Главная \ Андрею \ Воспоминания \ "Еще об Андрее…" (Галина Бойко)

"Еще об Андрее…" (Галина Бойко)

Воспоминания Бойко Галины Павловны,
смотрителя музея ГАЦТК имени С.В.Образцова
Как необычен, порой непредсказуем наш мир. Но как, оказывается, логично складываются многие события нашего бытия, если их проанализировать и что-то понять – зачем это произошло.
Я взяла томик стихов Зинаиды Миркиной, чтобы выбрать строчки полюбившейся мне поэтессы для юбилейного поздравления. Открываю его… и цепенею… мурашки по телу! Это же об Андрее! Он никуда никогда не уходит… Он всегда с нами…

Наш тихий дом,
И с нами – розы,
Разросшиеся, вросшие мне в сердце…
И Моцарт, Моцарт – резвое дитя,
Одним прыжком внезапно достающий
До неба, чтобы принести оттуда
Охапку ярко-золотых лучей
И утопить нас в золотистых брызгах…
Ах, Моцарт, Моцарт, озорным движеньем
Скользнувший сквозь скопившуюся тяжесть
Несметных сил, готовых нас сдавить.
Но кто нас сдавит, если с нами Моцарт,
Разбрызгавший как искры детских смех,
Летящий Моцарт, тот кому известны
Сокрытые от всех пути до Бога?
Никто ему не может помешать,
Пройдя сквозь тяжкий мрак, вдруг очутиться
У Божьих ног
И там, склонясь, затихнуть,
Чтоб перед нами медленно раскрыть
Прозрачную, как слезы, Бесконечность…

Я просто не смогла не поместить эти дорогие для нас всех строки…
Я вспоминаю… совершенно неожиданно перед самой пенсией вдруг ушла из редакции Исследовательского института, где проработала 23 года и по рекомендации методиста музея при театре Образцова О.И.Поляковой в 1993 году оказалась в этом театре смотрителем, а потом оформителем экскурсий до 2020 года.

В 1998 году в театре появился с показом камерного спектакля «Маленькие трагедии» Андрей Денников. Позже, когда он был принят в театр, и на сцене шли его спектакли, я смотрела все, почти не пропускала ни одного. Это были счастливые годы, я жила этими спектаклями, я была очарована ими, ибо в них всегда присутствовали искренность, глубина, истина красоты и трагичности нашего мира, несовершенство и драматичность бытия человека в нем.

Вслед за мной все спектакли смотрела и моя дочь, которая работала в Центре детского творчества. Спектакли посмотрели и дети, с которыми она занималась, а позже родился театра кукол «В гостях у сказки», а имя Андрея Денникова присвоено им три года назад. Этому детскому театру уже пятнадцать лет! Театр продолжает традиции театра Денникова. Да… Андрей продолжает жить с нами до сих пор.

Во время работы в музее мне очень хотелось, чтобы мои друзья, знакомые и незнакомые зрители музея, побывавшие на спектаклях театра, посмотрели спектакли Андрея. К сожалению, не все смотрели их моими глазами, но все-таки многие остались его поклонниками до сих пор.
О спектаклях Андрея можно говорить бесконечно, о его потрясающих режиссерских находках, неожиданном видении наших классиков, не искажающем сюжетную и смысловую линию произведения. Я очень любила все его спектакли, совсем не замечая каких-то огрехов, несовершенств, которые видели некоторые наши «профессионалы-критики». Я всякий раз по-новому воспринимала очередной спектакль, постоянно находя неожиданные оттенки. Андрей и после премьеры не прекращал совершенствовать свой замысел каждого спектакля.

Я с нетерпением всегда ожидала премьеры. В 2006 году наконец увидела премьеру «Странной миссис Сэвидж», выхода которой ждала особо, так как не могла представить эту пьесу Дж.Патрика с куклами по версии Андрея.
Меня буквально ошеломило начало спектакля – выход миссис Сэвидж - Веры Кузьминичны Васильевой. Дальше все было на одном дыхании, как во сне, и окончательно меня потряс конец спектакля – уход миссис Сэвидж… Рождество, звучит дивная музыка А.Марчелло, обитатели «Тихой обители» погружены в сон, а на дальнем плане светится Вифлеемская звезда, плавно движутся пастухи, волхвы и тихо-тихо, не торопясь, уходит со сцены миссис Сэвидж, словно благословляя всех, кто остался на сцене.

Эта картина и до сих пор у меня перед глазами, а прошло уже пятнадцать лет. Я особо любила этот спектакль, старалась не пропускать, и с ним связано мое личное знакомство с Верой Кузьминичной.

Мой младший внук посмотрел этот спектакль, когда ему исполнилось пять лет, он тогда поделился: «Как бы я хотел, чтобы у меня была такая бабушка». Когда Настя Юргерсон, игравшая падчерицу миссис Сэвидж, увидев моего Диму, спросила: «Что ты мог понять в этом спектакле?», на что Дима авторитетно заявил: «Я все понял. На праздник Рождества дети запрятали свою маму в больницу, потому что им нужны были деньги, а деньги это не главное, главное это Бог!».

Я вспоминаю первую редакцию «Кармен». Почему-то этот спектакль не вошел в мое сердце. Через какое-то время Андрей его снял. А в 2007 году появилась вторая редакция. И я почувствовала его! Я настолько была под впечатлением увиденного, что не могла даже спать. Я помню, что мне очень хотелось высказаться Андрею, узнать, правильно ли я восприняла его замысел. Я очень стеснялась тогда ходить по гримуборным, а к Андрею особенно. И стала молить Бога, чтобы Он подарил встречу с Андреем.

И свершилось! Господь послал мне две встречи! Мы шли от метро «Цветной бульвар» до театра, говорили о «Кармен». Я поняла теперь, почему в спектакле появился Черный тореадор, почему погибает Кармен, почему так трагична судьба Хосе.
Я так эмоционально громко все выплескивала, что на нас обращали внимание. Помню, что Андрей хватал меня за руку на переходах Садового кольца. Каким-то образом мы вдруг оказались перед дверями театра, я что-то договаривая, шла за Андреем к лифту, вся во власти общения с ним, и потом долго не могла понять, как я оказалась в музее!

Вторая встреча, подаренная мне Господом, была несколько иной. Разговор зашел о Нижинском и о недавней премьере. Я очень люблю балет, и в свое время успела посмотреть Уланову, Плисецкую, Максимову и Васильева. Читала я и о труппе Дягилева, и о Нижинском. И вдруг во время разговора Андрей спрашивает: «Какой персонаж из нашей отечественной классики похож на Нижинского?» У меня ступор…

Машинально перебираю все произведения вплоть до Чехова, но никого не нахожу. Андрей, видя мое смущение и растерянность, мягко и терпеливо начинает подсказывать. Я никак не реагирую, иду в позе ученицы, не выучившей урок. И только когда Андрей произнес имя Достоевского, очевидно уже не выдержав, тогда меня осеняет: «Князь Мышкин». Но, к сожалению, у меня Нижинский никак не ассоциируется с Мышкиным, у меня другой князь Мышкин, больше похожий на Юрия Яковлева в фильме Пырьева. Андрей ничем не выражает своего разочарования, а я сникаю, как не оправдавшая доверия.

Так мы доходим до театра, Андрей мягко прощается… приглашает заходить в свой кабинет, где у него какие-то необыкновенные подарки, в том числе фигурки, подаренные мальчиком-инвалидом из детского дома. Он очень тепло отзывался о нем, о его стойкости и мужестве. К Андрею, я помню, подходят артисты, у него репетиция. Мне почему-то очень грустно и несколько дней пребываю под впечатлением этой встречи, но в кабинете мне так и не удалось побывать.

Потом у нас с Андреем было много встреч, в основном, мимолетных, на ходу, в музее, в коридорах театра. Но они все равно остались в памяти. Я всегда чувствую его взгляд, мягкую теплую улыбку. А его поздравление с днём рождения буквально врезалось в память: «Галина Павловна, Ангел мой! Поздравляю Вас с Днем Рождения! Для меня большая радость, что мы служим в одном Театре, и дружим уже давно. Дай Вам Бог радости и здоровья. А я всегда буду рядом с Вами, мой любимый человек!». 06.04.2010 года и 22 смайлика!

Каждый раз не могу без слез читать это поздравление. Андрюша всегда рядом до сих пор. И я убеждена, что никаких случайных совпадений не бывает. Все совпадения – они служат чему-то и о чём-то заставляют задуматься.
Я благодарю тебя, Андрей, за то, что ты был и есть!

Бойко Галина Павловна
Сентябрь 2021
Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва