Мое знакомство с творчеством Андрея Денникова случилось благодаря подруге Ларисе. Близился день рождения и она ничего лучше не придумала, как подарить билет на премьерный спектакль "Исповедь хулигана", что должен был состояться в театре кукол имени С.Образцова.
Зная, что люблю творчество Есенина, предварительно поинтересовалась, а как отнесусь к Есенину в куклах? Большей глупости представить было сложно. Что и было сказано незамедлительно. Но на спектакль пошла. В конце концов уйти всегда можно.
Перед началом действа была настроена очень скептично. Однако, едва занавес поднялся и актер вышел на сцену, забыла обо всем. Сразу стало ясно - на сцене играет Гений. Хотя о чем это я! Андрей Денников не играл, он жил жизнью Поэта.
Думаю, если бы Сергей Есенин услышал, как Актер исполняет песни на его стихи, то он бы остался доволен. А слушая поэму "Черный человек", рыдал вместе со всем залом от безысходности и одиночества…
К слову, во время показа спектакля произошел довольно удивительный случай.
В ходе действия Есенину-Денникову предстоит издавать книгу. Ради этого он едет в Ленинград. Актер делится своими планами, и вдруг у кого-то из зрителей зазвонил телефон. Денников, на секунду прервав монолог, укоризненно произносит:
- Ну что же вы так? Я тут книгу издаю, а вы меня отвлекаете!
И тут происходит невероятное. Из зала несется извиняющее:
- Простите нас, Сергей Александрович!
Стоит ли говорить, что все остальное время в зале стояла мертвая тишина. Тишина осталась в зале, когда спектакль закончился. Мне даже показалось, что артист немного испугался, когда вышел на поклон… Он растерянно поглядывал по сторонам, а зал молчал. А вдруг взорвался аплодисментами и громкими криками «Браво!» и «Бис!», что, казалось, снесет все вокруг. Денников выходил на поклон пять раз. Зритель никак не хотел отпускать актера.
***
Вот скажите, как вы представляете в куклах Айседору Дункан? Лично я до этого спектакля в мыслях не держала, что подобное возможно изобразить в куклах. Оказывается, очень просто. Маска Терпсихоры на руке артиста и развивающиеся белые шарфы.
А как в куклах можно показать "Незнакомку" Александра Блока? Тоже все очень просто. Сиреневый паяц и женщина-кукла сидят за столом в трактире. За ними фон - тени официантов с подносами. И звучит бессмертное "девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне"...
Каждая сцена - открытие! Каждая песня в исполнение Денникова пробирает до дрожи. Я уже не понимала - где кукла, а где человек. Настолько актер и его герои срослись воедино. Вот в его руках буквально оживает кукла - мама Есенина и звучит трогательное "Ты жива еще, моя старушка". Через какое-то мгновение - на коленях у Поэта, бесстыдно раздвинув ноги восседает кукла-распутная девка. И несется: "Многим ты садилась на колени, а теперь сидишь вот у меня..."
Разные голоса, образы, бесподобные, абсолютно угаданные Блок, Гиппиус и Ахматова, Ленин и Троцкий, Сталин и, конечно же, Есенин. Все были преображения подвластны Денникову.
Зрители плакали на судьбой Поэта, не скрывая слез. В какой-то момент мне показалось, из моих глаз, как у андерсеновского Кая выпал осколок зеркала, и мир вокруг стал чище и светлее. Через много лет, зайдя на сайт артиста, прочитала его высказывание: "Если у человека после спектакля польются слезы раскаяния, очищения — значит, цель достигнута. Для этого театр и нужен".
Надо сказать, что этой цели Денников достигал всегда...
***
Потом были "Маленькие трагедии", «Молодость короля Людовика XIV». "Кармен! Моя Кармен!", "Риголлето", "Бери шинель, пошли домой!", «Концерт для Чичикова с оркестром», "Странная миссис Сэвидж", "Волшебная флейта" и бесконечное количество раз "Исповедь хулигана". Этот спектакль я готова была смотреть постоянно и не уставала восхищаться гениальным режиссером-постановщиком и актером Андреем Денниковым.
Он сумел в своих спектаклях объединить традиционное драматическое искусство, работу с куклами, хореографию, вокал. Выступал автором инсценировок и сценических адаптаций. Был ведущим сценографом своих постановок. Обладал уникальными голосовыми данными: контртенор, благодаря чему пел арии самого разного диапозона — от Папагено и Риголлето до Царицы ночи и Джильды.
И еще. Ему удалось невероятное. Он сумел показать, что в этой жизни мы - все попеременно бываем как куклами, так и кукловодами. Особенно это почувствовалось во время спектакля "Риголлето".
***
В день его рождения 17 марта 2014 года его не стало. Андрею Денникову было всего 36 лет. Круг замкнулся. О его смерти узнала случайно, от друга, известного поэта. Зная о моей любви к таланту этого актера, поспешил сообщить. К сожалению, сообщение пришло поздно и проводить мастера в последний путь я не успела.
Судя по тем записям, что потом появились в интернете, никто из высоких чиновников не почтил память Гения своим присутствием. Его провожали в последний путь только самые преданные поклонники под аплодисменты, под такие же бурные, какие дарили ему после всех спектаклей.
Сейчас практически все спектакли, поставленные им, сняты с репертуара. Когда готовила этот материал, хотела восстановить в памяти постановки. Перерыла весь интернет - ничего. Только на youtube отыскала несколько довольно непрофессиональных записей, что, как говориться, смотреть только расстраиваться.
После Андрея Денникова довольно долго не могла ходить в театр. Ибо каждый раз, глядя на сцену невольно думала - а как бы это поставил он в своих любимых куклах? И разочарованно вздыхала...
Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005