Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ Внутри (кукольный моноспектакль "Исповедь хулигана" в Театре Образцова) / Софья Дерюгина

Кукольный моноспектакль Исповедь хулигана в Театре Образцова / Софья Дерюгина

     В Театр кукол имени Образцова на вечерний, взрослый спектакль я шла с некоторым недоверием. Все прежде виденные мною представления в кукольных театрах, на которые я водила пятилетнего племянника, больше походили на халтурные детские утренники. Однако уже на пятой минуте действа я забыла о своем предубеждении. Происходящее на сцене в спектакле «Исповедь хулигана» по Сергею Есенину полностью разрушило мои прежние представления о возможностях кукольного театра.

   В зал входит человек, удивительно похожий на Есенина. Светловолосый юноша проходит по рядам, здороваясь со зрителями. Поднявшись на сцену, он не исчезает за ширмой, а достает из потертого чемодана одну за другой фигурки, которые оживают и становятся участниками спектакля. В течение почти трех часов актер держит зал в напряжении, и даже антракт этого напряжения не снимает.                     

    Вот на сцене появляется Зинаида Гиппиус с лорнетом. Александр Блок в сиреневом костюме Пьеро читает свои стихи. Ленин в образе Паяца выезжает на броневике, выкрикивая что-то косноязычное. Звучит ария Паяца из оперы Леонкавалло...

   Автор спектакля отождествил последние четыре трагических дня, проведенных поэтом в гостинице «Англетер», с четырьмя временами года. Именно исходя из этого и рождались один за другим эпизоды спектакля.

   Андрей Денников - автор, режиссер, художник-постановщик, хореограф «Исповеди» и даже исполнитель главной роли.

   - Когда я паспорт пришел получать в шестнадцать лет, мне милиционер сказал: «Как вы, молодой человек, на Есенина похожи». - рассказывает Андрей. -Мне это, конечно, и раньше говорили, но именно тогда я впервые всерьез задумался - может быть, сходство у нас не только внешнее? Когда я учился в РГГУ на историко-филологическом, то стал серьезно интересоваться эпохой, в которую жил Есенин. А после третьего курса понял, что театр мне ближе, и перешел в ГИТИС. Долго не представлял, как сделать спектакль о Есенине. Изучая материалы, я узнал такое количество подробностей, что спектакль получался уже не о поэте, а о столичной жизни. А именно этого и хотелось избежать. Для меня Есенин важен как личность, как человек, живший в ту эпоху. Ведь это было уникальное время, время слома российского государства, смены власти, разрушения деревни.

   Куклы для спектакля Андрей придумывал и делал сам: перчаточные, тростевые, планшетные, просто маски. И все они превращаются в живых и независимых персонажей от одного его прикосновения. Даже простой шарф в руках Андрея становится несчастной дворнягой с пронзительным взглядом из «Песни о собаке». Сгорбленная мать в завязанном по-деревенски платке замешивает тесто и под стихи «Письмо матери» идет по тканой дорожке. Айседора Дункан -это античная маска и струящийся белый шелк до пола.

   Андрей уверен, что в любом театре самое главное - актер, а кукла должна быть связана с нутром человека, находиться в постоянном взаимодействии с ним. Но это возможно только если актер искренен.

   - В последние минуты, когда Есенин погибает, я внутренне весь холодею, -признается Андрей. - Я уверен, что театр должен быть глубоким. И если хоть пять зрителей придут домой и перечитают Есенина - значит, спектакль удался.

   Я Есенина уже перечитала.

 

Софья Дерюгина

Газета Большой город 28 февраля 2003 год.

 

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва