Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ Зритель тянется к настоящему / Е. Михайловская, 2004

Зритель тянется к настоящему / Е. Михайловская, 2004

 

«Зритель тянется к настоящему»

 


   Год назад в Кондопоге прошли гастроли Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова. Мы посмотрели спектакль «Маленькие трагедии» по пьесе А. С. Пушкина, познакомились с молодым талантливым режиссером и актером театра Андреем Денниковым.
Недавно театр кукол снова побывал в Кондопоге на гастролях. И публика очень тепло и восторженно приняла новую работу Андрея Денникова – музыкально-поэтический спектакль о Сергее Есенине «Исповедь хулигана». Это даже не спектакль, а выстроенная на основе достоверных фактов картина жизни поэта.
   «Исповедь хулигана» - целая эпоха со множеством действующих лиц, с которыми пересекался жизненный путь поэта. Это известные поэты Александр Блок, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, поэтесса и писательница Зинаида Гиппиус, поэт и драматург Анатолий Мариенгоф, знаменитая американская танцовщица, основоположница танца модерн Айседора Дункан, известная балерина Анна Павлова, которая потрясающе исполняла хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Камила Сен-Санса, единственный близкий друг Есенина Григорий Панфилов, режиссер и актер Всеволод Эмильевич Мейерхольд, а также Ленин, Сталин, Троцкий, Карл Маркс.
Спектакль кукольный, поэтому его герои – куклы, маски, это символика, придуманная художником Андреем Денниковым. Он играет всех героев спектакля и, разумеется, главную роль – Сергея Есенина. Нельзя не отметить внешнее сходство Андрея Денникова с Сергеем Есениным, его тонкое понимание внутреннего мира поэта и очень трепетное к нему отношение.    Спектакль соткан из стихов и романсов на стихи поэта, использованы его дневники, воспоминания современников. Богатое музыкальное оформление, классический и народный танец, частушки, «есенинская» присядка.
Секрет успеха спектакля, его феномен, на мой взгляд, заключается в искренности сопереживания, большой любви к Есенину, его творчеству исполнителя Андрея Денникова. Спектакль прост по режиссерскому замыслу. Это действительно исповедь человека, исповедь знакомого и незнакомого нам Есенина, которая начинается веселыми картинами детства и трагически обрывается в гостинице «Англетер».
   О спектакле, своих творческих поисках, о поэте Сергее Есенине рассказывает Андрей Денников.
- Идея о том, чтобы создать спектакль обо всех нас, родилась давно. Почему именно Есенин? Потому что его поэзия затрагивает душу каждого русского человека. С тех пор как был снят запрет с творчества Сергея Есенина, о нем много стали писать, но изображали как-то односторонне и не с лучшей стороны. Я не люблю такую литературу, я не люблю такую драматургию, я не люблю Анатолия Мариенгофа и его книгу о поэте «Роман без вранья». Есенин за несколько дней до смерти говорил ему: «Толя, не пиши обо мне плохо». Но тем не менее он написал свой роман. Я знаю другого Есенина, очень его чувствую, и с каждым спектаклем все больше и больше.
Форма пьесы – исповедь – пришла сама собой. Главный персонаж, кому исповедуется Есенин – зритель. Разговор с залом, пение с залом, - это действительно от души, очень хочется поделиться тем, что у меня есть, с каждым, кто приходит на спектакль.
   Три года писал пьесу. Есенин прожил в гостинице «Англетер» четыре дня, которые я перевел на времена года (у каждого человека в жизни бывает весна, лето, осень и зима). За это время предстает вся его жизнь. Образы, фантазии, мысли калейдоскопом проходят как куклы и маски. Так бывает перед смертью, Есенин же это чувствовал. И если вернуться к образам, то Александр Блок для Есенина – сиреневый Пьеро. Про Блока говорили, что он смотрел на русские поля, как голландец. Анна Ахматова…Удивительная, аристократичная женщина. И все же поэт существовал с ней на разных полюсах. Айседора Дункан проповедует греческий танец, ожившую греческую культуру. Она – античная маска, и при этом легкий шарф (любимый предмет ее туалета) летит за нею. Анна Павлова мечтала вернуться в Россию и умереть в России, а умерла за границей. Ее образ – пачка балерины, которая превращается в прекрасного умирающего лебедя.
Замечу: в пьесе нет ни одного моего слова, сюжет соткан из воспоминаний современников поэта.
   Сознательно не включил прозу по той причине, что ее сложно понять, она до сих пор не разгадана. В есенинской прозе безумно сложные литературные обороты, донести до зрителя которые пока не готов. Обратился к его стихотворному творчеству, лирике, романсу, драматической поэме «Пугачев».
   У меня есть видеосъемки. Мне их подарили, и для меня такой подарок большая радость. Когда работал над пьесой, побывал на родине поэта в селе Константиново. Директор заповедника познакомила меня со всеми достопримечательностями, провела по тем местам, которые очень любил Сергей Есенин. Для меня было большим счастьем прочитать стихи Сергея Есенина в доме, где он родился, мне первому разрешили это сделать. Когда побывал на родной земле поэта, почувствовал необыкновенное чувство единения с природой. Мне казалось, будто я домой вернулся. Мое сближение с Есениным было настолько велико, что, вероятно, оно проявилось и внешне. Одна из смотрительниц музея, пожилая женщина, когда я вошел в музей, воскликнула: «Ой, Сережа, как живой!» И это для меня было высшей похвалой.
Спектакль «Исповедь хулигана» играл в Рязани на Международном кукольном фестивале «Рязанские смотрины». Режиссерам-кукольникам он не понравился, а зрители приняли очень хорошо. Простой человек как-то тянется ко всему, что хочу рассказать. Не люблю неискренности на сцене. Люблю слова известного актера Николая Мордвинова: «Я хочу выйти на сцену, обнять зрительный зал и вместе с ним плакать и смеяться». Обожаю Николая Мордвинова как актера, один его    «Маскарад» чего стоит. Для меня школа наших старых актеров, их отношение к профессии очень ценны и дороги.
Зритель тянется к настоящему, а настоящее – это душа, талант… Пушкин, Есенин, Гоголь, они воспринимаются как настоящее, подлинное искусство. Мне кажется, чем бы человек ни увлекался – модерном, авангардом – он когда-нибудь обратится к тому, что по-настоящему ценно и прекрасно.
Возвращаясь к Есенину, хочу сказать, что он не любил Маяковского за его «агитки». За то, что тот вначале подстраивался под поэтические салоны(есть в спектакле), а потом стал подстраиваться под советскую власть. Этого Есенин не мог простить Маяковскому. Сам принял революцию всей душой, но в спектакле показан тот момент, когда он понял, что обманулся в своих ожиданиях, понял, что уничтожаются деревни – сердце России, которую он так любил и воспевал в стихах.
Мне приходилось слышать, что смерть героя на сцене укорачивает жизнь актера. Знаете, это все ерунда, потому что жизнь актера продлевают аплодисменты, которые в финале. И мы не может без этого жить и творить. Мы должны себя отдавать, опустошать, иначе искусство невозможно.
   «Черных людей» играли молодые актеры театра Максим Мишаев, Ирина Осинцова, Ирина Яковлева, они очень точно работают, и весь спектакль держится на них. А когда за кулисами верные талантливые коллеги, чувствуешь себя очень хорошо.
   Спасибо за очень теплый прием, за аплодисменты, публика у вас просто замечательная. Для меня очень важен контакт со зрителем, важно, чтобы меня понял и принял простой зритель, который пришел на спектакль, увидел до боли знакомого и незнакомого Сергея Есенина и еще больше его полюбил».


Записала Е. Михайловская. Газета "Авангард" от 6 февраля 2004 год, г. Кондопога.
Расшифровка автографа: «Читателям газеты «Авангард» с большой любовью и благодарностью! Любите нашу Великую Россию! Она это воистину заслужила. Всегда ваш А.Денников. 2004».

_uY1rVKZRnINURHW2a1Isk

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва