“Концерт для Чичикова с оркестром”
Кукольная фантасмагория в 2-х действиях
Спектакль Государственного академического центрального
театра кукол им. С.В.Образцова
Премьера: 17 марта 2006 г., Марсель; 7 апреля 2006 г., Москва
Продолжительность: 3 часа 20 минут с антрактом
Пьеса: заслуженный артист России Андрей Денников, по мотивам поэмы "Мертвые души" и духовной прозы Н.В.Гоголя.
Куклы Павла Ивановича Чичикова и помещиков сделаны по мотивам иллюстраций П.М.Боклевского (1816—1897)
Музыка: Альфред Шнитке, Валерий Гаврилин, Шарль Гуно, Ференц Лист, старинные русские и цыганские романсы, русские народные песни и колокольные звоны. В записи инструментальной фонограммы принимали участие Ляля Шушкова (гитара) и Катя Лиманова (скрипка)
Режиссер-постановщик: заслуженный артист России Андрей Денников
Сценография и костюмы: Анна Львова
Художник по куклам: Татьяна Рева
Хореограф: заслуженная артистка России Юлия Канаева
Саунд-продюсер и аранжировщик: Николай Шамшин
Соаранжировщик: Вадим Кузнецов
Звукорежиссер: Андрей Петушков
Ассистент режиссера: Ирина Осинцова
Помощник режиссера: Ольга Алисова
Художник по свету: Александр Перышкин
Мастера по свету: Герман Шангин, Виктор Черковский
Художник-изготовитель марионетки Плюшкина: Олег Ермаков
Действующие лица и исполнители:
Павел Иванович Чичиков; Штабс-ротмистр |
— |
Максим Мишаев |
Поэт; Мефистофель; Манилов; Ноздрев; Собакевич; Коробочка; Плюшкин; Губернатор города NN; Председатель Палаты; Полицеймейстер; Прокурор; Анна Григорьевна, жена его, дама приятная во всех отношениях; Земфира |
— |
заслуженный артист России Андрей Денников |
Архангел Рафаил; Архангел Михаил; Чертова девка; Манилова; Мижуев; Феодулия; Мавра; Губернаторша; Софья Ивановна, дама просто приятная; Балаганный Петрушка; 1-я цыганка; 2-я цыганка; Гувернантка дочери губернатора; Прошка; Старшая дочь Плюшкина; Юродивая; Баба, поймавшая рака; Девка у Собакевича; Фетинья, девка Коробочки |
— |
Ирина Осинцова |
Архангел Гавриил; Примадонна; Дочь губернатора; Графиня Анна Михайловна; Пелагея, босая девчонка; Цыган-гитарист; Попугай; Жена Плюшкина; Младшая дочь Плюшкина |
— |
Елена Богатова |
Архангел Рафаил; Жена Плюшкина; Юродивая; Баба, поймавшая рака; 2-я цыганка; Девка у Собакевича; Фетинья, девка Коробочки; Парашка, дворовая девка Анны Григорьевны |
— |
Яна Михайлова |
Сын Плюшкина; Хозяйка трактира; Баба, упустившая рака; Плакальщица на похоронах |
— |
Ольга Алисова |
1-й мужик |
— |
Алексей Певзнер |
2-й мужик |
— |
Александр Аносов |
«Еще когда я начинал работать над спектаклем, я сделал для себя очень интересное открытие по «Мертвым душам» и попытался воплотить это открытие в спектакле. Я решил, что все будет разыгрываться внутри брички, которая вращается, катится по кругу, по России вместе с Поэтом, творящим вокруг себя российский мир. Оттуда возникает и маниловская усадьба, и трактир. Собакевич, обедающий вместе с худощавой Феодулией Ивановной, там же развалина Плюшкин, и управляется бричка русским балаганным Петрушкой. Трех коней не будет, решил я, будет женщина, которая «О, Русь, куда несешься ты?», то ли ведьма, как Солоха, то ли Панночка из «Вия». То так, то сяк... То дьяволица, то каюшаяся грешница. Угадывай, как хочешь. Мне хотелось разбудить поток сознания, ассоциации. Весь этот наворот и есть, собственно говоря, Россия. Финальный монолог Поэта обращен именно к ней, призыв — давай, давай, поднимайся, еще брезжит свет, еще есть надежда на спасение... (Сегодня не многие пытаются идти к этому брезжащему свету. А Россия сидит, присматривается и думает: идти за ними или сидеть там, где она сидит уже немало лет. Мне почему-то кажется, что пройдет еще какое то время и она стронется с места. Вот предчувствую что-то. Интуичу, так сказать.) А открытие в том, что Гоголь в «Мертвых душах» не пытался сделать того, о чем нам рассказывали в школах. (И до сих пор рассказывают.) Он не выписывал русские характеры. Гоголь пропускает каждого из пяти помещиков — Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочку и Манилова — через себя. Дело в том, что он писал об одном человеке, который живет в России, он написал о русском человеке. И все герои «Мертвых душ» — те пятна на нашей душе, которые есть в каждом. Нет человека, который, например, только Манилов. Манилов — квинтэссенция того, что связано с ним, одна из болезней нашей души. Но она не одна, тут же — болезнь под именем Собакевич, болезнь под именем Ноздрев, болезнь Плюшкин... Не бывает так, что болезнь одна. Это было бы очень просто. А Чичиков является этаким стоматологом, который ковыряет зуб, расковыривая кариес, и мы чувствуем — а! тут больно! — и в этот момент зритель смеется. Боль у Гоголя прежде всего в смехе выражается, и это мне очень близко, я очень это люблю, когда веселое, смешное, забавное, а на самом деле — очень печальное. Отсмеешься и... задумаешься».
Андрей Денников