Человек-театр в Марселе
Продолжая начатый в предыдущем номере рассказ о Фестивале русского искусства в Марселе, хочется еще раз вернуться к фигуре его отца-основателя. Ришару Мартену, стройному, подтянутому мужчине в черных кожаных брюках и черном свитере, никогда не дашь 60 лет. Он обладает огромной энергией, быстрым умом, талантом организатора. Тридцать лет назад он организовал театр "Турски" и является его бессменным руководителем. Он вице-президент ассоциации театров Средиземноморья, куда входят свыше 30 стран.
Театр "Турски" не является репертуарным — это театр проектов. Здесь ежегодно выпускается один, реже два спектакля, в которых Ришар участвует как актер или режиссер. А также приглашает интересные коллективы из разных стран. И вот уже восьмой год проводит фестивали русского искусства. Ришар — горячий поклонник системы Станиславского и русского классического театра. Но это не мешает ему остро воспринимать все новое — он просто влюбился в Театр на Таганке во время его гастролей в Марселе, подружился с Владимиром Высоцким.
Сегодня фестиваль — это четырехнедельный марафон. Одна неделя отдается ретроспективе русского и советского кино. В этом году были выбраны фильмы, отражающие русско-французские связи. "Пышка" Михаила Ромма, "Не горюй" Георгия Данелии, "Нормандия — Неман" Жана Древиля, "Дневник его жены" А.Учителя, "Восток — Запад" Режиса Варнье. Затем настала очередь театров. Театр Ленсовета показал спектакль "Войцек" в постановке Юрия Бутусова. По настойчивому приглашению Ришара в Марсель вновь приехал Государственный центральный театр кукол имени Сергея Образцова. Он показал спектакль "Риголетто", профинансированный Россией и Францией. Автор спектакля Андрей Денников — человек-театр. И если говорить о нем как о человеке, работающем в Театре Образцова, то продолжение традиций великого мастера состоит в дерзости, в уникальной одаренности и магнетизме этого молодого человека. Денников сам себе жанр. Он профессионально работает с планшетными куклами, поет, танцует, а главное — обладает способностью к моментальному перевоплощению. Действие оперы Верди разворачивалось в сказочно-наивных декорациях Анны Львовой. Денников один спел все партии. Особенно трудно ему пришлось при исполнении финального квартета, когда он пел по очереди за каждого, постоянно меняя голос.
Но вернемся к фестивалю. Он давно перерос рамки просто показа фильмов и спектаклей — уже несколько лет подряд здесь проходят мастер-классы режиссеров Сергея Арцибашева, Владислава Пази. В этом году в Марселе две недели работал Иосиф Райхельгауз, который начал совместный проект Театра "Школа современной пьесы" и агентства "Восток — Запад" под руководством Валерия Магдьяша. Но фестиваль не ограничивается мастер-классами. После спектакля в фойе театра "Турски" накрывают столы, а на небольшую эстраду выходят актеры. Сложилась программа из четырех тематических блоков — русские песни, цыганские романсы, бардовские песни и французский шансон. На стенах фойе вывешиваются картины современных художников. В этом году были показаны фото Галины Байбазаровой из Москвы.
Фестиваль вбирает в свою орбиту самые неожиданные акции. В небольшом городке Кабриезе неподалеку от Марселя состоялось открытие выставки Ларисы Перекрестовой. Лариса — резчица по камню, из крошечных кусочков которого она выкладывает свои мозаичные портреты и композиции. Среди ее работ — воздушные "Три грации" и монументальная композиция из более сорока портретов тех, кто вписал свое имя в историю Франции.
Валентина Федорова
10.04.2003