"Театр – это квинтэссенция
всех возможных взаимодействий
между искусствами".
Андрей Денников
Андрея Денникова (1978-2014) называют Моцартом российского театра. Человека, который сам был Театром – с его невероятной одарённостью актёра, режиссёра, балетмейстера, танцора, художника и певца, которому была подвластна вся гамма человеческих голосов от мужского бас-баритона до женского колоратурного сопрано. Яркий, остроумный, блистательно талантливый, он создал особый – синтетический театр – в котором драматический актёр не просто вышел из-за ширмы, но в котором кукла стала полноправным партнёром актёра, а актёр научил куклу дышать. Искусство кукловождения было доведено им до совершенства. Театр стал образом жизни, а служение ему – философией и внутренним миром. Его жизнь на профессиональной сцене уместилась всего лишь в 8 режиссёрских и 11 актёрских лет. В 2000 г., ещё будучи студентом IV курса ГИТИС (мастерская И.Г.Шароева) А.Денников поступил на работу в ГАЦТК им. С.В.Образцова. Последний свой спектакль он поставил в 2008 г., а 29 мая 2011 г. в последний раз вышел на сцену театра кукол как актёр. Между «Маленькими трагедиями» (2000 г.) - выдающимся спектаклем по произведениям А.С.Пушкина и «Нижинским…» (2008 г.) - драме о рабстве заключённого в больное тело творца, – не только творческий путь короля театра кукол, но и беспощадная, неотвратимая болезнь и боль, высочайший взлёт и лебединое крыло, которое никто и ничто – ни болезнь, ни завистники - так и не сумели сломать.
14 спектаклей-шедевров, поставленных Денниковым на профессиональной сцене, стали историческим фактом, но не историей. Ибо они живы. Их будут смотреть. О них будут говорить. О них напишут книги. Их будут изучать студенты в театральных вузах. Живы написанные Денниковым пьесы, созданные им эскизы и сотни кукол, которых он придумал. Сохранился архив неосуществлённых постановок, в котором отражены идеи, замыслы и планы Андрея Денникова. Всё это ещё будет. Как есть хореография Петипа или музыка эпохи Возрождения. Как есть небо с облаками-барашками и где-то там, в вышине - есть Маленький Принц Антуана де Сент-Экзюпери, спектакль, который так и остался мечтой…
Ниже, используя интервью и собственноручные записи А.С.Денникова, мы попытались воссоздать его биографию. Его жизнь, рассказанную им самим. Она неотделима от Театра, служить которому и творить в котором он был рождён. Вне сцены он не мог дышать. Она была всем для него – его любовью, его домом, его храмом, его другом, его болью и надеждой. Он был творцом. Он творил в век ниспровергателей и разрушителей, создавая вокруг себя особый мир любви и доброты, который и есть подлинный Театр. Безупречная драматургия, великая режиссура, основанная на лучших традициях русского репертуарного театра, великолепная актёрская работа, прекрасные живые куклы и живой диалог со зрителем – от сердца к сердцу, – вот то, что было визитной карточкой Театра Андрея Денникова. В его искусстве не было лжи или торжества порока. В нём не было пошлости и набивших оскомину штампов. Он воспитал себе особого зрителя – умеющего любить, сострадать и думать. Его театр был праздником. И даже когда со сцены он говорил о войне, о предательстве, смерти, боли, - его Театр был зоной очищения. И сейчас, когда Андрея Денникова нет с нами, его Театр жив. Он живёт не только в благодарной памяти каждого, кто хоть однажды видел Денникова на сцене. Он живёт в видеозаписях, в исполненных им ариях и песнях, в написанных им стихах, в его драматургии, которую ещё предстоит открыть театральному миру, в его эскизах, рисунках, прозе, в его куклах. В сердце его мамы. Его друзей. Демонстрации записей его спектаклей проходят при переполненных залах. Ему рукоплещут стоя. Несут цветы. На его спектаклях по-прежнему плачут. Приходите и убедитесь сами. Откройте для себя ТЕАТР АНДРЕЯ ДЕННИКОВА. Войдите в него, чтобы свеча не погасла. Истинно прекрасное – вечно. Оно не знает смерти. Вопреки всему.
Андрей Денников родился 17 марта 1978 г., в Москве.
Детство
…Я своим детством обязан родителям. Мама отвела меня в танцевальную группу Большого детского хора (БДХ) Всесоюзного радио и Центрального телевидения тогда ещё под руководством народного артиста СССР Виктора Сергеевича Попова, в которой я танцевал солистом семь лет. Я очень благодарен маме за это. Балет, танец, движение вошли в мою жизнь не только через фильмы и балеты. Поэтому я себя свободно ощущаю на сцене. Я чувствую движение не только своё, но и куклы, с которой я работаю. Моими кумирами в балете всегда были и остаются до сих пор Екатерина Максимова, Майя Плисецкая, Галина Уланова, Марис Лиепа, Владимир Васильев… Я затрудняюсь всех перечислять. Они уже золотыми буквами вписаны в историю нашей культуры. Очень больно, что современное поколение не знает о том, как прекрасен был танец Екатерины Максимовой или как великолепно звучало бельканто Марии Каллас. Надо, чтобы дети с самого детства были окружены прекрасным, настоящим искусством.
Не устаю говорить «Спасибо!» своей бабуле, которая познакомила меня с миром живописи. Благодаря этому я начал рисовать. Это помогает мне и в работе с куклой. Ведь и куклой надо рисовать, то есть уметь наблюдать за красотой положения корпуса, наклона головы, как появляется жест руки и отчего рождается этот жест. В «Маленьких трагедиях», к примеру, мне очень важно, чтобы Дона Анна не просто села на скамейку, а чтобы складки её бархатного платья легли таким же образом, как на портретах Веласкеса или Эль Греко. Опять же бабуле спасибо за то, что я узнал имена этих и многих других великих художников. У меня дома висят картины моей бабули. Она работала акварелью, и её любимым художником был Сергей Николаевич Андрияка. Гениальный художник, перед которым я преклоняюсь – так открыть акварель!
И оперных певцов я узнал тоже благодаря бабуле. Сергей Лемешев, Иван Козловский, Елена Образцова, Мария Каллас… Вот эти голоса окружали и наполняли меня всё детство, потому что бабуля моя слушала пластинки с записью этих замечательных певцов. Большой зал Консерватории был её любимым местом. Бабуля часто бегала туда, даже коленку себе искалечила, когда опаздывала на троллейбус. Вот как стремился человек к музыке! Моя бабуля и моя мама – вот две великие женщины, которые отдали мне всю свою любовь и все свои знания.
Театр – это моя жизнь. Всё остальное на втором плане. И я не понимаю, как можно интересоваться чем-то другим. Мне кажется, что только театр – самое интересное. И только в театре можно говорить бесконечно долго и продуктивно о том, что волнует. Почему так сложилось? Наверное, потому что у меня было такое детство. Своё детство надо беречь, его нельзя предавать. В детстве я начал делать кукол, в детстве увидел спектакли и мультфильмы, которые меня потрясли, у меня были книги, которые очень любил читать.
Помню, мы с бабулей были в Театре мимики и жеста, где смотрели спектакль по сказкам Андерсена. Меня до такой степени впечатлило то, что люди выразительностью своего тела, пластикой, могут изобразить сказочных персонажей, да и не только сказочных, что мне захотелось самому воплотить всё это в жизнь. И когда к нам домой пришли гости, я им показал все сказки Андерсена в собственной пластике! И стойкого оловянного Солдатика, и злого Тролля, и даже Балерину… Ходил на балет «Синяя птица» в Московский детский музыкальный театр имени Н.И.Сац, на «Аленький цветочек» в Московский драматический театр имени А.С.Пушкина. Мы с мамой везде бывали. Меня всегда завораживал театр огромным количеством образов, фантазий, в которые я погружался. После мечтал, рисовал, хотелось всё это выплеснуть, поделиться с кем-то уже своими впечатлениями от театрального волшебства. Когда я посмотрел спектакль Владимира Кусова «Маугли» в ГАЦТК имени С. В. Образцова, меня поразило, как были сделаны все звери. Они казались живыми – и тигры, и обезьяны, и пантера… И мне это так понравилось, что, придя домой, я сделал пантеру. Это была мягкая кукла, которую можно было бросать. Никакой механики в ней не было. И я играл ею за ширмой, показывал это чудо – кукла может ходить по ширме, потом вдруг полететь в прыжке. Я наслаждался собственной творческой радостью.
Важно не только одарить других этой радостью, но и самому наслаждаться творчеством. Надо любить творческий процесс. И у меня в детстве это получалось. Однажды я сделал полный комплект кукол спектакля «Необыкновенный концерт». И всех показал Екатерине Викторовне Гаркалиной, которая работала педагогом в музее ГАЦТК имени С. В. Образцова и вела семинары. Я выложил этих своих кукол на стойку гардероба, и все участники семинара с интересом смотрели на мой повтор великого спектакля. Я благодарен своему детству. Всё начинается именно тогда, через подражание взрослым. Вот и я подражал, подражал и… доподражался! Поэтому я думаю, что моё увлечение театром не случайно. Я люблю театр с самого детства...
…Сегодня убедить кого-то делать с душой своё дело очень непросто. Маленьким, помню, я смотрел фильм-балет «Анюта» в постановке Владимира Васильева. Я стоял на коленях перед чёрно-белым экраном телевизора и смотрел на лицо Екатерины Максимовой-Анюты, которая в конце фильма вдруг увидела своих забытых ею и погибающих в бедности пьяненького отца и брошенных братишек. Как я рыдал, если бы Вы только знали. Я так ей сопереживал! Она была прекрасной драматической актрисой в балете. Это очень редкое явление. Душа… Во всём должна быть душа. Помню, я очень плакал в финале фильма «Анна Павлова», когда она перед смертью говорила: «Приготовьте мне костюм лебедя…» и звучала музыка Сен-Санса, переработанная Евгением Догой. Это меня так впечатлило, у меня сердце рвалось на части… Нельзя забывать прекрасные моменты детства. И искоренять из себя Маленького принца…
Первая кукла:
"Сергей Владимирович Образцов очень любил выступать по телевизору. А я, как мальчик Андрюша, очень любил смотреть Сергея Владимировича. Потому что рассказывал он всё выразительно, артистично. И он показывал, как можно сделать куклу Емели в "Спокойной ночи, малыши!".
...Я начал делать то же самое...я взял яйцо, ну, что было похоже на то, что он держал в руке, выпил содержимое яйца. Из пластилина приделал носик, глазки, сделал из веревок паричок. Сверху надел из фольги корону. Все это посадил на основу носового платка, надел на руку. Вот получилась моя первая перчаточная кукла... - это был король".
Танцевальная группа Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (художественный руководитель и главный дирижёр — народный артист СССР Виктор Сергеевич Попов). Гастроли в городах России, Испании, ФРГ, Франции, участие в записи телепередач: 1984 — 1991 гг.
…Хотя мои родители не творческих профессий, но у них творческий подход ко многим жизненным вопросам, и они с детства развивали мой кругозор в искусстве. Мама хотела стать балериной, но не стала. Зато когда мне было 6 лет, она отдала меня в танцевальную группу Большого детского хора Гостелерадио под руководством Виктора Попова. И я 7 лет серьёзно занимался хореографией. Поэтому я уже с детства связан со сценой. Мой прадед работал режиссёром на киностудии Довженко. Мой дед был художником. Бабушка очень любит классическую музыку, а с тех пор, как наша семья пришла к Православию, и духовную…
Школа:1985 — 1995 гг.
…Я учился в трёх школах... Первая, школа № 5, которая находится в моём районе, была полный коммунистических кошмаров отстой. Но именно в этой школе я поставил свой первый кукольный спектакль по басням И.А.Крылова с девочкой Наташей, моей первой любовью, с которой сидел за одной партой. Я звал её как Наталью Гончарову – Натали… Когда в этой школе началась вторая смена, я перешёл в школу № 583, которая находилась на станции метро Полянка. Просто мне нужна была именно первая смена, т.к. вечерами я ездил на хореографические репетиции... Таким образом, я поменял шило на мыло (в смысле идеологии). Кроме пионерских кошмаров в этой школе ещё были и отпетые хулиганы, дети работников завода ЗИЛ. Именно с ними я учился в одном классе. Могу сказать, как и Есенин : "Много дрался". И это логично, если принимать в расчёт дикую зависть, которую я вызвал у одноклассников в первый же день за то, что прочитал много книг и знал наизусть Пушкина... Именно в этой школе я был исключён из пионерской организации за то, что не ходил на утренние линейки: я предпочитал утром поспать лишний час после вечерних изматывающих хореографических репетиций. И, кстати сказать, как только меня исключили, тут же рухнула и сама пионерская организация. СОВПАДЕНИЕ?!
В этой школе я впервые притронулся к шедевру А.С.Пушкина "Каменный гость", в котором исполнил роль Дон Гуана. Так я начал причёсывать моих одноклассников-хулиганов. Искусство театра, пусть даже и самодеятельного, положительно повлияло на ребят. И все они из сорванцов превратились в Лепорелло, Дон Карлоса, знатных сеньоров, Командора и , что немаловажно, в МОНАХОВ... Девочки нашего класса были просто в восторге... Я имею в виду тех двух счастливых, которым довелось сыграть Дону Анну и Лауру. Так я зародил в нашем классе любовь к Театру. Потом поставил и кукольные ширмовые спектакли с тростевыми куклами - " По щучьему веленью" и "Аленький цветочек". Успех наших спектаклей был выдающийся!!!
Гораздо хуже у меня было с математикой. И только тот факт, что я буду переходить в школу № 1113, что в Дегтярном переулке, убедил учительницу по математике поставить мне годовую "3," а не "2". Моя бабуля клятвенно её заверяла, что я не вернусь к ней в класс больше НИКОГДА. Учительница облегчённо вздохнула и поставила мне тройку!!!
И моей ЛЮБИМОЙ школой стала школа № 1113. Здесь я полюбил ВСЕХ учителей, завучей и директора Татьяну Андреевну. Раньше в эту школу, которую основал В.С.Попов для детей из его хора, из Ансамбля Моисеева, хора Пятницкого и других, принимали только с 7 класса. Так я и учился с 7 по 11 класс в этой удивительной школе с уклоном в музыку и хореографию. Нам, ученикам, нравилось, что педагоги с нами общались, как со взрослыми людьми. Это было очень важно и, в свою очередь, ответственно. И в этой школе я тоже занимался театральным делом. Ставил и кукольные, и драматические спектакли. Кстати, сыграл моего любимого кардинала де Ришелье. Именно в школе № 1113 я полюбил предметы "Литература" и "История". Наверное, это и сбило в выборе профессии и увело меня в РГГУ на историко-филологический факультет... Я очень любил уроки литературы нашего классного руководителя Аллы Викторовны Шининой. Это было великолепно!!! Незабываемо!!! Прекрасно!!!
Обожал уроки истории у Нелли Иосифовны Носовой. С тех пор история - моя стихия!!!
А учительница по математике, Вера Ивановна, - стала моим другом. Вот как бывает! Она знала, что в математике я ни бум-бум, да и не требовала с меня этих знаний. Что с меня, танцовщика и артиста, взять! Так что тройки ставила мне по любви. Но по геометрии годовая оценка у меня - "четвёрка"! Ибо я написал пьесу про великого математика Николая Лобачевского, в которой сам репетировал роль императора Николая Первого.
В этой школе я не дрался с одноклассниками и вёл себя, наверное, весьма прилично. И когда меня спрашивают про школьные годы, я сразу вспоминаю с душевной теплотой именно эту школу... ШКОЛУ № 1113!!!!!!
Вера
…Первое воспоминание, связанное с верой – это моё крещение, которое происходило на дому, тогда ведь всё, связанное с религией, было ещё небезопасно. Я уже учился в младших классах. Помню батюшку отца Александра и свое совершенно удивительное состояние, сильный душевный подъём. Потом я бегал по коридору школы и кричал: "Аминь! Аминь!". Почему-то мне это слово очень понравилось, хотя я не знал, что оно означает. Практически сразу я начал ходить в храм, воцерковился. А когда впервые попал в Псково-Печерский монастырь, то даже захотел стать монахом. Тем не менее, я остался в миру. Служить Богу можно на любом поприще. И отец Иоанн (Крестьянкин) иносказательно предрёк мне (сначала я не понял, что он имел в виду), что моей профессией станет театр...
РГГУ, историко-филологический факультет: 1995-1997 гг.
«Камерный музыкальный театр кукол» в молодёжном центре «Зюзино». В 1997 г. театр переехал в культурный центр «На Петровских линиях».
Театр исторической драмы: 1996-1997 гг.
Театр на Петровских линиях: 1997-2000 гг.
…Вначале я учился на историко-филологическом факультете университета, где собрал вокруг себя студентов и основал театр-студию, мы играли кукольные спектакли. Это моё хобби ещё со школы. Когда театр-студия перерос в более серьёзную организацию и появилась потребность в профессиональной сцене, я понял, что учиться в университете больше не могу, поэтому с третьего курса ушел в ГИТИС. А в театр Образцова меня пригласили, зная о студии, в которой я продолжал работать параллельно учёбе. Поэтому уже за год до окончания вуза я был приглашен в театр. Кстати, часть моих ребят-студийцев тоже пришли со мной, сейчас они здесь актёры, а я режиссёр…
…Мне очень нравилась история – и до сих пор нравится – и я отучился до третьего курса на историко-филологическом факультете РГГУ. Многие преподаватели говорили мне: "Андрей, что Вы пишете? Вы какой-то художник, а не историк".
Учась в РГГУ, я создал театр-студию на Петровских линиях. И тогда понял, что не могу больше заниматься историей. И что основное в моей жизни – творческий путь. Поэтому я ушел в ГИТИС с третьего курса университета, поступил сразу на второй курс факультета эстрадного искусства к народному артисту России Иоакиму Георгиевичу Шароеву.
ГИТИС: 1997-2001 гг.
1997 г., 30 ноября. - Андрей Денников впервые вышел на сцену театра «ГИТИС» в комической опере «Голый король» (музыка Т.Хренникова, либретто И.Шароева и Р.Рождественского, по мотивам пьесы Е.Шварца; режиссёр-постановщик — Иоаким Шароев; Голый король — Андрей Денников).
1997 г., 28 декабря. - Андрей Денников принял участие в спектакле театра «ГИТИС» «Начальная смеховая школа» (режиссёр-постановщик — Иоаким Шароев).
1998 г., 19 мая. - Андрей Денников принял участие в спектакле театра «ГИТИС» «И смех, и грех» (режиссёр-постановщик — Иоаким Шароев).
1998 г., 12 июня. - Андрей Денников - диктор на Первых Всемирных юношеских играх в Москве, проводимых под патронатом Международного олимпийского комитета.
1998 г., 22 ноября. - Андрей Денников принял участие в концерте, посвящённом 50-летию творческой деятельности И.Г.Шароева (Москва, киноконцертный зал «Россия») и заложению его плиты-звезды на «Площади звёзд».
1999 г., 11 июня. - Андрей Денников принял участие в премьерном показе спектакля театра «ГИТИС» «Блоха» (режиссёр-постановщик — Иоаким Шароев; режиссёр, балетмейстер, исполнитель ролей Александра Первого, Николая Первого, Левши — Андрей Денников);
1999 г., сентябрь. - Андрей Денников принял участие в VII Международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины» (Рязань) с моноспектаклем «Маленькие трагедии».
…Я, учась в РГГУ, ходил мимо Учебного театра ГИТИСа, и думал, что – ну невозможно туда попасть. Но ведь попал, хотя это и было похоже на чудо – не переводят обычно из непрофильного вуза сразу на 2-й курс ГИТИСа! Но уже через пять дней после поступления я играл главную роль на сцене Учебного театра…
…Когда я у Шароева учился, всякое его появление вызывало у меня трепетное ощущение. Я впитывал всё, что он говорил и рассказывал. Я был влюблён в Иоакима Георгиевича как ученик и как сын. Я понимал, что он – мой творческий отец. Я хотел быть во всём похожим на него. Он всегда уважал мой путь в творчестве, который я избрал, поддерживал меня, умудрял. И невольно на репетиции в театре я сажусь так же, как любил сидеть он на наших репетициях в ГИТИСе. И тот высокий уровень культуры, которым обладал мой Мастер, мне очень хотелось перенять…
Государственный академический центральный театр кукол им. С.В.Образцова: 2000-2014 гг.
…Кукла – это художественный образ. А он, как картина, музыкальное произведение, книга – возвышает. Если правильно работать с куклой, она позитивно влияет на актёра, режиссёра. Но в то же время это и орудие, с помощью которого можно на сцене передавать те или иные чувства, мысли. Показывать через куклу многие вещи интереснее, чем через самого себя, живого актёра.
…Любимая кукла для меня та, которая "оживает" в моих руках во время спектакля, репетиции. А вообще мне близки такие персонажи, как Джильда или Моцарт, потому что светлый человек – это большая редкость, их чаще можно встретить в монастыре, чем в миру. Кукла же – идеальная форма для воплощения этих светлых идей. Ей можно дать светлое начало – и оно всегда будет в ней жить.
…Иногда я позволяю себе вольности, связанные с юмором. Это идет от чувствования зала и от моего учителя. Его могут признавать или нет, но я считаю, что Шароев – великий мастер. Я могу добавить в текст какую-то фразу или сделать репризу, но аккуратно. Например, когда мы в ноябре ездили по Сибири, в одном из городов я играл Есенина, и пришла молодёжь, мягко говоря, неподготовленная. Они не понимали, когда им читают стихи. И мне пришлось им сказать фразу прямо со сцены: "Всем молчать – или спущу с лестницы". Они приняли это на "ура", замолчали и стали слушать дальше монолог Хлопуши. Спектакль закончился в гробовой тишине… Но если речь идёт о классических вещах вроде "Маленьких трагедий", конечно, там я не позволяю себе импровизировать с текстом. И с Шекспиром этого, безусловно, делать нельзя – мы сейчас ставим "Ричарда III". В "Риголетто" тоже ничего не добавишь: уж сколько нот – столько слов…
Как я работаю с куклой? Если один, то перед зеркалом. В этом случае видишь всё не как актёр, сзади или сбоку, а так, как видит зритель из зала. Вообще работа с куклой подобна работе под постоянным напряжением, под током: одно неверное движение – и всё сорвётся. Надо сделать так, чтобы нигде лишний раз не были видны руки, чтобы кукла двигалась как живая. Происходят самые настоящие фокусы руками, причем без трюка "появилось-исчезло", а всё на виду. Эта огромная работа, в чём-то близкая к искусству балета.
«Нужно понимать, какая будет драматургическая нагрузка на кукле, и что она должна уметь делать… Куклой надо рисовать! То есть уметь наблюдать за красотой положения корпуса, наклона головы, как появляется жест руки и от чего рождается этот жест. Он должен быть очень красивый. В «Маленьких трагедиях», к примеру, мне очень важно, чтобы Дона Анна не просто села на скамейку, а чтобы складки её бархатного платья легли таким же образом, как на портретах Веласкеса или Эль Греко…».
2000 г., сентябрь – Принят на работу в ГАЦТК им. С.В.Образцова.
2000 г., 15 декабря. - Премьера спектакля «Маленькие трагедии» по произведениям А. C. Пушкина в ГАЦТК (режиссёр-постановщик, художник по куклам, исполнитель ролей Моцарта, Сальери, Барона, Доны Анны, Лауры, Лепорелло, Монаха, Командора, фрагментов партий Дон Жуана, Донны Анны, Церлины из оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта — Андрей Денников).
2000 г., 24 ноября. - Андрей Денников введён в спектакль «Пиковая дама» на роль Германна (режиссёр-постановщик — Екатерина Образцова);
2001 г., 3 марта. - Премьера оперетты «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (режиссёр-постановщик — заслуженный артист России Борис Каушанский; Мараскин — Андрей Денников);
2001 г., июнь - Андрей Денников заканчивает эстрадный факульет РАТИ–ГИТИС. Его дипломная работа — спектакль «Молодость короля Людовика XIV» по пьесе А.Дюма, в которой он выступил как режиссёр-постановщик, художник по куклам, балетмейстер, исполнитель ролей Людовика XIV и Мазарини - ещё 21 апреля был показана на сцене ГАЦТК им. С.В.Образцова);
2001 г., 18 сентября. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на I Международном фестивале театров кукол им. С. В. Образцова (Москва);
2001 г., 21 декабря. — Премьера спектакля «Кот Васька и его друзья» по пьесе В.Лифшица (Москва; режиссёр-постановщик, художник по куклам, автор текстов песен, исполнитель ролей Кота Васьки и Лисы — Андрей Денников).
2002 г., 26 июля. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на XV Международном фестивале камерного искусства в Костомукше (Карелия);
2002 г., 25 октября. — Премьера спектакля «Шутовская комедия о Тиле» по пьесе Г. Горина (режиссёр-постановщик, автор текстов песен, балетмейстер, исполнитель роли Тиля, Филиппа II — Андрей Денников);
2002 г., 8–10 марта. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на VII фестивале русского искусства в г. Марсель (Франция);
2002 г., 28 декабря. — Премьера спектакля «Исповедь хулигана»( автор литературно-музыкальной композиции, режиссёр-постановщик, художник-постановщик, художник по куклам, хореограф — Андрей Денников). Предпремьерный показ — 14 декабря, Петрозаводск.
2003 г., 14 марта. — Премьера оперы Дж. Верди «Риголетто» (Марсель (Франция), в рамках VIII фестиваля русского искусства (режиссёр-постановщик, художник по куклам, исполнитель ролей Риголетто, Джильды, Герцога Мантуанского, Маддалены, вокальной партии Графа Монтероне — Андрей Денников).
2003 г., 9 апреля. — Премьера оперы «Риголетто» в Москве.
2003 г., 18, 20, 21 июля. — Спектакль «Исповедь хулигана» и музыкально-поэтическая программа «Земля моя, я сын твоих берёз» (совместно с оркестром русских народных инструментов «Онего» Карельской государственной филармонии, дирижёр — заслуженный деятель искусств России Геннадий Миронов) представлены на XVI Международном фестивале камерного искусства в Петрозаводске и Костомукше.
2003 г., 11 сентября. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на VIII международном фестивале театров «Белая Вежа» (Брест).
2003 г., 14 сентября. — Спектакль «Исповедь хулигана» представлен на IX международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины-2003».
2003 г., октябрь. — Гастроли в Саратове («Маленькие трагедии»).
2003 г., 16 октября. — Спектакль «Риголетто» представлен на II международном фестивале театров кукол имени С.В.Образцова (Москва).
2003 г., ноябрь-декабрь. — Гастроли в Уренгое, Ноябрьске, Тюмени, Новокузнецке, Прокопьевске, Барнауле, Новосибирске, Стерлитамаке, Челябинске, Перми, Казани со спектаклями «Исповедь хулигана» и «Кот Васька и его друзья».
2004 г., февраль. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на фестивале «Лучшие театры кукол мира» (Воронеж);
2004 г.,19 марта. — Премьера спектакля «Кармен! Моя Кармен!» (Марсель/Франция, в рамках IX фестиваля русского искусства). Автор инсценировки по мотивам новеллы П. Мериме и оперы Ж. Бизе, режиссёр-постановщик, художник по куклам, исполнитель ролей Чёрного тореадора и его куклы Кармен — Андрей Денников).
2004 г., 3 апреля. - Премьера спектакля «Кармен! Моя Кармен!» в Москве.
2004 г., апрель. — Гастроли в Казахстане со спектаклями «Маленькие трагедии», «Исповедь хулигана», «Кот Васька и его друзья».
2004 г., июнь. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на Международном фестивале драматического искусства (Румыния).
2004 г., 12 июня. — Спектакль «Кармен! Моя Кармен!» представлен на VIII международном фестивале искусств им. А. Д.Сахарова (Нижний Новгород).
2004 г., 26 июня. — Спектакль «Исповедь хулигана» представлен на фестивале «Музыкальное лето в Константинове-2004».
2004 г., июль. — Гастроли в Ростове-на-Дону и Пятигорске со спектаклем «Кот Васька и его друзья».
2004 г., сентябрь. — Спектакль «Исповедь хулигана» представлен на IX международном фестивале театров «Белая Вежа» (Брест);
2004 г., октябрь. — Гастроли в Южной Корее со спектаклем «Кармен! Моя Кармен!»).
2005 г., 24 марта. — Премьера комической оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта (Марсель/Франция, в рамках X фестиваля русского искусства); автор инсценировки по мотивам либретто Э. Шиканедера и сказок Х.-М. Виланда, режиссёр-постановщик, художник по куклам, исполнитель ролей Папагено и Царицы Ночи — Андрей Денников.
2005 г.,15 апреля. - Премьера комической оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта в Москве.
2005 г., 6 мая. — Премьера спектакля «Бери шинель, пошли домой!» (автор пьесы, режиссёр-постановщик, исполнитель ролей И.В.Сталина, Ивана, Французского кукольника, Еврейского скрипача, И.Штрауса и Карлы Доннер, Волчонка, Ожившей скульптуры Мадонны, Немецкого солдата-астронома, Немецкого пианиста — Андрей Денников);
2005 г., май - во время спектакля "Исповедь хулигана" у Андрея Денникова случился первый инсульт
2005 г., 17 сентября. — Премьера спектакля «Левша» на сцене Московского академического театра Сатиры (автор сценической версии по мотивам повести Н.Лескова, пьесы Е.Замятина и музыкальной комедии В.Дмитриева, режиссёр-постановщик — Андрей Денников).
2006 г., 17 марта. — Премьера спектакля «Концерт для Чичикова с оркестром» (Марсель/Франция, в рамках XI фестиваля русского искусства); автор пьесы по мотивам произведений Н.В.Гоголя, режиссёр-постановщик, исполнитель ролей Поэта, Мефистофеля, Манилова, Ноздрёва, Собакевича, Коробочки, Плюшкина, Губернатора города NN, Председателя палаты, Прокурора, Полицмейстера, Анны Григорьевны, Земфиры — Андрей Денников);
2006 г., 7 апреля. - Премьера спектакля «Концерт для Чичикова с оркестром» в Москве.
2006 г., 4 июля. — Спектакль «Волшебная флейта» представлен на IX Международном фестивале искусств им. А.Д.Сахарова (Нижний Новгород).
2006 г., сентябрь. — Гастроли по Дальнему Востоку со спектаклями «Исповедь хулигана» и «Кот Васька и его друзья».
2006 г., 23 сентября. — Спектакль «Волшебная флейта» представлен на III Международном фестивале театров кукол им. С.В.Образцова.
2006 г., октябрь. — Спектакли «Кармен! Моя Кармен!» и «Кот Васька и его друзья» представлены на III Фестивале «Балтийские сезоны искусств» (Калининград).
2006 г., 8 декабря. — Премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Дж. Патрика (режиссёр-постановщик, автор текста песни, исполнитель роли Джеффри — Андрей Денников).
2007 г., 21 апреля. — Гастроли в Петрозаводске. Премьера музыкально-поэтической программы «Мне хочется вам нежное сказать...» (совместно с оркестром русских народных инструментов «Онего» Карельской государственной филармонии, дирижёр — Геннадий Миронов).
2007 г., 23 августа. — Премьера музыкально-поэтической программы «Что так сердце растревожено...» на родине С.А.Есенина в с. Константиново Рязанской обл.
2007 г., 9 сентября. — Спектакль «Странная миссис Сэвидж» представлен на XI Международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины» (г. Рязань).
2007 г., 21 октября. — Премьера Второй редакции спектакля «Кармен! Моя Кармен!».
2007 г., 30 ноября-1 декабря. — Гастроли в Петрозаводске со спектаклями «Исповедь хулигана» и «Кот Васька и его друзья».
2007 г., 23 декабря. — Премьера спектакля «Жизнь собачья» по повести К.Сергиенко и пьесе В. Беляковича (режиссёр-постановщик, художник по куклам — Андрей Денников).
2008 г., март. — Издана книга Андрея Денникова «Взмах лебединого крыла: игра разума и чувств» (стихи, эскизы кукол, рисунки).
2008 г., март. — Издан аудиоальбом «Мне хочется вам нежное сказать...» (стихи и песни на стихи Сергея Есенина в исполнении Андрея Денникова).
2008 г., 22 марта. — Премьера спектакля «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» по пьесе Г. Бламстейна (Москва; постановка, куклы, музыкальное оформление, идея сценографии, исполнитель роли Вацлава Нижинского — Андрей Денников).
2008 г., 5-6 мая. — Гастроли в Петрозаводске. Премьера музыкально-поэтической композиции «Нам дороги эти позабыть нельзя...» (совместно с оркестром русских народных инструментов «Онего» Карельской государственной филармонии, дирижёр — Геннадий Миронов).
2008 г., 20, 21 сентября. — Спектакль «Маленькие трагедии» представлен на V Фестивале театров кукол «Панаир на куклите» в Софии.
2009 г., 9 апреля. — Творческий вечер Андрея Денникова в Государственном центральном театральном музее им. А.А.Бахрушина.
2009 г., 25 октября. — Участие в Заключительном концерте телевизионно-театрального смотра «Гоголь сегодня» (сцена из спектакля «Концерт для Чичикова с оркестром»).
2010 г., 12 февраля. — Премьера на телеканале «Культура»документального фильма «Странная миссис Сэвидж: Вера Васильева»
2010 г., 22 марта. — Творческий вечер Андрея Денникова в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки.
2010 г., 5 мая. — Программа «Нам дороги эти позабыть нельзя...», посвящённая 65-летию Великой Победы, в ГАЦТК им. С.В.Образцова.
2010 г., 1 июня. — Благотворительный концерт, посвящённый Международному дню защиты детей, в культурном центре «Москвич».
2011 г., 12 января. - Рождественский вечер
в зале Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки
2011 г., 29 мая. – Андрей Денников последний раз вышел на сцену как артист в спектакле "Концерт для Чичикова с оркестром".
2011 г., 4 июня. – Автомобильная авария по дороге на гастроли в Калининград.
2011 г., 20 июня. – Перенёс повторный инсульт.
2012 г., 25 мая. – Последний раз вышел на сцену как режиссёр восстановленного спектакля "Странная миссис Сэвидж".
2014, 17 марта. – Андрей Сергеевич Денников ушёл из жизни в Москве, в возрасте 36 лет. Похоронен в с. Константиново на родине Сергея Есенина.
Награды
1997: «Камерный музыкальный театр кукол», руководимый Андреем Денниковым, становится лауреатом фестиваля «Юные таланты Московии» (Москва) за «высокий уровень режиссуры, актёрского мастерства, изобразительного и музыкального решения спектакля 'Царевна лягушка'»; Диплом первой степени Театр получает за кукольную миниатюру «Лебедь».
1999: Андрей Денников за исполнение вокальной партии Голого короля в спектакле «Голый король» театра «ГИТИС» становится лауреатом Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос-99»;
— за мастерство режиссёра, художника и исполнителя в спектакле «Маленькие трагедии» на фестивале театров кукол «Рязанские смотрины» (Рязань) Андрей Денников получает награду «Петрушка Великий» Екатеринбургского театра кукол .
2000: За спектакль «Блоха» в театре «ГИТИС»Андрей Денников становится лауреатом Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос- 2000».
2001: За «постановку и лучшую режиссуру комедии А. Дюма 'Молодость короля Людовика XIV»Андрей Денников становится лауреатом XII Фестиваля самостоятельных студенческих работ «Студенческая весна РАТИ-2001» (Москва);
— За спектакль «Маленькие трагедии»становится лауреатом XIII Всероссийского пушкинского театрального фестиваля (Псков).
2003: Андрей Денников становится лауреатом VIII международного фестиваля театров «Белая Вежа» (Брест): дипломы в номинациях «Любимец публики» — за исполнение главных ролей в спектакле «Маленькие трагедии» и «За лучшую мужскую роль» в спектакле «Маленькие трагедии».
— спектакль Андрея Денникова «Исповедь хулигана» получает Серебряного Витязя (II место) на I Международном театральном форуме «Золотой Витязь» (Москва).
2004: Андрею Денникову вручаются:
— молодёжная премия «Триумф»;
— медаль «Виктор Розов. За вклад в отечественную культуру» — за создание литературно-музыкальной композиции «Исповедь хулигана»;
— Российская независимая премия поощрения высших достижений литературы и искусства;
— спектакль «Маленькие трагедии» получает Золотой диплом в номинации «Кукольный театр» на II международном театральном фестивале «Золотой витязь» (Москва).
2005: Андрей Денников становится лауреатом Есенинской премии в номинации «Поиск и оригинальное решение есенинской темы в различных областях искусства: скульптуре, графике, на театральной сцене, в кино, на телевидении, радио, в народном творчестве».
2006: Указом Президента Российской Федерации Андрею Денникову присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
2009: За спектакль «Концерт для Чичикова с оркестром» Андрей Денников получает Почётную грамоту телевизионно-театрального смотра «Гоголь сегодня».