Главная \ Андрею \ Воспоминания \ «Опустела без тебя земля...» (Марина Осадчая)

«Опустела без тебя земля...» (Марина Осадчая)

175_859832
Краткое описание

Отрывок из книги О.В.Колабской "Театр начинается с...Любви или маленький Принц гостил на Земле..."

 

МАРИНА ЛЕОНИДОВНА ОСАДЧАЯ


С Мариной Леонидовной я не знакома. Знаю, вернее, наслышана о том, что она была верным зрителем Андрея и остаётся верным другом. Знаю и о том, что она работала в поликлинике No 3 и о том, что на её рабочем месте всегда стоял портрет Андрея. 
Однажды мне принесли несколько простых тетрадных листочков, исписанных аккуратным почерком. Казалось бы, очень скромные воспоминания, но в них бьётся большое искренне любящее сердце. И ценнее этого нет ничего на свете.


«У многих людей есть свой любимый поэт или писатель, творчество которых оставляет в душе след на всю жизнь. Мой любимый поэт Сергей Есенин ещё с пятидесятых годов, когда наши правители «великодушно» разрешили печатать стихи великого поэта.
И вот на старости лет мне довелось встретиться с ещё одним Есениным – необыкновенно талантливым артистом Андреем Денниковым, который в ГАЦТК имени С.В.Образцова так играл поэта, что хотелось смеяться и плакать вместе с ним и видеть его бесконечно долго.
Прежде я посмотрела о Сергее Есенине спектакль «Исповедь хулигана» в театре «Содружество актёров Таганки», Сергея Безрукова в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» театра имени М.Н.Ермоловой и в фильме «Есенин», питерского актёра Юрия Решетникова в спектакле «Есенин» театра имени Ленсовета. И вот ГАЦТК имени С.В. Образцова! Кто бы мог подумать, что в театре кукол дают «Есенина»?!
Как-то раз сижу в своём кабинете и оформляю медицинскую карту одной пожилой сотрудницы этого театра. И она вдруг спрашивает меня, люблю ли я Есенина? Я ответила, что Сергей Есенин для меня поэт высшей марки. Я знаю наизусть множество его стихотворений и читаю всё, что появляется нового в литературе. И тогда она говорит мне: «А Вы сходите к нам в театр на спектакль «Исповедь хулигана». У нас один молодой человек играет Есенина так, что зрители, уходя, плачут».
Театр кукол и Есенин! В это поверить трудно. Однако воспользовалась приглашением, получила контрамарку и пошла. Место оказалось ужасным, в «директорской ложе». То есть после последнего ряда за какой-то плюшевой занавеской на простом стуле с упором колен в перегородку. Никак не думала, что места для зрителей по  приглашениям могут быть такими. Слава Богу, что теперь этой ложи нет и в помине. Через некоторое время диктор попросил выключить мобильные телефоны. И зазвучала музыка... раскрылся занавес... Все устремили взоры на сцену, а в это время из левой двери в зал вбежал юноша приятной наружности и чарующим голосом запел песню на стихи Сергея Есенина. Это был Андрей Денников. Сходство с Есениным потрясающее. Но мне с моего «приглашённого» места всё виделось очень приблизительно. Особенно когда появились куклы, рассмотреть я их не могла. И вообще, спектакль, который длился три с половиной часа и имел более сорока кукол, которыми управлял Андрей, был видимо, хорошо поставлен, но пресловутая ложа испортила всё впечатление. Когда спектакль кончился, весь зал кинулся к сцене с цветами. На поклоне Андрей ещё что-то пел, а я ушла домой с чувством полной неудовлетворённости оттого, что толком ничего не рассмотрела.

На другой день после работы я рванула в кассы театра и купила билет на следующий спектакль «Исповедь хулигана» в первый ряд. С тех пор я старалась покупать билеты на спектакли Андрея не дальше третьего ряда. И вот, сидя в первом ряду, я увидела, наконец, настоящее чудо! В зал вбежал молодой озорной Есенин: «Здорово, ребята!» Зал разразился аплодисментами, и зазвучал красивейший голос: «Над окошком месяц, под окошком ветер, облетевший тополь серебрист и светел...» Зритель замер от этого чистого, чарующего голоса. Андрей, продолжая петь, проходил вдоль первого ряда и здоровался за руку со зрителями, как с лучшими друзьями. Видимо, так же делал Есенин, когда приходил читать свои стихи в Политехнический... или в поэтическое кафе «Стойло Пегаса». Окончена песня, и Андрей Денников поднялся на сцену. Там декорация третьего номера гостиницы «Англетер», где когда-то Сергей Есенин останавливался с Айседорой Дункан. Он начинает рассказывать свою биографию, вспоминая детство в Константиново.
Потом появляются куклы. Андрей – необыкновенный кукловод, в его руках кукла оживает, поёт и танцует. Чего стоит его танец с русской красавицей, олицетворявшей лето, молодость и удаль! Это была кукла – перевёртыш! Да, он умел порадовать и удивить зрителя. Так задорно они вместе плясали, загляденье просто! Наконец-то, я с первого ряда вижу всех кукол и самого артиста в образе Есенина практически без грима. А пьеса какова! У меня более сорока книг о жизни поэта, и я согласна с трактовкой образа, какую дал нам Андрей. Он говорил, что писал сценарий три года, в котором умело взял всё лучшее, что было в биографии Есенина, то есть его поэзию. И очень осторожно коснулся пороков этого человека, который «и похабничал..., и скандалил для того, чтобы ярче гореть...».
Спектакль, длившийся более трёх часов, посмотрела на одном дыхании. Вся жизнь поэта со всеми радостями, сложностями, трудностями пронеслась перед глазами. Андрей играл так сильно, полностью отдаваясь образу, что, зная его проблему со здоровьем, становилось за него страшно. Но он не мог снижать градус. А как интересны куклы в этом спектакле! Петербургская богема на сцене. Узнаваемы Александр Блок, Анна Ахматова. Они словно живые! Чего стоит Зинаида Гиппиус...
А как хороши Блоковская «Незнакомка» и Александр Вертинский в образе чёрного Пьеро. А дальше Пушкин, царская семья и, наконец, клоуны-вожди. Какая великолепная находка! В финале первого действия Андрей приглашал всех спеть «Клён ты мой опавший...». Ах, как это здорово, это сближает зрителей с актёром-поэтом.
Во втором действии Андрей тонко отразил трудные годы жизни поэта. Его женщины, которые тронули его сердце... Зинаида Райх... «Письмо женщине» и удивительной нежности прощальный танец. Айседора Дункан... трагическая театральная маска и ткань, словно образ внезапно возникшей страсти. Его путешествия в Америку и Европу, вернее, его попытка бегства от удушающей власти, искалечившей его Родину. И, наконец, его трагический уход из жизни...
Спектакль окончен. Я подхожу к сцене с букетом роз, чтобы поблагодарить Андрея за великолепную работу в роли поэта, а он посмотрел на меня улыбающимися глазами и сказал: «Приходите ко мне в театр почаще!» И с этого момента я становлюсь его добрым, верным зрителем. Познакомила с его творчеством всех родных и знакомых. Кому-то подарила фильм «Там, где бьётся сердце», а кого-то брала с собой в театр. Я посетила все его спектакли, многие до десяти раз! Была почти на всех творческих вечерах.

А теперь... «Опустела без тебя земля...»
Андрей был тогда для меня гением сцены, а теперь он для всех для нас Ангел.
Жаль только, что на Землю они приходят на короткое время, наверное, для того, чтобы мы научились ценить Божий дар вовремя.
Моя огромная благодарность Елене Борисовне за сына, Нине Яковлевне за внука, а Господу Богу за великого артиста Андрея Сергеевича Денникова. 
Вечная ему память!»

Спасибо и Вам, дорогая Марина Леонидовна, за тёплые слова и Память. Храни Вас Господь!

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва