти полвека, у совсем юного режиссера, активно создающего стилистику собственного, сложно организованного, но всегда несущего энергичный жизнеутверждающий импульс, театра, возник интерес к пьесе, "звездный час" которой, казалось бы, прошел? Дадим ему слово.
"Я попытался понять, что произошло сегодня в нашей стране с людьми. И в этом мне помог Патрик. Именно эта пьеса, как мне показалось, может прозвучать сегодня. Её атмосфера лишена пошлости, беспросветности, она нежна и позитивна в конечном итоге, наполнена музыкой, живописью, театральной игрой, ведь ее главная героиня — актриса. Пьеса, дает возможность синтезировать все это в нечто новое, хотя предлагаемые обстоятельства, сумасшедший дом, очень суровы. Я увидел этот мир хрустальным, ведь люди, живущие в нем, изолированы от окружающего, где правят деньги, политика, светские развлечения. Они остались в мире собственного непрожитого детства, снов, недоигранных игр, они добры и простодушны, но закрыты ореховой скорлупой болезни".
Сценическое пространство спектакля поделено надвое: черно-белый мир успешных людей, небоскребы которого повторяют очертания гигантских смирительных рубах. Почти незаметные решетки отделяют мир "состоявшихся" от мира пребывающих "в себе" ("Доктор Эммет говорит, что решетка служит для того, чтобы держать за ней весь мир"). Зеркальность миров, их взаимные отражения, блики, некая "странность" есть и в пьесе, и в спектакле. Это то, что не играло существенной роли в прежних сценических осуществлениях "Странной миссис Сэвидж". "Странность" преподносилась как невозможность или, скорее, нежелание героини жить по законам истеблишмента. Здесь иное — мир целостен, един, но он состоит из множества сосуществующих параллельных пространств, полочек и ячеек, в каждой из которых течет своя неповторимая жизнь. Точки их касания — почти детективная интрига: медвежонок в руках героини или непонятная нежность строгой медсестры к больному Джефу, или живопись мисс Пэдди, или ребенок Флоранс, потребность Фэри в любви, скрипка Ганнибала, или абсолютная толерантность миссис Сэвидж к этим людям... Касания — в самом начале, и полное взаимоприятие — в конце.
Денников точно "ловит" смысловые перевертыши пьесы. Свет светлячков, как свет любви, сумасшедший дом не как река забвения, но как обитель нежности, решетки, как спасение, здравомыслие как сумасшествие, и успешность, как глухота...
Пьеса "Странная миссис Сэвидж" позиционирована автором как комедия, и ее драгоценная материя соткана из тончайших волокон, ложащихся в неожиданные и небанальные, ювелирно точно подогнанные друг к другу узоры. Во всяком случае, именно такой предстает она в интерпретации Денникова, решенной в форме изысканного рондо. "С Рождеством, мама!" — зло говорят оставляющие в "Тихой обители" миссис Сэвидж её приемные дети. С Рождеством! — вспыхивает светом вертеп в финале, точно утверждая, что жизнь идет, и, вопреки всему, добро продолжает свою работу. Мотив Рождества был "придуман" режиссером как своеобразный проявитель смысла пьесы, ставшего сразу же очевидным и выпуклым. Добро, воплощенное "странной" миссис Сэвидж, всегда живет в мире, ибо жив Свет, сияющий из яслей вот уже две тысячи лет, отблески которого — в огнях рождественских елок, в тепле человеческих отношений, в любви, в душе каждого, не погасившего его в себе.
Очевидно, что самая непростая, ответственная и интересная роль досталась исполнительнице миссис Сэвидж народной артистке СССР Вере Кузминичне Васильевой. Знаменитая актриса играет живого, совсем не идеального, но по-настоящему доброго и здравого человека. Да и вокруг нее самой живет пространство ясности и тепла, ее улыбка до сих пор проявляет знаменитые ямочки на щеках, а глаза лучатся смехом и добротой. Никаких обличений и ненависти! Она играет (или не играет?) приятие как форму жизни, ставшую лучшим лекарством для нежных, "хрустальных" душ, пребывающих в собственной скорлупе.
Вера Васильева: "Когда Денников пригласил меня в свой спектакль, я была счастлива. У Андрея есть свой мир, очень наполненный, тонкий, точный. Своим творчеством он проповедует. И мне бы хотелось проповедовать, ведь его проповедь — пробуждение чувств, глубоких и чистых, в атмосфере холодной быстроты нашего времени. Мне хотелось бы зацепить зрителя нежностью, добротой, беззащитностью, которые обретают качества силы. Только не знаю, удастся ли мне быть в этой роли убедительной.
— А что главное в Вашей Этель П. Сэвидж?
— Она сохранила детскость души. Как у любого ребенка, у нее нет неразберихи в понятиях добра и зла. И вместе с тем в ней есть мудрость: она прожила большую жизнь и пронесла через нее отзывчивость к добру, умение мгновенно на него раскрываться. Она естественна и поначалу боится сумасшедшего дома и его обитателей, постепенно понимая и принимая их. Я очень люблю Андрея, рада работе с ним, с его группой актеров. Я молю Бога, чтобы мы смогли дотянуться до него, осуществить его замысел. В моей актерской карьере этот спектакль может стать красивой точкой, даже, если я буду еще что-то играть. Миссис Сэвидж — роль, о которой я даже боялась мечтать, но всегда надеялась ее сыграть".
Куклы и люди этого спектакля замирают. Льется божественная музыка, сияет Рождественский Свет. Может быть, мир, в котором мы живем, станет чуть лучше, если на сцене знаменитого театра будет идти этот совершенно не странный, светлый, поцелованный Солнцем" спектакль?