Сцена из спектакля
Андрей Денников, поставивший этот спектакль, отвергает принцип ширм, за которыми работает невидимый кукловод. Главное действующее лицо у него - сам артист, нераздельно существующий с куклой. Пластика артиста продолжается в пластике куклы, и наоборот. При этом один исполнитель, как правило, проживает жизнь за несколько кукольных персонажей, олицетворяющих как людей и животных, так и сверхъестественные существа и силы.
Денникову хочется очень много сказать и выразить на сцене. Так много, что порой кажется, что подмостки не выдержат, а спектакль никогда не кончится.
Похождения Чичикова первого тома " Мертвых душ" в этом спектакле пропущены через призму размышлений автора второго тома. А ведь Гоголь замышлял трилогию. В третьей части героя ожидало нравственное очищение, от которого Чичиков далек в томах предыдущих. Писатель верил в возможность внутреннего возрождения человека, как угодно падшего. Верит и режиссер. Поэтому нравственное очищение за Чичикова совершает в спектакле сам Гоголь в исполнении А.Денникова.
Кроме того, он же - исполнитель ролей всех помещиков, в том числе Коробочки. И для каждого у актера свой голос, своя манера. Так выстраиваются взаимоотношения автора со своими героями. В какой-то момент забываешь про создателя этих существ - они органически живут своей жизнью. Но вдруг сверкнет ненароком гоголевский взгляд, гоголевское сочувствие к человеку. И в этом взгляде проступает надежда, пусть несбывшаяся и существующая только в душе автора.
А в одной из последних сцен "Концерта" Денников играет Даму приятную во всех отношениях, и это не эксцентричный трюк, когда женщину изображает переодетый мужчина. Чувствуется, что с особой тщательностью артист-режиссер продумал платье - форма плеч, рукав, все обрамлено кружевом и по-дамски обворожительно. (Из истории известно, с каким блеском и остроумием сам Гоголь в юности играл женские роли.) "Дама" Денникова завершает лирическую тему спектакля, которую никогда в театре специально не затрагивали. Она отражена режиссером как мечта писателя о нравственном совершенстве и красоте и как реальные представления автора о будущей спутнице, которым не суждено было осуществиться. Денников подчеркивает трагичность этого мотива в одной из сцен, где предложение Гоголя отвергнуто. Также писатель в спектакле и сам, и через горячий монолог, подаренный Чичикову, восхищается юным, не испорченным светскими ужимками существом, ужасается тому, что из этого вырастает нечто "набитое всяким бабьем".
Следуя обозначенному в заголовке жанру "Концерт", режиссер насыщает спектакль цыганскими и русскими романсами и танцами (балетмейстер - Ю.Канаева). В спектакле звучит музыка Гаврилина, Варламова, Гурилева, Листа, Моцарта, Шнитке, Гуно...
Лирические отступления автора "Мертвых душ" врастают в ткань спектакля так, что его концертная часть уходит на второй план. И эти отступления почерпнуты режиссером как из поэмы, так и из "Выбранных мест из переписки с друзьями".
"Концерт" открывают размышления Гоголя, находящегося в Италии. Проносятся маски театрального карнавала, один из персонажей которого - сам Дьявол. Дьявол держит пари с небесами, что готов очень быстро обычного человека превратить в олицетворение порока и низости. Так возникает в спектакле тема Чичикова, над которым высшие силы ставят эксперимент. Это своего рода пролог, произнесенный словами Гете из "Фауста".
Чичикова играет ведущий актер театра Максим Мишаев. Его роль выстроена на взаимодействии артиста в гриме Чичикова и Чичикова-куклы. Все куклы выполнены в стилистике иллюстраций П.М.Боклевского, современника Гоголя (художник Т.Реза). Но если кукла-Чичиков выглядит, как полагается, вполне сатирически-заостренно, то у артиста герой невероятно молод, пластичен, подтянут и элегантен, однако каких-либо нравственных раздумий лишен категорически. Его горячая правда, высказанная в последнем монологе, очень проста: копейка и достаток - предел жизненного понимания, ради них он готов трудиться в поте лица, страдать и бороться. Мишаев переигрывает куклу, и кажется, что она ему не особенно нужна.
Появлению наиболее колоритного персонажа - Плюшкина - предшествует особая кукольная пантомима. Денников показывает метафору деструкции личности. Здесь и ассоциации с Поприщиным - героем "Записок сумасшедшего", здесь и цитата из "Шинели", здесь и собственно гоголевский кризис гения, раздавленного библейским масштабом замысла своего произведения. Метафора заключается в том, что управляемая артистом кукла постепенно раздевается, утрачивая несущие конструкции, от которых в конце остаются лишь ничем не связанные палочки и тряпочки. Затем из этих тряпочек неожиданно складывается Плюшкин - состоящий из сплошной ветоши, сучковатого носа, пакли-волос и их продолжения - мешковатой шапочки-колпака. Его как бы и нет - воистину"фу-фу-мечта", как выражается об умерших Чичиков. Значительно более плотские создания - все остальные помещики: Манилов и Собакевич (с женами), Ноздрев и Коробочка. Эти укорены по-земному, в том числе и вечно мечтающий о несбыточном Манилов. А вот лакея Петрушку играет высокая красивая женщина (И.Яковлева) с куклой - Петрушкой, кочевавшим в былые времена по всем балаганам. Петрушка, видимо, заменяет здесь кучера Селифана, правящего знаменитой тройкой.
Эта тройка, она же чичиковская бричка, является основой сценографии спектакля (декорации и костюмы созданы художником А.Львовой). Бричка здесь - и стол, и дом, и дол, и степь, уходящая в абстрактную бесконечность.
А завершается этот невероятный спектакль словами Гоголя о России, обращенными в зал.
Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005