"Театр – это квинтэссенция
всех возможных взаимодействий
между искусствами".
Андрей Денников
Андрея Денникова (1978-2014) называют Моцартом российского театра. Человека, который сам был Театром – с его невероятной одарённостью актёра, режиссёра, балетмейстера, танцора, художника и певца, которому была подвластна вся гамма человеческих голосов от мужского бас-баритона до женского колоратурного сопрано. Яркий, остроумный, блистательно талантливый, он создал особый – синтетический театр – в котором драматический актёр не просто вышел из-за ширмы, но в котором кукла стала полноправным партнёром актёра, а актёр научил куклу дышать. Искусство кукловождения было доведено им до совершенства. Театр стал образом жизни, а служение ему – философией и внутренним миром. Его жизнь на профессиональной сцене уместилась всего лишь в 8 режиссёрских и 11 актёрских лет. В 2000 г., ещё будучи студентом IV курса ГИТИС (мастерская И.Г.Шароева) А.Денников поступил на работу в ГАЦТК им. С.В.Образцова. Последний свой спектакль он поставил в 2008 г., а 29 мая 2011 г. в последний раз вышел на сцену театра кукол как актёр. Между «Маленькими трагедиями» (2000 г.) - выдающимся спектаклем по произведениям А.С.Пушкина и «Нижинским…» (2008 г.) - драме о рабстве заключённого в больное тело творца, – не только творческий путь короля театра кукол, но и беспощадная, неотвратимая болезнь и боль, высочайший взлёт и лебединое крыло, которое никто и ничто – ни болезнь, ни завистники - так и не сумели сломать.
14 спектаклей-шедевров, поставленных Денниковым на профессиональной сцене, стали историческим фактом, но не историей. Ибо они живы. Их будут смотреть. О них будут говорить. О них напишут книги. Их будут изучать студенты в театральных вузах. Живы написанные Денниковым пьесы, созданные им эскизы и сотни кукол, которых он придумал. Сохранился архив неосуществлённых постановок, в котором отражены идеи, замыслы и планы Андрея Денникова. Всё это ещё будет. Как есть хореография Петипа или музыка эпохи Возрождения. Как есть небо с облаками-барашками и где-то там, в вышине - есть Маленький Принц Антуана де Сент-Экзюпери, спектакль, который так и остался мечтой…
Ниже, используя интервью и собственноручные записи А.С.Денникова, мы попытались воссоздать его биографию. Его жизнь, рассказанную им самим. Она неотделима от Театра, служить которому и творить в котором он был рождён. Вне сцены он не мог дышать. Она была всем для него – его любовью, его домом, его храмом, его другом, его болью и надеждой. Он был творцом. Он творил в век ниспровергателей и разрушителей, создавая вокруг себя особый мир любви и доброты, который и есть подлинный Театр. Безупречная драматургия, великая режиссура, основанная на лучших традициях русского репертуарного театра, великолепная актёрская работа, прекрасные живые куклы и живой диалог со зрителем – от сердца к сердцу, – вот то, что было визитной карточкой Театра Андрея Денникова. В его искусстве не было лжи или торжества порока. В нём не было пошлости и набивших оскомину штампов. Он воспитал себе особого зрителя – умеющего любить, сострадать и думать. Его театр был праздником. И даже когда со сцены он говорил о войне, о предательстве, смерти, боли, - его Театр был зоной очищения. И сейчас, когда Андрея Денникова нет с нами, его Театр жив. Он живёт не только в благодарной памяти каждого, кто хоть однажды видел Денникова на сцене. Он живёт в видеозаписях, в исполненных им ариях и песнях, в написанных им стихах, в его драматургии, которую ещё предстоит открыть театральному миру, в его эскизах, рисунках, прозе, в его куклах. В сердце его мамы. Его друзей. Демонстрации записей его спектаклей проходят при переполненных залах. Ему рукоплещут стоя. Несут цветы. На его спектаклях по-прежнему плачут. Приходите и убедитесь сами. Откройте для себя ТЕАТР АНДРЕЯ ДЕННИКОВА. Войдите в него, чтобы свеча не погасла. Истинно прекрасное – вечно. Оно не знает смерти. Вопреки всему.
Андрей Денников родился 17 марта 1978 г., в Москве.
Детство
…Я своим детством обязан родителям. Мама отвела меня в танцевальную группу Большого детского хора (БДХ) Всесоюзного радио и Центрального телевидения тогда ещё под руководством народного артиста СССР Виктора Сергеевича Попова, в которой я танцевал солистом семь лет. Я очень благодарен маме за это. Балет, танец, движение вошли в мою жизнь не только через фильмы и балеты. Поэтому я себя свободно ощущаю на сцене. Я чувствую движение не только своё, но и куклы, с которой я работаю. Моими кумирами в балете всегда были и остаются до сих пор Екатерина Максимова, Майя Плисецкая, Галина Уланова, Марис Лиепа, Владимир Васильев… Я затрудняюсь всех перечислять. Они уже золотыми буквами вписаны в историю нашей культуры. Очень больно, что современное поколение не знает о том, как прекрасен был танец Екатерины Максимовой или как великолепно звучало бельканто Марии Каллас. Надо, чтобы дети с самого детства были окружены прекрасным, настоящим искусством.
Не устаю говорить «Спасибо!» своей бабуле, которая познакомила меня с миром живописи. Благодаря этому я начал рисовать. Это помогает мне и в работе с куклой. Ведь и куклой надо рисовать, то есть уметь наблюдать за красотой положения корпуса, наклона головы, как появляется жест руки и отчего рождается этот жест. В «Маленьких трагедиях», к примеру, мне очень важно, чтобы Дона Анна не просто села на скамейку, а чтобы складки её бархатного платья легли таким же образом, как на портретах Веласкеса или Эль Греко. Опять же бабуле спасибо за то, что я узнал имена этих и многих других великих художников. У меня дома висят картины моей бабули. Она работала акварелью, и её любимым художником был Сергей Николаевич Андрияка. Гениальный художник, перед которым я преклоняюсь – так открыть акварель!
И оперных певцов я узнал тоже благодаря бабуле. Сергей Лемешев, Иван Козловский, Елена Образцова, Мария Каллас… Вот эти голоса окружали и наполняли меня всё детство, потому что бабуля моя слушала пластинки с записью этих замечательных певцов. Большой зал Консерватории был её любимым местом. Бабуля часто бегала туда, даже коленку себе искалечила, когда опаздывала на троллейбус. Вот как стремился человек к музыке! Моя бабуля и моя мама – вот две великие женщины, которые отдали мне всю свою любовь и все свои знания.
Театр – это моя жизнь. Всё остальное на втором плане. И я не понимаю, как можно интересоваться чем-то другим. Мне кажется, что только театр – самое интересное. И только в театре можно говорить бесконечно долго и продуктивно о том, что волнует. Почему так сложилось? Наверное, потому что у меня было такое детство. Своё детство надо беречь, его нельзя предавать. В детстве я начал делать кукол, в детстве увидел спектакли и мультфильмы, которые меня потрясли, у меня были книги, которые очень любил читать.
Помню, мы с бабулей были в Театре мимики и жеста, где смотрели спектакль по сказкам Андерсена. Меня до такой степени впечатлило то, что люди выразительностью своего тела, пластикой, могут изобразить сказочных персонажей, да и не только сказочных, что мне захотелось самому воплотить всё это в жизнь. И когда к нам домой пришли гости, я им показал все сказки Андерсена в собственной пластике! И стойкого оловянного Солдатика, и злого Тролля, и даже Балерину… Ходил на балет «Синяя птица» в Московский детский музыкальный театр имени Н.И.Сац, на «Аленький цветочек» в Московский драматический театр имени А.С.Пушкина. Мы с мамой везде бывали. Меня всегда завораживал театр огромным количеством образов, фантазий, в которые я погружался. После мечтал, рисовал, хотелось всё это выплеснуть, поделиться с кем-то уже своими впечатлениями от театрального волшебства. Когда я посмотрел спектакль Владимира Кусова «Маугли» в ГАЦТК имени С. В. Образцова, меня поразило, как были сделаны все звери. Они казались живыми – и тигры, и обезьяны, и пантера… И мне это так понравилось, что, придя домой, я сделал пантеру. Это была мягкая кукла, которую можно было бросать. Никакой механики в ней не было. И я играл ею за ширмой, показывал это чудо – кукла может ходить по ширме, потом вдруг полететь в прыжке. Я наслаждался собственной творческой радостью.
Важно не только одарить других этой радостью, но и самому наслаждаться творчеством. Надо любить творческий процесс. И у меня в детстве это получалось. Однажды я сделал полный комплект кукол спектакля «Необыкновенный концерт». И всех показал Екатерине Викторовне Гаркалиной, которая работала педагогом в музее ГАЦТК имени С. В. Образцова и вела семинары. Я выложил этих своих кукол на стойку гардероба, и все участники семинара с интересом смотрели на мой повтор великого спектакля. Я благодарен своему детству. Всё начинается именно тогда, через подражание взрослым. Вот и я подражал, подражал и… доподражался! Поэтому я думаю, что моё увлечение театром не случайно. Я люблю театр с самого детства...
…Сегодня убедить кого-то делать с душой своё дело очень непросто. Маленьким, помню, я смотрел фильм-балет «Анюта» в постановке Владимира Васильева. Я стоял на коленях перед чёрно-белым экраном телевизора и смотрел на лицо Екатерины Максимовой-Анюты, которая в конце фильма вдруг увидела своих забытых ею и погибающих в бедности пьяненького отца и брошенных братишек. Как я рыдал, если бы Вы только знали. Я так ей сопереживал! Она была прекрасной драматической актрисой в балете. Это очень редкое явление. Душа… Во всём должна быть душа. Помню, я очень плакал в финале фильма «Анна Павлова», когда она перед смертью говорила: «Приготовьте мне костюм лебедя…» и звучала музыка Сен-Санса, переработанная Евгением Догой. Это меня так впечатлило, у меня сердце рвалось на части… Нельзя забывать прекрасные моменты детства. И искоренять из себя Маленького принца…
Первая кукла: 1983 г.
…Мне было 5 лет. Этот смешной человечек сделан из маминых чулок, почему-то лысый, но с бакенбардиками. Швы такие огромные, черные. Глазки я ему посадил из бумаги на советский канцелярский клей. Ручонки такие доходяжные висят по швам, пузяка большой, ножки пришиты задом наперед…
Танцевальная группа Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (художественный руководитель и главный дирижёр — народный артист СССР Виктор Сергеевич Попов). Гастроли в городах России, Испании, ФРГ, Франции, участие в записи телепередач: 1984 — 1991 гг.
…Хотя мои родители не творческих профессий, но у них творческий подход ко многим жизненным вопросам, и они с детства развивали мой кругозор в искусстве. Мама хотела стать балериной, но не стала. Зато когда мне было 6 лет, она отдала меня в танцевальную группу Большого детского хора Гостелерадио под руководством Виктора Попова. И я 7 лет серьёзно занимался хореографией. Поэтому я уже с детства связан со сценой. Мой прадед работал режиссёром на киностудии Довженко. Мой дед был художником. Бабушка очень любит классическую музыку, а с тех пор, как наша семья пришла к Православию, и духовную…
Школа:1985 — 1995 гг.
…Я учился в трёх школах... Первая, школа № 5, которая находится в моём районе, была полный коммунистических кошмаров отстой. Но именно в этой школе я поставил свой первый кукольный спектакль по басням И.А.Крылова с девочкой Наташей, моей первой любовью, с которой сидел за одной партой. Я звал её как Наталью Гончарову – Натали… Когда в этой школе началась вторая смена, я перешёл в школу № 583, которая находилась на станции метро Полянка. Просто мне нужна была именно первая смена, т.к. вечерами я ездил на хореографические репетиции... Таким образом, я поменял шило на мыло (в смысле идеологии). Кроме пионерских кошмаров в этой школе ещё были и отпетые хулиганы, дети работников завода ЗИЛ. Именно с ними я учился в одном классе. Могу сказать, как и Есенин : "Много дрался". И это логично, если принимать в расчёт дикую зависть, которую я вызвал у одноклассников в первый же день за то, что прочитал много книг и знал наизусть Пушкина... Именно в этой школе я был исключён из пионерской организации за то, что не ходил на утренние линейки: я предпочитал утром поспать лишний час после вечерних изматывающих хореографических репетиций. И, кстати сказать, как только меня исключили, тут же рухнула и сама пионерская организация. СОВПАДЕНИЕ?!
В этой школе я впервые притронулся к шедевру А.С.Пушкина "Каменный гость", в котором исполнил роль Дон Гуана. Так я начал причёсывать моих одноклассников-хулиганов. Искусство театра, пусть даже и самодеятельного, положительно повлияло на ребят. И все они из сорванцов превратились в Лепорелло, Дон Карлоса, знатных сеньоров, Командора и , что немаловажно, в МОНАХОВ... Девочки нашего класса были просто в восторге... Я имею в виду тех двух счастливых, которым довелось сыграть Дону Анну и Лауру. Так я зародил в нашем классе любовь к Театру. Потом поставил и кукольные ширмовые спектакли с тростевыми куклами - " По щучьему веленью" и "Аленький цветочек". Успех наших спектаклей был выдающийся!!!
Гораздо хуже у меня было с математикой. И только тот факт, что я буду переходить в школу № 1113, что в Дегтярном переулке, убедил учительницу по математике поставить мне годовую "3," а не "2". Моя бабуля клятвенно её заверяла, что я не вернусь к ней в класс больше НИКОГДА. Учительница облегчённо вздохнула и поставила мне тройку!!!
И моей ЛЮБИМОЙ школой стала школа № 1113. Здесь я полюбил ВСЕХ учителей, завучей и директора Татьяну Андреевну. Раньше в эту школу, которую основал В.С.Попов для детей из его хора, из Ансамбля Моисеева, хора Пятницкого и других, принимали только с 7 класса. Так я и учился с 7 по 11 класс в этой удивительной школе с уклоном в музыку и хореографию. Нам, ученикам, нравилось, что педагоги с нами общались, как со взрослыми людьми. Это было очень важно и, в свою очередь, ответственно. И в этой школе я тоже занимался театральным делом. Ставил и кукольные, и драматические спектакли. Кстати, сыграл моего любимого кардинала де Ришелье. Именно в школе № 1113 я полюбил предметы "Литература" и "История". Наверное, это и сбило в выборе профессии и увело меня в РГГУ на историко-филологический факультет... Я очень любил уроки литературы нашего классного руководителя Аллы Викторовны Шининой. Это было великолепно!!! Незабываемо!!! Прекрасно!!!
Обожал уроки истории у Нелли Иосифовны Носовой. С тех пор история - моя стихия!!!
А учительница по математике, Вера Ивановна, - стала моим другом. Вот как бывает! Она знала, что в математике я ни бум-бум, да и не требовала с меня этих знаний. Что с меня, танцовщика и артиста, взять! Так что тройки ставила мне по любви. Но по геометрии годовая оценка у меня - "четвёрка"! Ибо я написал пьесу про великого математика Николая Лобачевского, в которой сам репетировал роль императора Николая Первого.
В этой школе я не дрался с одноклассниками и вёл себя, наверное, весьма прилично. И когда меня спрашивают про школьные годы, я сразу вспоминаю с душевной теплотой именно эту школу... ШКОЛУ № 1113!!!!!!
Вера
…Первое воспоминание, связанное с верой – это моё крещение, которое происходило на дому, тогда ведь всё, связанное с религией, было ещё небезопасно. Я уже учился в младших классах. Помню батюшку отца Александра и свое совершенно удивительное состояние, сильный душевный подъём. Потом я бегал по коридору школы и кричал: "Аминь! Аминь!". Почему-то мне это слово очень понравилось, хотя я не знал, что оно означает. Практически сразу я начал ходить в храм, воцерковился. А когда впервые попал в Псково-Печерский монастырь, то даже захотел стать монахом. Тем не менее, я остался в миру. Служить Богу можно на любом поприще. И отец Иоанн (Крестьянкин) иносказательно предрёк мне (сначала я не понял, что он имел в виду), что моей профессией станет театр...
РГГУ, историко-филологический факультет: 1995-1997 гг.
«Камерный музыкальный театр кукол» в молодёжном центре «Зюзино». В 1997 г. театр переехал в культурный центр «На Петровских линиях».
Театр исторической драмы: 1996-1997 гг.
Театр на Петровских линиях: 1997-2000 гг.
…Вначале я учился на историко-филологическом факультете университета, где собрал вокруг себя студентов и основал театр-студию, мы играли кукольные спектакли. Это моё хобби ещё со школы. Когда театр-студия перерос в более серьёзную организацию и появилась потребность в профессиональной сцене, я понял, что учиться в университете больше не могу, поэтому с третьего курса ушел в ГИТИС. А в театр Образцова меня пригласили, зная о студии, в которой я продолжал работать параллельно учёбе. Поэтому уже за год до окончания вуза я был приглашен в театр. Кстати, часть моих ребят-студийцев тоже пришли со мной, сейчас они здесь актёры, а я режиссёр…
…Мне очень нравилась история – и до сих пор нравится – и я отучился до третьего курса на историко-филологическом факультете РГГУ. Многие преподаватели говорили мне: "Андрей, что Вы пишете? Вы какой-то художник, а не историк".
Учась в РГГУ, я создал театр-студию на Петровских линиях. И тогда понял, что не могу больше заниматься историей. И что основное в моей жизни – творческий путь. Поэтому я ушел в ГИТИС с третьего курса университета, поступил сразу на второй курс факультета эстрадного искусства к народному артисту России Иоакиму Георгиевичу Шароеву.
ГИТИС: 1997-2001 гг.
1997 г., 30 ноября. - Андрей Денников впервые вышел на сцену театра «ГИТИС» в комической опере «Голый король» (музыка Т.Хренникова, либретто И.Шароева и Р.Рождественского, по мотивам пьесы Е.Шварца; режиссёр-постановщик — Иоаким Шароев; Голый король — Андрей Денников).
1997 г., 28 декабря. - Андрей Денников принял участие в спектакле театра «ГИТИС» «Начальная смеховая школа» (режиссёр-постановщик — Иоаким Шароев).
1998 г., 19 мая. - Андрей Денников принял участие в спектакле театра «ГИТИС» «И смех, и грех» (режиссёр-постановщик — Иоаким Шароев).
1998 г., 12 июня. - Андрей Денников - диктор на Первых Всемирных юношеских играх в Москве, проводимых под патронатом Международного олимпийского комитета.
1998 г., 22 ноября. - Андрей Денников принял участие в концерте, посвящённом 50-летию творческой деятельности И.Г.Шароева (Москва, киноконцертный зал «Россия») и заложению его плиты-звезды на «Площади звёзд».
1999 г., 11 июня. - Андрей Денников принял участие в премьерном показе спектакля театра «ГИТИС» «Блоха» (режиссёр-постановщик — Иоаким Шароев; режиссёр, балетмейстер, исполнитель ролей Александра Первого, Николая Первого, Левши — Андрей Денников);
1999 г., сентябрь. - Андрей Денников принял участие в VII Международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины» (Рязань) с моноспектаклем «Маленькие трагедии».
…Я, учась в РГГУ, ходил мимо Учебного театра ГИТИСа, и думал, что – ну невозможно туда попасть. Но ведь попал, хотя это и было похоже на чудо – не переводят обычно из непрофильного вуза сразу на 2-й курс ГИТИСа! Но уже через пять дней после поступления я играл главную роль на сцене Учебного театра…
…Когда я у Шароева учился, всякое его появление вызывало у меня трепетное ощущение. Я впитывал всё, что он говорил и рассказывал. Я был влюблён в Иоакима Георгиевича как ученик и как сын. Я понимал, что он – мой творческий отец. Я хотел быть во всём похожим на него. Он всегда уважал мой путь в творчестве, который я избрал, поддерживал меня, умудрял. И невольно на репетиции в театре я сажусь так же, как любил сидеть он на наших репетициях в ГИТИСе. И тот высокий уровень культуры, которым обладал мой Мастер, мне очень хотелось перенять…
Государственный академический центральный театр кукол им. С.В.Образцова: 2000-2014 гг.
…Кукла – это художественный образ. А он, как картина, музыкальное произведение, книга – возвышает. Если правильно работать с куклой, она позитивно влияет на актёра, режиссёра. Но в то же время это и орудие, с помощью которого можно на сцене передавать те или иные чувства, мысли. Показывать через куклу многие вещи интереснее, чем через самого себя, живого актёра.
…Любимая кукла для меня та, которая "оживает" в моих руках во время спектакля, репетиции. А вообще мне близки такие персонажи, как Джильда или Моцарт, потому что светлый человек – это большая редкость, их чаще можно встретить в монастыре, чем в миру. Кукла же – идеальная форма для воплощения этих светлых идей. Ей можно дать светлое начало – и оно всегда будет в ней жить.
…Иногда я позволяю себе вольности, связанные с юмором. Это идет от чувствования зала и от моего учителя. Его могут признавать или нет, но я считаю, что Шароев – великий мастер. Я могу добавить в текст какую-то фразу или сделать репризу, но аккуратно. Например, когда мы в ноябре ездили по Сибири, в одном из городов я играл Есенина, и пришла молодёжь, мягко говоря, неподготовленная. Они не понимали, когда им читают стихи. И мне пришлось им сказать фразу прямо со сцены: "Всем молчать – или спущу с лестницы". Они приняли это на "ура", замолчали и стали слушать дальше монолог Хлопуши. Спектакль закончился в гробовой тишине… Но если речь идёт о классических вещах вроде "Маленьких трагедий", конечно, там я не позволяю себе импровизировать с текстом. И с Шекспиром этого, безусловно, делать нельзя – мы сейчас ставим "Ричарда III". В "Риголетто" тоже ничего не добавишь: уж сколько нот – столько слов…
Как я работаю с куклой? Если один, то перед зеркалом. В этом случае видишь всё не как актёр, сзади или сбоку, а так, как видит зритель из зала. Вообще работа с куклой подобна работе под постоянным напряжением, под током: одно неверное движение – и всё сорвётся. Надо сделать так, чтобы нигде лишний раз не были видны руки, чтобы кукла двигалась как живая. Происходят самые настоящие фокусы руками, причем без трюка "появилось-исчезло", а всё на виду. Эта огромная работа, в чём-то близкая к искусству балета.
«Нужно понимать, какая будет драматургическая нагрузка на кукле, и что она должна уметь делать… Куклой надо рисовать! То есть уметь наблюдать за красотой положения корпуса, наклона головы, как появляется жест руки и от чего рождается этот жест. Он должен быть очень красивый. В «Маленьких трагедиях», к примеру, мне очень важно, чтобы Дона Анна не просто села на скамейку, а чтобы складки её бархатного платья легли таким же образом, как на портретах Веласкеса или Эль Греко…».
2000 г., сентябрь – Принят на работу в ГАЦТК им. С.В.Образцова.
2000 г., 15 декабря. - Премьера спектакля «Маленькие трагедии» по произведениям А. C. Пушкина в ГАЦТК (режиссёр-постановщик, художник по куклам, исполнитель ролей Моцарта, Сальери, Барона, Доны Анны, Лауры, Лепорелло, Монаха, Командора, фрагментов партий Дон Жуана, Донны Анны, Церлины из оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта — Андрей Денников).
2000 г., 24 ноября. - Андрей Денников введён в спектакль «Пиковая дама» на роль Германна (режиссёр-постановщик — Екатерина Образцова);
2001 г., 3 марта. - Премьера оперетты «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (режиссёр-постановщик — заслуженный артист России Борис Каушанский; Мараскин — Андрей Денников);
2001 г., июнь - Андрей Денников заканчивает эстрадный факульет РАТИ–ГИТИС. Его дипломная работа — спектакль «Молодость короля Людовика XIV» по пьесе А.Дюма, в которой он выступил как режиссёр-постановщик, художник по куклам, балетмейстер, исполнитель ролей Людовика XIV и Мазарини - ещё 21 апреля был показана на сцене ГАЦТК им. С.В.Образцова);
2001 г., 18 сентября. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на I Международном фестивале театров кукол им. С. В. Образцова (Москва);
2001 г., 21 декабря. — Премьера спектакля «Кот Васька и его друзья» по пьесе В.Лифшица (Москва; режиссёр-постановщик, художник по куклам, автор текстов песен, исполнитель ролей Кота Васьки и Лисы — Андрей Денников).
2002 г., 26 июля. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на XV Международном фестивале камерного искусства в Костомукше (Карелия);
2002 г., 25 октября. — Премьера спектакля «Шутовская комедия о Тиле» по пьесе Г. Горина (режиссёр-постановщик, автор текстов песен, балетмейстер, исполнитель роли Тиля, Филиппа II — Андрей Денников);
2002 г., 8–10 марта. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на VII фестивале русского искусства в г. Марсель (Франция);
2002 г., 28 декабря. — Премьера спектакля «Исповедь хулигана»( автор литературно-музыкальной композиции, режиссёр-постановщик, художник-постановщик, художник по куклам, хореограф — Андрей Денников). Предпремьерный показ — 14 декабря, Петрозаводск.
2003 г., 14 марта. — Премьера оперы Дж. Верди «Риголетто» (Марсель (Франция), в рамках VIII фестиваля русского искусства (режиссёр-постановщик, художник по куклам, исполнитель ролей Риголетто, Джильды, Герцога Мантуанского, Маддалены, вокальной партии Графа Монтероне — Андрей Денников).
2003 г., 9 апреля. — Премьера оперы «Риголетто» в Москве.
2003 г., 18, 20, 21 июля. — Спектакль «Исповедь хулигана» и музыкально-поэтическая программа «Земля моя, я сын твоих берёз» (совместно с оркестром русских народных инструментов «Онего» Карельской государственной филармонии, дирижёр — заслуженный деятель искусств России Геннадий Миронов) представлены на XVI Международном фестивале камерного искусства в Петрозаводске и Костомукше.
2003 г., 11 сентября. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на VIII международном фестивале театров «Белая Вежа» (Брест).
2003 г., 14 сентября. — Спектакль «Исповедь хулигана» представлен на IX международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины-2003».
2003 г., октябрь. — Гастроли в Саратове («Маленькие трагедии»).
2003 г., 16 октября. — Спектакль «Риголетто» представлен на II международном фестивале театров кукол имени С.В.Образцова (Москва).
2003 г., ноябрь-декабрь. — Гастроли в Уренгое, Ноябрьске, Тюмени, Новокузнецке, Прокопьевске, Барнауле, Новосибирске, Стерлитамаке, Челябинске, Перми, Казани со спектаклями «Исповедь хулигана» и «Кот Васька и его друзья».
2004 г., февраль. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на фестивале «Лучшие театры кукол мира» (Воронеж);
2004 г.,19 марта. — Премьера спектакля «Кармен! Моя Кармен!» (Марсель/Франция, в рамках IX фестиваля русского искусства). Автор инсценировки по мотивам новеллы П. Мериме и оперы Ж. Бизе, режиссёр-постановщик, художник по куклам, исполнитель ролей Чёрного тореадора и его куклы Кармен — Андрей Денников).
2004 г., 3 апреля. - Премьера спектакля «Кармен! Моя Кармен!» в Москве.
2004 г., апрель. — Гастроли в Казахстане со спектаклями «Маленькие трагедии», «Исповедь хулигана», «Кот Васька и его друзья».
2004 г., июнь. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на Международном фестивале драматического искусства (Румыния).
2004 г., 12 июня. — Спектакль «Кармен! Моя Кармен!» представлен на VIII международном фестивале искусств им. А. Д.Сахарова (Нижний Новгород).
2004 г., 26 июня. — Спектакль «Исповедь хулигана» представлен на фестивале «Музыкальное лето в Константинове-2004».
2004 г., июль. — Гастроли в Ростове-на-Дону и Пятигорске со спектаклем «Кот Васька и его друзья».
2004 г., сентябрь. — Спектакль «Исповедь хулигана» представлен на IX международном фестивале театров «Белая Вежа» (Брест);
2004 г., октябрь. — Гастроли в Южной Корее со спектаклем «Кармен! Моя Кармен!»).
2005 г., 24 марта. — Премьера комической оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта (Марсель/Франция, в рамках X фестиваля русского искусства); автор инсценировки по мотивам либретто Э. Шиканедера и сказок Х.-М. Виланда, режиссёр-постановщик, художник по куклам, исполнитель ролей Папагено и Царицы Ночи — Андрей Денников.
2005 г.,15 апреля. - Премьера комической оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта в Москве.
2005 г., 6 мая. — Премьера спектакля «Бери шинель, пошли домой!» (автор пьесы, режиссёр-постановщик, исполнитель ролей И.В.Сталина, Ивана, Французского кукольника, Еврейского скрипача, И.Штрауса и Карлы Доннер, Волчонка, Ожившей скульптуры Мадонны, Немецкого солдата-астронома, Немецкого пианиста — Андрей Денников);
2005 г., май - во время спектакля "Исповедь хулигана" у Андрея Денникова случился первый инсульт
2005 г., 17 сентября. — Премьера спектакля «Левша» на сцене Московского академического театра Сатиры (автор сценической версии по мотивам повести Н.Лескова, пьесы Е.Замятина и музыкальной комедии В.Дмитриева, режиссёр-постановщик — Андрей Денников).
2006 г., 17 марта. — Премьера спектакля «Концерт для Чичикова с оркестром» (Марсель/Франция, в рамках XI фестиваля русского искусства); автор пьесы по мотивам произведений Н.В.Гоголя, режиссёр-постановщик, исполнитель ролей Поэта, Мефистофеля, Манилова, Ноздрёва, Собакевича, Коробочки, Плюшкина, Губернатора города NN, Председателя палаты, Прокурора, Полицмейстера, Анны Григорьевны, Земфиры — Андрей Денников);
2006 г., 7 апреля. - Премьера спектакля «Концерт для Чичикова с оркестром» в Москве.
2006 г., 4 июля. — Спектакль «Волшебная флейта» представлен на IX Международном фестивале искусств им. А.Д.Сахарова (Нижний Новгород).
2006 г., сентябрь. — Гастроли по Дальнему Востоку со спектаклями «Исповедь хулигана» и «Кот Васька и его друзья».
2006 г., 23 сентября. — Спектакль «Волшебная флейта» представлен на III Международном фестивале театров кукол им. С.В.Образцова.
2006 г., октябрь. — Спектакли «Кармен! Моя Кармен!» и «Кот Васька и его друзья» представлены на III Фестивале «Балтийские сезоны искусств» (Калининград).
2006 г., 8 декабря. — Премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Дж. Патрика (режиссёр-постановщик, автор текста песни, исполнитель роли Джеффри — Андрей Денников).
2007 г., 21 апреля. — Гастроли в Петрозаводске. Премьера музыкально-поэтической программы «Мне хочется вам нежное сказать...» (совместно с оркестром русских народных инструментов «Онего» Карельской государственной филармонии, дирижёр — Геннадий Миронов).
2007 г., 23 августа. — Премьера музыкально-поэтической программы «Что так сердце растревожено...» на родине С.А.Есенина в с. Константиново Рязанской обл.
2007 г., 9 сентября. — Спектакль «Странная миссис Сэвидж» представлен на XI Международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины» (г. Рязань).
2007 г., 21 октября. — Премьера Второй редакции спектакля «Кармен! Моя Кармен!».
2007 г., 30 ноября-1 декабря. — Гастроли в Петрозаводске со спектаклями «Исповедь хулигана» и «Кот Васька и его друзья».
2007 г., 23 декабря. — Премьера спектакля «Жизнь собачья» по повести К.Сергиенко и пьесе В. Беляковича (режиссёр-постановщик, художник по куклам — Андрей Денников).
2008 г., март. — Издана книга Андрея Денникова «Взмах лебединого крыла: игра разума и чувств» (стихи, эскизы кукол, рисунки).
2008 г., март. — Издан аудиоальбом «Мне хочется вам нежное сказать...» (стихи и песни на стихи Сергея Есенина в исполнении Андрея Денникова).
2008 г., 22 марта. — Премьера спектакля «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» по пьесе Г. Бламстейна (Москва; постановка, куклы, музыкальное оформление, идея сценографии, исполнитель роли Вацлава Нижинского — Андрей Денников).
2008 г., 5-6 мая. — Гастроли в Петрозаводске. Премьера музыкально-поэтической композиции «Нам дороги эти позабыть нельзя...» (совместно с оркестром русских народных инструментов «Онего» Карельской государственной филармонии, дирижёр — Геннадий Миронов).
2008 г., 20, 21 сентября. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на V Фестивале театров кукол «Панаир на куклите» в Софии.
2009 г., 9 апреля. — Творческий вечер Андрея Денникова в Государственном центральном театральном музее им. А.А.Бахрушина.
2009 г., 25 октября. — Участие в Заключительном концерте телевизионно-театрального смотра «Гоголь сегодня» (сцена из спектакля «Концерт для Чичикова с оркестром»).
2010 г., 12 февраля. — Премьера на телеканале «Культура»документального фильма «Странная миссис Сэвидж: Вера Васильева»
2010 г., 22 марта. — Творческий вечер Андрея Денникова в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки.
2010 г., 5 мая. — Программа «Нам дороги эти позабыть нельзя...», посвящённая 65-летию Великой Победы, в ГАЦТК им. С.В.Образцова.
2010 г., 1 июня. — Благотворительный концерт, посвящённый Международному дню защиты детей, в культурном центре «Москвич».
2011 г., 12 января. - Рождественский вечер
в зале Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки
2011 г., 29 мая. – Андрей Денников последний раз вышел на сцену как артист в спектакле "Концерт для Чичикова с оркестром".
2011 г., 4 июня. – Автомобильная авария по дороге на гастроли в Калининград.
2011 г., 20 июня. – Перенёс повторный инсульт.
2012 г., 25 мая. – Последний раз вышел на сцену как режиссёр восстановленного спектакля "Странная миссис Сэвидж".
2014, 17 марта. – Андрей Сергеевич Денников ушёл из жизни в Москве, в возрасте 36 лет. Похоронен в с. Константиново на родине Сергея Есенина.
Награды
1997: «Камерный музыкальный театр кукол», руководимый Андреем Денниковым, становится лауреатом фестиваля «Юные таланты Московии» (Москва) за «высокий уровень режиссуры, актёрского мастерства, изобразительного и музыкального решения спектакля 'Царевна лягушка'»; Диплом первой степени Театр получает за кукольную миниатюру «Лебедь».
1999: Андрей Денников за исполнение вокальной партии Голого короля в спектакле «Голый король» театра «ГИТИС» становится лауреатом Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос-99»;
— за мастерство режиссёра, художника и исполнителя в спектакле «Маленькие трагедии» на фестивале театров кукол «Рязанские смотрины» (Рязань) Андрей Денников получает награду «Петрушка Великий» Екатеринбургского театра кукол .
2000: За спектакль «Блоха» в театре «ГИТИС»Андрей Денников становится лауреатом Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос- 2000».
2001: За «постановку и лучшую режиссуру комедии А. Дюма 'Молодость короля Людовика XIV»Андрей Денников становится лауреатом XII Фестиваля самостоятельных студенческих работ «Студенческая весна РАТИ-2001» (Москва);
— За спектакль «Маленькие трагедии»становится лауреатом XIII Всероссийского пушкинского театрального фестиваля (Псков).
2003: Андрей Денников становится лауреатом VIII международного фестиваля театров «Белая Вежа» (Брест): дипломы в номинациях «Любимец публики» — за исполнение главных ролей в спектакле «Маленькие трагедии» и «За лучшую мужскую роль» в спектакле «Маленькие трагедии».
— спектакль Андрея Денникова «Исповедь хулигана» получает Серебряного Витязя (II место) на I Международном театральном форуме «Золотой Витязь» (Москва).
2004: Андрею Денникову вручаются:
— молодёжная премия «Триумф»;
— медаль «Виктор Розов. За вклад в отечественную культуру» — за создание литературно-музыкальной композиции «Исповедь хулигана»;
— Российская независимая премия поощрения высших достижений литературы и искусства;
— спектакль «Маленькие трагедии» получает Золотой диплом в номинации «Кукольный театр» на II международном театральном фестивале «Золотой витязь» (Москва).
2005: Андрей Денников становится лауреатом Есенинской премии в номинации «Поиск и оригинальное решение есенинской темы в различных областях искусства: скульптуре, графике, на театральной сцене, в кино, на телевидении, радио, в народном творчестве».
2006: Указом Президента Российской Федерации Андрею Денникову присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
2009: За спектакль «Концерт для Чичикова с оркестром» Андрей Денников получает Почётную грамоту телевизионно-театрального смотра «Гоголь сегодня».