Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ Кукольное сердце в твоей ладони\ Алла Романовская, 2006

Кукольное сердце в твоей ладони\ Алла Романовская, 2006

Скоро свой новый сезон откроет Государственный Академический Центральный театр Кукол имени С. Образцова.

   «Кукольный театр» это детство, это волшебные часы у входа в дом, где оживают сказки.
Сами же артисты предпочитают называть его «театром кукол», давая понять, что действо, творящееся внутри, не развлечение для малышей, а серьезное и высокое искусство.
   И доказательством тому является вечерний репертуар, рассчитанный на взрослого зрителя.

В 6 часов вечера на сцене театра разгораются совсем не детские страсти.
   Вот снова начинает свой «Необыкновенный концерт» Ведущий, с абсолютно недантовской несерьезностью подходят к сотворению мира герои «Божественной комедии», Сальери страдает от любви и ненависти к Моцарту в «Маленьких трагедиях», и от удара кинжалом умирает прекрасная Кармен.
   Эти спектакли давно стали классикой театра кукол. Часть из них поставил талантливый режиссер Андрей Денников, режиссер-экспериментатор, не побоявшийся отойти от старых канонов и внести свежее веяние в этот достаточно консервативный вид искусства.
   Новаторство Андрея как постановщика состоит в том, что артисты-кукловоды открыто выходят из-за ширмы вместе со своими «подопечными» и становятся на сцене равноправными партнерами. И не всегда бывает так, что актер и его кукла – один и тот же персонаж. В этом, по утверждению Андрея, и состоит основная сложность: проживать в своем сознании одновременно две жизни своих героев. Тонкостей требует и техническая сторона: ведь когда произносишь свою реплику, нельзя забывать про куклу, а когда говоришь за нее, нужно и самому не остаться в тени. «Попробуйте перелить воду из полного ведра в бутылку, не расплескав ее. Такую же сосредоточенность и напряжение испытывает и артист на сцене во время работы с куклой»,- утверждает Андрей Денников. Ему самому в этом плане приходится труднее всех. Природа наградила его уникальными способностями – моментально менять тембр голоса, поэтому часто ему приходится озвучивать не только героев, но и героинь своих постановок. Причем, благодаря мастерскому владению куклой, последняя буквально оживает в его руках и превращается в настоящую женщину или мужчину в зависимости от образа.

На вопрос: «Как Вам это удается, и откуда Вы черпаете новые краски и детали, придающие такую «жизненность» своим героям?» Андрей ответил так:

- Женские роли мне даются, действительно, так же легко, как и мужские. Во-первых, мой голос позволяет это.    Во-вторых, я очень хорошо изучил женскую психологию, и мой актёрский материал очень послушно выполняет те задачи, которые стоят перед моими героинями.
   Конечно, важна и пластика в женских ролях. Пластику я черпаю из наблюдений в жизни. Многое приходит из искусства балета. Влияние Плисецкой, Максимовой, Улановой очень велико на моих кукол. Живопись очень повлияла на пластику Доны Анны, фламенко — на Лауру и Кармен. Очень помогают работы актрис в кино: Вивьен Ли, Лолобриджида, Милен Демонжо, Лана Тёрнер... Список бесконечен. Мастерство моих учительниц я впитывал и впитываю до сих пор. У всего в искусстве должны быть корни. Это и есть культура человеческая. Надо много знать, чтобы много уметь.
А как я меняю голос на женский... Это техника, выработанная 4-х часовыми репетициями».

   Андрей также признался, что еще одно из условий вдохновения – это чувство влюбленности. Как всякому Художнику, ему необходимы периоды бурных эмоций, после которых наступают спокойствие и гармония. А потом все начинается сначала.
   Но самой большой любовью артиста все-таки остается искусство. Что-то даже приходится приносить ему в жертву. Иногда личную жизнь, иногда здоровье, иногда более перспективную профессию.
   Ради театрального ВУЗа в свое время в свое время даже был брошен Российский Государственный Гуманитарный Университет. «Просто я понял, что не выдержу и сойду с ума, если и дальше буду продолжать заниматься не своим делом. Сомнений по поводу такого решения не было. Не было и страха, что не поступлю в театральный. Это была судьба», - уверен Андрей.
   За это действительно судьбоносное решение сегодня его благодарит зритель, на суд которого актер и режиссер представляет свои творения.
  А сам Андрей говорит, что безмерно благодарен за всё основателю театра Сергею Образцову, который ярмарочное и балаганное представление перевел в категорию драматического искусства, в котором сейчас с такой самоотдачей совершенствуется молодой режиссер.

   - Сергея Владимировича я считаю, в некотором роде, своим учителем. Впервые увидел его по телевизору, когда мне было лет 5. Он объяснял, как делать Емелю из сказки «По щучьему велению». Я послушал, пошел на кухню и из подручных средств смастерил свою первую куклу. Потом уже появились и другие, я ставил целые представления. Играл за всех героев подряд.

   - Вы и сейчас играете все основные роли в Ваших спектаклях. Это связано с тем, что иногда никто кроме автора не способен реализовать все задуманное?

   -Да, ведь не всегда удается мыслить со своими артистами на одной волне, и не заставишь же их делать то, на что пока еще не хватает их творческих возможностей. Но мы все стараемся. Мои артисты дополнительно занимаются хореографией, вокалом. Нужно стремиться, прилагать все усилия. Когда работаешь на сцене с куклой, отдаешь ей половину своей души. Ее сердце должно биться в твоей ладони. Как я делаю это сам - не могу объяснить. Но потихоньку, аккуратными шажками я пытаюсь выстроить в своем коллективе эту систему внутренней жизни, систему отношений человека с куклой. Естественно, я хочу, чтобы потом артисты прониклись моим мировоззрением как режиссера, и получился тот волшебный спектакль, где каждый человек и его кукла – пара.

   - А кукла – это инструмент?

   - Да, в первую очередь инструмент. Родной, дорогой, но все же инструмент. И моя задача в том, что без каких-либо фокусов, манипуляций за ширмой, один на один с публикой, заставить это инструмент ожить. И если это удается – то это настоящее волшебство.

   Что ж, позади летний отдых, и совсем скоро начнется новый сезон. Будем надеяться, Андрей Денников и его коллектив продолжат свое волшебное искусство, и к «Маленьким трагедиям», «Риголетто», «Концерту для Чичикова с оркестром», «Волшебной флейте», «Исповеди хулигана» добавятся не менее яркие и талантливые постановки. «Главная наша задача – пробуждать в людях светлые и добрые качества их души»,- говорит режиссер. Удачи ему в этом!

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва