Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ "Исповедь хулигана" / Любовь Столярова, 2017

"Исповедь хулигана" / Любовь Столярова, 2017

 

"Исповедь хулигана"

 

  "Исповедь хулигана"... Этот удивительный спектакль многие называют визитной карточкой Театра Андрея Денникова. Многие говорят о потрясающем, почти мистическом внешнем сходстве Есенина и Денникова. Мне кажется, даже слишком много, потому что не это сходство главное. Денникову по плечу был любой образ. Он был органичен в любой из своих ролей. Наблюдательный и тонкий художник, высоко образованный знаток мировой истории и истории искусства, он умел добиваться необыкновенного сходства с теми персонами, образы которых он создавал на сцене. Я бы даже сказала, он умело эксплуатировал свои знания изобразительного материала - картин, гравюр, фотографий. Как хорош его молодой Людовик XIV, как узнаваем созданный Денниковым образ по парадным портретам короля-Солнца! Как великолепен денниковский Сталин! Говорили о внешнем сходстве Денникова и юного Вацлава Нижинского. Даже откровенно лубочные образы двух императоров в его "Левше" удивительным образом соответствуют прижизненным портретам этих двух государей: поворотом головы, положением рук, постановкой корпуса. В "Чичикове" Денникову пришлось отказаться от парика, столь похожим он становился на Гоголя. В результате важные акценты смещались, воспринимались зрителем не так, как нужно было режиссеру и актеру. Если бы Денников успел поставить и сыграть своего Пушкина... Если бы успел, я убеждена, он был бы столь достоверен в этом образе, что, возможно, мы бы заговорили о том, как похожи они - Денников и Пушкин. И все-таки...
  Дело не в гриме, не в парике, не в прическе и не в костюме (который, замечу в скобках, у Денникова всегда детально продуман и исторически достоверен). Он и без всякого грима мог создать любой образ, сживаясь с ним во что-то нераздельно спаянное. В каждом образе он был неповторим. Это не тот случай, когда горб нацепил - Риголетто, а глаз завязал - Кутузов. Он был гениальный актер с гениальной способностью к перевоплощению. Мне думается, он физически и интеллектуально ощущал своего героя. Становился им. Говорил, как он. Двигался, как он. Смеялся и плакал, как он. И мы в это верили.
  Образ Есенина особый. Особое внешнее сходство. Стихи, не тронувшие в детстве и взволновавшие, пронзившие душу в юности. Короткая, стремительная жизнь Есенина и трагическая, загадочная его гибель. Особая ранимость в каждой строчке, написанной им. Вера в Бога и трепетная любовь к Родине и матери. Оболганность при жизни и после нее. Все это было осознано, осмыслено, пережито Андреем Денниковым остро, по-настоящему. Осмыслено вплоть до создания собственной пьесы, над которой он работал три года. Каким мощным талантом должен обладать человек, написавший выдающееся литературное произведение о поэте Сергее Александровиче Есенине, не солгав в нем ни одной буквой, основываясь только на документальных источниках, проработавший с упорством истинного исследователя горы специальной литературы... Каким выдающимся должно быть его художественное воображение, чтобы виртуозно сочетать свое видение Есенина с тем, что предлагают историку и филологу источники, находящиеся в его распоряжении! Я знаю только один пример подобного дара - Юрий Тынянов.
  Для Денникова роль Есенина была и любовью, и болью. В его творчестве каждый спектакль, поставленный им, был вершиной. Но "Исповедь хулигана" - вершина совершенно особая. Андрей Денников создал спектакль, на который мы приходили впервые с любопытством: "А как это - Есенин в куклах?", а уходили Гражданами своей страны с сердцем, раненым великой поэзией "последнего поэта России", с растревоженной, разбуженной душой...
Мне страшно даже подумать, ЧЕМ на самом деле был этот спектакль для самого Андрея Денникова. Его любовью - да. Его Эверестом - да. Его откровением - да. Его одиночеством. Его собственным миром, который он щедро дарил нам. Его болью. Открытой раной. Напряжением всех физических и душевных сил. Страданием. И одновременно - безмерной радостью - дарить нам свою Любовь... А еще я думаю о том, что он каждый раз проживал в этом спектакле не только Есенина, но и свою собственную жизнь. И даже однажды на самом деле умирал в этой роли на сцене...
Ах, как я завидую тем, кто совсем скоро в незнакомом мне городе Шахты придет в Театр Андрея Денникова и увидит этот необыкновенный спектакль! Я знаю, что это будет событием в их жизни. Событием, которое останется в их памяти и в сердце навсегда. Как искренне радуюсь я за этих людей!
  Спешите видеть!

Любовь Столярова

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва