В Театр кукол имени Образцова на вечерний, взрослый спектакль я шла с некоторым недоверием. Все прежде виденные мною представления в кукольных театрах, на которые я водила пятилетнего племянника, больше походили на халтурные детские утренники. Однако уже на пятой минуте действа я забыла о своем предубеждении. Происходящее на сцене в спектакле «Исповедь хулигана» по Сергею Есенину полностью разрушило мои прежние представления о возможностях кукольного театра.
В зал входит человек, удивительно похожий на Есенина. Светловолосый юноша проходит по рядам, здороваясь со зрителями. Поднявшись на сцену, он не исчезает за ширмой, а достает из потертого чемодана одну за другой фигурки, которые оживают и становятся участниками спектакля. В течение почти трех часов актер держит зал в напряжении, и даже антракт этого напряжения не снимает.
Вот на сцене появляется Зинаида Гиппиус с лорнетом. Александр Блок в сиреневом костюме Пьеро читает свои стихи. Ленин в образе Паяца выезжает на броневике, выкрикивая что-то косноязычное. Звучит ария Паяца из оперы Леонкавалло...
Автор спектакля отождествил последние четыре трагических дня, проведенных поэтом в гостинице «Англетер», с четырьмя временами года. Именно исходя из этого и рождались один за другим эпизоды спектакля.
Андрей Денников - автор, режиссер, художник-постановщик, хореограф «Исповеди» и даже исполнитель главной роли.
- Когда я паспорт пришел получать в шестнадцать лет, мне милиционер сказал: «Как вы, молодой человек, на Есенина похожи». - рассказывает Андрей. -Мне это, конечно, и раньше говорили, но именно тогда я впервые всерьез задумался - может быть, сходство у нас не только внешнее? Когда я учился в РГГУ на историко-филологическом, то стал серьезно интересоваться эпохой, в которую жил Есенин. А после третьего курса понял, что театр мне ближе, и перешел в ГИТИС. Долго не представлял, как сделать спектакль о Есенине. Изучая материалы, я узнал такое количество подробностей, что спектакль получался уже не о поэте, а о столичной жизни. А именно этого и хотелось избежать. Для меня Есенин важен как личность, как человек, живший в ту эпоху. Ведь это было уникальное время, время слома российского государства, смены власти, разрушения деревни.
Куклы для спектакля Андрей придумывал и делал сам: перчаточные, тростевые, планшетные, просто маски. И все они превращаются в живых и независимых персонажей от одного его прикосновения. Даже простой шарф в руках Андрея становится несчастной дворнягой с пронзительным взглядом из «Песни о собаке». Сгорбленная мать в завязанном по-деревенски платке замешивает тесто и под стихи «Письмо матери» идет по тканой дорожке. Айседора Дункан -это античная маска и струящийся белый шелк до пола.
Андрей уверен, что в любом театре самое главное - актер, а кукла должна быть связана с нутром человека, находиться в постоянном взаимодействии с ним. Но это возможно только если актер искренен.
- В последние минуты, когда Есенин погибает, я внутренне весь холодею, -признается Андрей. - Я уверен, что театр должен быть глубоким. И если хоть пять зрителей придут домой и перечитают Есенина - значит, спектакль удался.
Я Есенина уже перечитала.
Софья Дерюгина
Газета Большой город 28 февраля 2003 год.