Про Слонёнка, который пошёл учиться
Я познакомился с Андреем спустя примерно месяц после того, как он сделал спектакль “Про Слонёнка, который пошёл учиться», ставшего началом в профессиональном творческом пути Андрея. Несмотря на то, что Андрей с детства танцевал в Большом детском хоре Гостелерадио СССР, в школе ставил любительские драматические спектакли и занимался в детской студии при театре Образцова (была там такая), именно этот довольно примитивный детский спектакль стал важным этапом в его творческой биографии и судьбе.
Андрей в конце лета 1996 года возглавил кружок театра кукол в детском культурном центре «Зюзино», который находился неподалёку от его дома. И начал набор детей в группу. Старался брать тех, что постарше, с которыми можно уже разговаривать на взрослом уровне.
Андрей не любил долго топтаться на месте и решил каждую четверть заканчивать с детьми каким-нибудь спектаклем. Для начала Андрей выбрал стихотворную пьесу Давида Самойлова «Слонёнок пошёл учиться». Для спектакля, конечно же, нужно было сделать кукол.
Для спектакля Андрей выбрал тростевую систему кукол. Местный плотник сделал ширму (которая, как впоследствии выяснилось, довольно много весила). А дети на занятиях не только репетировали роли, но и самостоятельно делали кукол из материалов, которые принесли из дома (у каждого ведь дома есть какие-нибудь испорченные или просто ненужные рубашки, кофточки, обрезки тканей и т.д.). Естественно, изготовление кукол шло под строгим контролем Андрея. Кроме того, дети ведь не могут сделать сами многих вещей. Поэтому Андрею пришлось многое делать своими руками.
И вот куклы готовы, начались репетиции спектакля на ширме. И тут Андрей столкнулся с тем, что многие дети, не успевая в школе, стали прогуливать занятия кружка. Надо начинать репетицию, а исполнителей нет. Сначала Андрей сам играл за тех, кого не было, потом такое положение вещей стало ему надоедать. Ведь подходит к концу четверть, а спектакль застрял в районе первой сцены. Дети все разные, и не у всех получается играть с куклой. А показ спектакля уже был запланирован.
На одной из репетиций, на которой, как ни странно, были все, Андрей в сердцах сказал, что он пригласит студентов из своего университета (а он учился в РГГУ в это время), и они, не зная ничего, за три дня сделают весь спектакль, над которым Андрей со своей группой бился уже полтора месяца.
Андрей предложил сделать кукольный спектакль своим знакомым ребятам-студентам из университетского драмкружка, в котором занимался тогда и сам. Они пришли, и действительно Андрей сделал с ними спектакль за три дня. Только эти три дня студентам пришлось прогулять занятия в университете, потому что время уже поджимало. Три дня работали, практически с утра до вечера. Но спектакль был готов.
Единственно, что никто не умел тогда толком держать куклу, а тем более менять голос, чтобы говорить за неё. А играть надо было по несколько персонажей. И было бы слышно, что за разных героев говорит один и тот же человек. Поэтому Андрею, который тогда уже умел имитировать разные голоса (конечно, ещё далеко не на том уровне, который он развил впоследствии) пришлось озвучивать не только тех героев, которых он играл. Кроме того, спектакль был музыкальный, и Андрею пришлось не только говорить за нескольких героев, но ещё и петь за всех.
Естественно, что если бы Андрей это делал во время действия, да ещё играя свою роль, ему пришлось бы туго. Поэтому песни и озвучку разных сцен он записал на кассету. И его новая студенческая труппа ему всячески помогла в записи фонограммы, которую писали накануне спектакля. В культурном центре была небольшая студия, в которой был микрофон, синтезатор и магнитофон, на который можно было одновременно записать дорожку синтезатора и дорожку микрофона. Так что песни пел Андрей, причём аккомпанируя себе на синтезаторе (он всего-то чуть больше года занимался с преподавателем на фортепиано, однако за этот небольшой срок научился неплохо импровизировать), а массовые сцены, например, шумы в звериной школе, озвучивали совместно.
И вот 31-го октября 1996 года состоялся спектакль «Про Слонёнка, который пошёл учиться». Его показывали в актовом зале ЖЭКа, который находится через дорогу от центра «Зюзино». Спектакль прошёл на большом эмоциональном подъёме и даже имел успех. На него пришли не только те, кто занимался в культурном центре, но и жители окрестных домов со своими детьми.
Дети, которые пришли заниматься к Андрею театром кукол, после этого спектакля перестали ходить в группу Андрея. Зато Андрей нисколько не потерял от этого, а, напротив, приобрёл - труппу, состоящую из людей, которым было интересно заниматься тем же делом, которое любил Андрей.
Вот так 20 лет назад собрался тот студенческий коллектив, который стал первой труппой Андрея. Но коллектив этот даже тогда не был самодеятельностью. Потому что у руля этого коллектива с самого начала встал довольно жёсткий руководитель – Андрей Сергеевич Денников. Скорее этот коллектив лучше назвать студией, поскольку Андрей с самого начала стал обучать всех тайнам театра кукол. И никаких профессиональных секретов у него не было от тех, кто пожелал учиться сложно у искусству театра кукол.
Не все выдержали его характер, но те, кто остались, были очень верными людьми. И очень жаль, что, когда вдруг появилась возможность всей студией перейти в театр Образцова, многие из тех, кто был с Андреем с самого начала, выбрали другой путь. Возможно, что тогда всё а жизни и творчестве Андрея сложилось бы иначе; более благополучно. Из той части труппы остался тогда лишь Ваш покорный слуга, который и написал эти строки.
С Уважением, Мишаев Максим.
2016 г.