Семь лет назад в Театре имени С.Образцова появился выпускник ГИТИСа-РАТИ, ученик И.Шароева Андрей Денников, человек удивительно работоспособный и, безусловно, талантливый. Ежегодно он ставит спектакли, иногда вполне успешные, иногда спорные. Во многих из них он участвует и как актер. Мало того, "Исповедь хулигана" по существу - моноспектакль, впрочем, не только "Исповедь хулигана", просто там это более заметно.
В прошлом сезоне А.Денников удачно поставил "Странную миссис Сэвидж" Дж. Патрика, где исполнил отнюдь не главную роль. И тем самым как бы подал сигнал надежды своим оппонентам, постоянно и не без оснований упрекавших молодого человека в излишнем эгоцентризме. А в канун 2008 года выпустил "Жизнь собачью" (пьеса В.Беляковича по повести К.Сергиенко "До свидания, овраг!"), где как актер он и вовсе не занят.
На мой взгляд, "Жизнь собачья" - сама большая, принципиальная удача А.Денникова да и Театра имени С.В.Образцова в целом. В нем представлены все поколения труппы: от дебютантов - Яны Михайловой и Дениса Меленчука до ветеранов сцены - Ольги Алисовой и Аркадия Минакова. Как известно, в повести К.Сергиенко речь идет исключительно о жизни бездомных собак. Однако в судьбах наших братьев меньших отчетливо угадываются узнаваемые ситуации из нашей собственной, человеческой жизни.
В спектакле нет ширмы. Актеры действуют на сцене в обыкновенных костюмах, правда, иногда дополненных мехом (их сочинила Анна Львова). На правой руке у них кукла или только ее голова с очень выразительной мордой. Продумана каждая мелочь, точно выверены все характеры. В спектакле нет ролей второстепенных, каждый актер имеет свою сольную партию. Особое внимание, конечно, уделено пластике, но опять-таки не в ущерб содержанию, скорее для наиболее полного его выявления. Спектакль построен не на трюках, а на образах, у каждого из героев своя драматическая история. Одни попали в овраг случайно, в результате недоразумения. Другие и не знали другой жизни. Третьих подло предали прежние хозяева. "До свидания, овраг!" - совершенный парафраз одной из лучших пьес М.Горького "На дне", спроецированной как бы в собачье общежитие со всеми вытекающими отсюда последствиями. В образах бескомпромиссного, отстаивающего свое право на независимость Гордого (Максим Мишаев), претендующего на лидерство Черного (Игорь Алдонин), скромного, образованного Головастого (Владимир Дудкин), доброго, участливого, влюбленного Хромого (Аркадий Минаков), подловатого Борзого (Денис Меленчук), изнеженного фантазера Ямамото (Алексей Шарапов), интеллигентной Таксы (Ирина Яковлева), знающей себе цену Красивой (Любовь Тепер), делающей первые робкие шаги Крошки (Яна Михайлова), беспомощной Старушки (Ольга Алисова), лишившейся голоса и одновременно места в цирке Жу-жу (Елена Поварова) легко угадываются знакомые человеческие судьбы. Режиссер и артисты, видимо, справедливо догадались, что имеют дело с притчей. А притча, как любое другое иносказание, безусловно, жанр, близкий театру кукол. Тем более, если в ней заключены такие благородные мысли. И не беда, что в данном случае в зале редко возникает смех, а в финале спектакль и вовсе поднимается до трагических высот, тем самым заявляя, что кукольному театру не чужд катарсис.
Однажды семилетний Андрей Миронов обратился к Леониду Утесову:
- Дядя Лёня, разве музыкальные способности не передаются детям по наследству?
- Дорогой мой, - ответил Утесов. - По наследству тебе безусловно достанется этот рояль, на котором, кстати, прежде играл Исаак Осипович Дунаевский. Но музыкальные способности, к сожалению, по наследству не передаются.
Тема наследования вообще-то одна из самых щепетильных. Как-то я спросил у Сергея Владимировича Образцова, с которым проработал 10 лет, думает ли он о будущем своего театра?
"Вы имеете в виду, кто возглавит его после моей смерти? Но, во-первых, я пока не собираюсь умирать, - ответил мне семидесятилетний Образцов. - И потом, знаете, об этом никто никогда не задумывался - ни Станиславский сНемировичем, ни Мейерхольд, ни Вахтангов, ни Таиров. Что вообще-то вполне объяснимо. Вместе с создателем обычно умирает и его дело, какие бы усилия ни прилагались к тому, чтобы сохранить видимость благополучия".
Образцов оказался прав. Приглашенный после его кончины Резо Габриадзе не прижился здесь. Не смогли по-настоящему, достойно продолжить дело Сергея Владимировича и все те, кто не один год трудились вместе с ним, и те, кто заглянули сюда на огонек.
Так вот, к вопросу наследования. Мне показалось, если бы Образцов увидел сейчас в своем театре "Жизнь собачью", он остался бы доволен: одобрил бы выбор темы, работу актеров и режиссера, а под конец удовлетворенно повторил бы: "Я же говорил, пройдет какое-то время, появится молодой, талантливый".
Борис Поюровский