Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ Зимний «поцелованный солнцем» спектакль / Ирина Чернович, 2006

Зимний «поцелованный солнцем» спектакль / Ирина Чернович, 2006

Ирина Чернович

«ЗИМНИЙ «ПОЦЕЛОВАННЫЙ СОЛНЦЕМ» СПЕКТАКЛЬ»

 В театре кукол имени С.В.Образцо­ва самый молодой заслуженный ар­тист России режиссер Андрей Ден­ников выпустил новый спектакль. Once there were green fields kissed by the Sun.... Из английской песенке о детстве.

    Вы ни за что не догадаетесь, о какой пьесе идет речь, если я скажу, что действие спектакля, поставлен­ного по ней, разворачивается на зе­леной, освещенной Солнцем лу­жайке, в которую превращается старый ковер, лежащий в центре гостиной комфортабельного сумас­шедшего дома.

   Это — "Странная миссис Сэвидж", знаменитая пьеса середины прошлого века американского дра­матурга Джона Патрика. История интереса к ней в России коротка, но интересна. В игре "суперзвезд" Ф.Раневской, В.Марецкой, Л.Орло­вой, Л.Касаткиной в соответствии со стилистикой и духом советской сцены звучали ноты трагедии и осуждения. Почему же нынче, спус­тя почти полвека, у совсем юного режиссера, активно создающего стилистику собственного, сложно организованного, но всегда несуще­го энергичный жизнеутверждающий импульс, театра, возник инте­рес к пьесе, "звездный час" которой, казалось бы, прошел? Дадим ему слово.

   "Я попытался понять, что прои­зошло сегодня в нашей стране с людьми. И в этом мне помог Патрик. Именно эта пьеса, как мне показа­лось, может прозвучать сегодня. Её атмосфера лишена пошлости, бесп­росветности, она нежна и позитив­на в конечном итоге, наполнена музыкой, живописью, театральной игрой, ведь ее главная героиня — актриса. Пьеса, дает возможность синтезировать все это в нечто но­вое, хотя предлагаемые обстоятель­ства, сумасшедший дом, очень су­ровы. Я увидел этот мир хрустальным, ведь люди, живущие в нем, изолированы от окружающего, где правят деньги, политика, светские развлечения. Они остались в мире собственного непрожитого детства, снов, недоигранных игр, они добры и простодушны, но зак­рыты ореховой скорлупой болезни".

   Сценическое пространство спектакля поделено надвое: черно-белый мир успешных людей, небоскребы которого повторяют очерта­ния гигантских смирительных рубах. Почти незаметные решетки отделяют мир "состоявшихся" от мира пребывающих "в себе" ("Док­тор Эммет говорит, что решетка служит для того, чтобы держать за ней весь мир"). Зеркальность ми­ров, их взаимные отражения, бли­ки, некая "странность" есть и в пье­се, и в спектакле. Это то, что не играло существенной роли в преж­них сценических осуществлениях "Странной миссис Сэвидж". "Странность" преподносилась как невозможность или, скорее, неже­лание героини жить по законам ис­теблишмента. Здесь иное — мир целостен, един, но он состоит из множества сосуществующих парал­лельных пространств, полочек и ячеек, в каждой из которых течет своя неповторимая жизнь. Точки их касания — почти детективная инт­рига: медвежонок в руках героини или непонятная нежность строгой медсестры к больному Джефу, или живопись мисс Пэдди, или ребенок Флоранс, потребность Фэри в люб­ви, скрипка Ганнибала, или абсо­лютная толерантность миссис Сэвидж к этим людям... Касания — в самом начале, и полное взаимопри­ятие — в конце.

   Денников точно "ловит" смысло­вые перевертыши пьесы. Свет свет­лячков, как свет любви, сумасшедший дом не как река забвения, но как обитель нежности, решетки, как спа­сение, здравомыслие как сумасшест­вие, и успешность, как глухота...

   Пьеса "Странная миссис Сэвидж" позиционирована автором как комедия, и ее драгоценная ма­терия соткана из тончайших воло­кон, ложащихся в неожиданные и небанальные, ювелирно точно подогнанные друг к другу узоры. Во всяком случае, именно такой предс­тает она в интерпретации Денникова, решенной в форме изысканного рондо. "С Рождеством, мама!" — зло говорят оставляющие в "Тихой оби­тели" миссис Сэвидж её приемные дети. С Рождеством! — вспыхивает светом вертеп в финале, точно утве­рждая, что жизнь идет, и, вопреки всему, добро продолжает свою рабо­ту. Мотив Рождества был "приду­ман" режиссером как своеобразный проявитель смысла пьесы, ставшего сразу же очевидным и выпуклым. Добро, воплощенное "странной" миссис Сэвидж, всегда живет в ми­ре, ибо жив Свет, сияющий из яслей вот уже две тысячи лет, отблески ко­торого — в огнях рождественских елок, в тепле человеческих отноше­ний, в любви, в душе каждого, не погасившего его в себе.

   Очевидно, что самая непростая, ответственная и интересная роль досталась исполнительнице миссис Сэвидж  народной артистке СССР Вере Кузминичне Васильевой.  Знаменитая актриса играет живого, совсем не идеального, но по-настоящему доброго и здравого человека. Да и вокруг нее самой живет пространство ясности и теп­ла, ее улыбка до сих пор проявляет знаменитые ямочки на щеках, а глаза лучатся смехом и добротой. Никаких обличений и ненависти! Она играет (или не играет?) прия­тие как форму жизни,  ставшую лучшим лекарством для нежных, "хрустальных" душ, пребывающих в собственной скорлупе.

Вера Васильева: "Когда Денни­ков пригласил меня в свой спектакль, я была счаст­лива. У Андрея есть свой мир, очень на­полненный, тонкий, точный. Своим творчеством он про­поведует. И мне бы хотелось проповедо­вать, ведь его пропо­ведь — пробуждение чувств, глубоких и чистых, в атмосфере холодной быстроты нашего времени. Мне хотелось бы за­цепить зрителя неж­ностью, добротой, беззащитностью, ко­торые обретают ка­чества силы. Только не знаю, удастся ли мне быть в этой роли убедительной.

—  А что главное в Вашей Этель П. Сэ­видж?

 — Она сохранила детскость души. Как у любого ребенка, у нее нет неразберихи в понятиях добра и зла. И вместе с тем в ней есть мудрость: она прожила боль­шую жизнь и пронесла через нее от­зывчивость к добру, умение мгно­венно на него раскрываться. Она естественна и поначалу боится су­масшедшего дома и его обитателей, постепенно понимая и принимая их. Я очень люблю Андрея, рада работе с ним, с его группой акте­ров. Я молю Бога, чтобы мы смог­ли дотянуться до него, осущест­вить его замысел. В моей актерской карьере этот спектакль может стать красивой точкой, даже, если я буду еще что-то играть. Миссис Сэвидж — роль, о которой я даже боялась мечтать, но всегда надеялась ее сыграть".

Куклы и люди этого спектакля замирают. Льется божественная му­зыка, сияет Рождественский Свет. Может быть, мир, в котором мы живем, станет чуть лучше, если на сцене знаменитого театра будет ид­ти этот совершенно не странный, светлый, поцелованный Солнцем" спектакль?

  1.  scan 1scan 2
Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва