Гений Денникова обсуждаем. Временами порицаем, часто подобострастно восхваляем, но бесспорно ощутим.
Кто-то замечает: Денников любит не себя в искусстве, а искусство в себе. Другие же видят полное перевоплощение Денникова как актера и перевоплощение Денниковым – режиссером себя в Есенина и Есенина в себя. Абсолютного ничего нет. Очевидно лишь, что гений Андрея Денникова обсуждаем. Человек, как высшее существо, неравнодушен к нему, а значит, Денников интересен.
Нынче Есенин - моден, распеваем, любим и оболган. Нынче любят быть Есениными. Нынче любят, как писал в «Бесах» Достоевский - умиляться. По моде сегодня рассюсюкивать деревенского парня Сережу.
Есть правда тут одна незадача. Умиляться - еще не понять и далеко не любить.
Казалось бы, с 2002 года ставится в театре кукол имени Образцова спектакль Денникова «Исповедь хулигана». Но с того времени никто точнее не прочувствовал Есенина, не распел, не проплакал и не прокричал его. Так, как удалось это сделать режиссеру - постановщику, который выступил и единственным актером – не удалось, пожалуй, никому.
Куклы: по мне, так куклы отдельно, люди - отдельно. Но, увидев постановку Денникова, ощущаешь все совсем по-другому, иначе, новее и сказочнее.
Разные голоса, образы, бесподобные, абсолютно угаданные Блок и Ахматова, Ленин и Троцкий, Сталин и, конечно же, Есенин. Все образы и голоса, вся мимика подвластны Денникову.
А что Есенин? Ропщет и кается? Отнюдь. «Привет, - говорит он, - ребята, - привет». Поначалу не чувствуешь Есенина, не ощущаешь совсем, будто кто-то декламирует стихи, заливаясь горделивым румянцем, а потом, потом не веришь и думаешь: Есенин, Боже, Есенин, как это чудно видеть его, такого искреннего здесь, на сцене, его – поэта, выворачивающего наружу самого себя, без масок. Веришь, что Денников – это Есенин, а Есенин - Денников. Не иначе.
Сложно понять, что случилось. Сумасшествие, убийство, отчаяние ли. Но никто не дает ответа. Объясняют лишь, почему могло случиться так.
Никто не упрощает и не усложняет тут Есенина, его подают таким, каков он был. Человеком: грешным и слабым, сильным и терпким, искренним и щемящее верующем, без патетики патриотом, без пафоса художником и без нотаций философом. Вот он таков, обращается к Богу и плачет: «Боже, Христе мой, это же я, Сережка, Сережка Есенин, ты же такой добрый, ты же всем помогаешь, что же будет с моею деревнею, Боже, Боже пожалуйста, это ведь я».
Вот Есенин совсем мальчишка, простоволосый бесхитростный, вот он ценитель искусства, вот он уже говорит о душе, о Боге. Вот он. Есенин.
Денников не зря взял музыку Вертинского. Услышать тот самый голос Вертинского прекрасно и неповторимо.
Музыка, пляски, истерики и чересчур кажется, чересчур этот цвет, но ты понимаешь, зачем это нужно. Почему автор не облизывает Есенина, не выпиливает нождачкой шероховатости.
Андрей Денников подает Есенина таким, каков он есть и себя в Есенине. Поэтическо-музыкальный спектакль Есенина о Есенине для Есенина и в Есенине.
Ирина Тихонова