Андрей Денников...короткая жизнь короля кукол...
Сегодня хотелось бы вспомнить об одном замечательном и талантливом человеке, который имел самое непосредственное отношение к куклам и так несправедливо покинул этот мир в 36 лет, в день своего рождения 17 марта 2014 года…
Речь пойдет об Андрее Денникове - российском актёре и режиссёре-постановщике Театра кукол имени С. Образцова, заслуженном артисте РФ (2006), поэте, балетмейстере, художнике-постановщике, певце, кукольнике и просто добром, отзывчивом, впечатлительном и ранимом человеке…
Иным он быть и не мог. С самого раннего детства Андрей был окружен прекрасным, настоящим искусством. Рисование, танцы, книги, пластинки со сказками, потом с записями замечательных оперных певцов, фильмы, первые спектакли, балет – все это будило фантазию эмоционального и впечатлительного ребенка и настраивало на творческий процесс. "Моя бабуля и моя мама – вот две великие женщины, которые отдали мне всю свою любовь и все свои знания»,- вспоминал Андрей. При всем при этом семья жила без отца и испытывала некоторые материальные трудности.
Никогда не перестану утверждать, что все: и хорошее и плохое – родом из детства. Резкое слово и хмурый взгляд всегда отзовутся болью в будущем, а поцелуй и улыбка мамы согреют в холоде взрослых буден. Своё детство надо беречь, его нельзя забывать и предавать. И искоренять из себя «Маленького принца»"…
Цель моей публикации не представить биографию Андрея Денникова в хрестоматийном порядке, а коснуться его творчества, именно той его стороны, где наши пути каким-то чудом сошлись на мгновенье…
До третьего курса он учился на историко-филологическом факультете РГГУ. Но творчество в лице ГИТИСа манило его своими окнами, мимо которых он проходил каждый день, учась в РГГУ. И с третьего курса университета Андрей поступил сразу на второй курс факультета эстрадного искусства к народному артисту России Иоакиму Георгиевичу Шароеву. Его поступление в ГИТИС было сродни поступлению Фроси Бурлаковой в Гнесенку и было похоже на чудо – не переводят обычно из непрофильного вуза сразу на 2-й курс ГИТИСа! Но уже через пять дней после поступления Андрей играл главную роль на сцене Учебного театра…
В 2000 году Андрей приходит в Театр кукол имени С.В. Образцова. И театр заиграл новыми красками. Андрей ставит спектакли, объединяющие игру людей-актеров с куклами, вокалом, хореографией. В своих моноспектаклях он играл сам, технически руководил куклами, одновременно исполнял партии всех героев, демонстрировал балетные номера и декламировал стихи. Андрей обладал уникальными голосовыми данными: контратенор, пел арии самого разного диапазона — от Папагено и Риголетто до Царицы ночи и Джильды. Прямо человек-оркестр, человек-праздник.
На сцене Театра кукол им было поставлено 14 спектаклей. Многие из них я имела счастье видеть. А на спектакли, которые не имели возрастных ограничений, я брала своего маленького сына.
Одним из таких спектаклей, который мы посетили вместе, был спектакль «Исповедь хулигана» по творчеству Сергея Есенина. Поэт был очень близок Денникову, он его обожал, ездил со спектаклем на родину Есенина в село Константиново, да он и сам внешне был очень похож на любимого поэта. Этот спектакль становится, можно сказать, его лебединой песней. Не потому что последний, а потому что он сам как будто становился на какое-то время поэтом.
Мы с сыном сидели в первом ряду партера. И мир, придуманный Андреем на сцене театра, удивлял не только меня, взрослого человека, но и моего ребенка. Я так увлеклась происходящим, что уже перестала замечать, что на сцене куклы. Андрей был так органичен в игре с ними. Такое техническое владение куклой…
Потрясающе на сцене исполнена изба, где жил Есенин, с подушечками, с половой дорожкой и иконой Казанской Божьей Матери. Легким движением его рук тряпочка превращалась в сельский тракт, по которому шла кукла – мать Есенина и, тяжело ступая, смотрела вдаль в ожидании сына, а его все не было. Особенно трепетно зрители реагировали на собаку из «Песни о собаке», оставшуюся без щенков – ее фигурка рождалась на наших глазах из шарфа. Как Андрей читал это стихотворение...
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
Дальше помните, что произошло со щенками…мой сын, очень эмоциональный мальчик, воспитанный на безграничной любви к животным не смог сдержать слез. Изо всех сил он подавлял рыдания, но у него ничего не получалось. Услышав его всхлипывания, Андрей повернулся в нашу сторону…
Спектакль окончился, и мы направились в гардероб за одеждой. Вдруг я потеряла своего сына из поля зрения. Вернувшись в зал, я спросила у капельдинера, не видала ли она мальчика. Пожилая женщина ответила, что мой мальчик находится за кулисами, что она хотела вывести его, но Андрей Сергеевич распорядился не трогать ребенка. Не прошло и пяти минут, как мой сын вышел из-за кулис с конфетами и набором театральных открыток в руках. «Дядя мне сказал, что все щенки остались живы», - радостно сообщил мне мой сын. С тем мы и отправились домой…
«Если у человека после спектакля польются слезы раскаяния, очищения - значит, цель достигнута. Для этого театр и нужен»,- вспомнила я слова Андрея…
А в 2005 году прямо на сцене во время этого же спектакля у Андрея случился первый инсульт, но спектакль он доиграл до конца. Восстановившись, он продолжил свою напряженную творческую деятельность. Летом 2011, направляясь на гастроли в Калининград, вместе со своей труппой Андрей попал в аварию, после которой не смог восстановиться и оставил сцену. Перенес второй инсульт, долго и тяжело болел. 17 марта 2014 года рано утром ушел в вечность. Похоронили «Маленького принца» в соответствии с его завещанием - на родине Есенина в селе Константиново Рязанской области 19 марта.
А нам остается Память и Боль.
Боль от понимания того, что всё в мире поправимо. Кроме смерти.
Елена Вячеславовна Макеева