Журнал Idäntutkimus ({Хельсинки)
АНДРЕЙ ДЕННИКОВ, «ИСПОВЕДЬ ХУЛИГАНА»…
О том, что Андрей Денников - «гений», я услышала… за год до того, как увидела его спектакль в Театре кукол им.С.В.Образцова и узнала его самого, на рубеже тысячелетий. Он был еще студентом-выпускником ГИТИСа! А на премьере спектакля «Молодость короля Людовика XIY» в 2001 году, лишь только прошли первые минуты действа, я наклонилась к маме «Он – гений!»… Его ранняя мученическая смерть в 36 лет, в день своего рождения! – не оставляет теперь сомнения, что именно так и есть. За несколько последних лет выпущен не один документальный фильм о нем, пишутся книги и диссертации о его творчестве и появилось множество его поклонников, никогда не бывавших в знаменитом театре…
Вернусь в первые дни, в свои первые впечатления… Заинтересовавшись тогда, я вошла в поисковую систему Интернета и была поражена ответом – на запрос «кукольники» он выдавал всего два ответа 1. Денников и 2. Образцов. Именно в таком порядке.
А осенью я увидела первый по времени создания спектакль Денникова – «Маленькие трагедии». Я ничего не знала о пении Андрея, тем более, об умении воспроизводить высокий женский голос наравне с мужским, тем более, соединять это в одной арии (потом этим умением он всех сразил в «Риголетто», одновременно в одной арии исполнив две мужских и две женские партии! Это была первая из серии «кукольных опер», премьеры которых игрались ежегодно в марте во Франции, в Марселе). Но самое большое впечатление произвел, разумеется, сам Моцарт. Читала, что этот спектакль считается непревзойденным кукольным шедевром, и полностью разделяю это мнение.
Так сложилось, что именно тогда я подружилась с Андреем и его молодой командой. Более того, поучаствовала в создании следующего спектакля – «Исповедь Хулигана».
День премьеры – 28 декабря 2002 года, пришелся на день смерти Есенина. Андрей появился из левой двери большого зала в образе поэта с широкой улыбкой и стал пожимать близсидящим зрителям руки. Руку жгла программка, в которой было отпечатано «Театр выражает особую благодарность Елене Посувалюк за помощь, оказанную при создании спектакля». Не сомневаюсь, что Андрей обязательно бы так или иначе поставил «Есенина», получил за него всевозможные «Триумфы», «Золотого Витязя», звание Заслуженного артиста России, премию В.Розова, другие награды, призы, и всенародную любовь. Мне просто повезло, наверное, оказаться в нужном месте в нужное время…
Выходя на сцену, Денников доставал фигурку-куклу поэта, все три с половиной часа как бы рассказывая свою историю ей, и в этом был глубинный смысл. Всего кукол было несколько десятков: разного стиля, фактуры, даже размера, но это не казалось диссонансом – Блок, Ахматова, Пушкин, царская семья, Анна Павлова, Вертинский, Айседора Дункан, Дед, Старушка, Матрёшка, Певичка из кабаре, даже Ленин, Сталин и Троцкий (Андрей не раз повторял, что проблемы власти, диктатуры можно адекватно показать только в театре кукол) и не только… Особенно трепетно зрители реагировали на собаку, оставшуюся без щенков, – ее фигурка рождалась на наших глазах из шарфа, и морду жеребенка огненного окраса, что-то ласково слизывающего с руки артиста. Был отдельный номер с рукой-лебедем под музыку Равеля… У тех, кто видел это впервые, конечно, дух захватывало и от задумки, и от мастерского воплощения… Можно и не уточнять, что Есенин и все куклы были на десятки голосов озвучены Андреем «вживую». Лишь пиетет перед Александром Вертинским не позволил сделать из него пародию, – включалась запись «Я сегодня смеюсь над собой. Мне так хочется счастья и ласки»…
Андрей назвал свой моноспектакль именно «Исповедь Хулигана», поэтому использовал стихи и письма поэта без купюр, но ни от кого никогда не слышала никаких упреков по поводу обсценной лексики – настолько в стиле спектакля была каждая минута, каждое слово. Известно, что для этого спектакля Денников не использовал готовую пьесу или инсценировку, а сам работал в архивах (по первому образованию он историк) и лелеял мечту о воплощении Есенина чуть ли не с 5-го класса. Лично у меня создавалось впечатление, что я проживаю жизнь Есенина за это сценическое время и что Денников – более Есенин, чем был сам поэт, его квинтэссенция. А на чисто портретное сходство обращали внимание задолго до рождения спектакля.
Иногда слышала за собой шепот несведуших дамочек «со знанием дела»: «Это он под фонограмму поет!» Действительно, неофитам трудно было представить, что можно одновременно петь, танцевать и вести куклу - и делать все это блестяще!
Наверное, многие, пересматривавшиеся разные спектакли Андрея в разные годы, замечали свое ощущение, что год от года он стал лучше петь и танцевать. Подтвержу – это так и есть. Все это время он сам и его премьерные артисты проходили серьезную вокальную и танцевальную подготовку… Не восхищаться им было невозможно! «Человек эпохи Возрождения» - называлась одна из статей о нем. Автор сценических версий спектакля, автор текстов, режиссер, артист, кукольник милостью божьей, сценограф, певец, танцор, поэт, художник, музыкант… Именно это качество «человека-Солнца» породило много противников его творческого метода, как ни странно… Часто сталкивалась с идеей-фикс кукольников, что зрители должны получать катарсис только от кукол (желательно над ширмой), а показывать живого актера – просто моветон… Я действительно, будучи внучкой режиссера-конструктора кукол, за долгие годы видела несколько прекрасных кукольных спектаклей, получала эстетическое удовольствие, но счастье, восторг, желание жить испытывала только на спектаклях Андрея! Всего его спектакли были сделаны «в живом плане» - сочетании артиста и куклы. Во всей красе и мастерстве он демонстрировал свой творческий метод – синтетический театр, соединяющий кукольное и драматическое действо, музыку, хореографию, вокал.
За много лет я посетила более двух тысяч спектаклей, но по пальцам можно пересчитать разы, когда публика в едином порыве встает… А вот на «Хулигане» это было нормой – практически каждый раз шестьсот человек вставали, не торопясь в гардероб после почти 4-х часов действа, и долго-долго аплодировали, дожидаясь песни на бис.
Как-то А.Д. сказал при свидетелях «Я буду играть этот спектакль до 30 лет, как [прожил] сам Есенин», но всё сложилось иначе. Летом 2005 года, доиграв его (что категорически не разрешала бригада «Скорой помощи», уже с начала действа дежурившая в театре), Андрей упал, как только закрылся занавес. А не играть было невозможно - публика, его «царь и бог», уже заполнила зал! Всё закончилось первым инсультом…в 27 лет… «Склифом»… трепанацией черепа… В те дни судьбу Андрея даже сравнивали с судьбой другого Андрея – Миронова, которому врачи тоже запрещали выходить на сцену… Кукольник как раз готовил к лету спектакль для большой незнакомой сцены в театре Сатиры – «Левшу»…
Только представьте – с 2000 по 2008 годы Андрей поставил 14 спектаклей; кроме вышеназванных, это «Шутовская комедия о Тиле», детский «Кот Васька и его друзья», «Волшебая флейта», «Кармен. Моя Кармен!», «Бери шинель, пошли домой» - к юбилею Победы, «Концерт для Чичикова с оркестром», «Странная Миссис Сэвидж», где прекрасно играла Народная артистка СССР Вера Васильева, «Жизнь собачья» (в этом спектакле он не выходил на сцену), «Нижинский, сумасшедший Божий клоун»… И практически был готов 15-ый – «Женитьба Фигаро» – больше в самом театре на счету только у его основателя Сергея Владимировича Образцова… Но именно «Исповедь Хулигана» стала его «лебединой песней» (все поклонники, посетители сайта www.dennikov.ru знают, что именно эту красивую птицу Андрей выбрал своим поэтическим символом)… Очень естественно после премьеры Андрей стал частым гостем на родине Поэта - рязанской земле – на чтецких программах, встречах со зрителем. Жители села Константиново любили лучезарного «образцовца» больше, чем именитых актеров, выступавших у них в том же жанре. …Так часто воплощая Есенина на сцене, он «переиграл» его в последней сцене, – поэт родился в Константиново, а лежит на кладбище в Москве. Денников же, родившись в Москве, упокоен в Константиново…
Елена Посувалюк