Бери шинель, пошли домой! / 2005

“Бери шинель, пошли домой!”
Посвящается 60-летию Великой Победы…


Спектакль Государственного академического центрального
театра кукол им. С.В.Образцова
Премьера: 6 мая 2005 г., Москва
Продолжительность: 3 часа с антрактом


Пьеса: заслуженный артист России Андрей Денников; в спектакле использованы фрагменты писем фронтовиков
Музыка: В.Агапкин, А.Александров, Т.Альбинони, И.-С.Бах, Л. ван Бетховен, М.Блантер, Н.Богословский, Л.Бокалов, Р.Вагнер, Дж.Верди, Н.Гланзберг, К.-В. Глюк, И.Дунаевский, Е. Жарковский, В. Левашов, К. Листовский, Б. Мокроусов, А. Новиков, А. Пахмутова, Г.Петербургский, В.Соловьев-Седой, Д.Тухманов, Я.Френкель, А.Шнитке, Д.Шостакович, И.Штраус, народные мелодии
Стихи: В.Багрицкий, О.Берггольц, Ю.Друнина, В.Лифшиц, В.Лобода, М.Львов, С.Наровчатов, Б.Окуджава, Р.Рождественский, М.Светлов, Б.Слуцкий
Режиссер-постановщик: заслуженный артист России Андрей Денников
Сценография и костюмы: Анна Львова
Художник по куклам: Татьяна Рева
Балетмейстер: заслуженная артистка России Юлия Канаева
Музыкальный руководитель: Александр Канаев
Звукорежиссер: заслуженный работник культуры России Эдуард Шепшелевич
Художник по свету: Александр Перышкин
Ассистент режиссера: Ирина Осинцова
Помощник режиссера: Ольга Алисова

 

 

Действующие лица и исполнители:

 

Сталин Иосиф Виссарионович, Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), Председатель Совнаркома СССР, Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами СССР

заслуженный артист России Андрей Денников

Франклин Рузвельт, президент США

заслуженный артист России Владимир Беркун

Уинстон Черчиль, премьер-министр Великобритании; Жуков Георгий Константинович, маршал СССР

заслуженный артист России Юрий Калинников

Гарри Ллойд Гопкинс, помощник президента США

Роман Квашнин

Молотов Вячеслав Михайлович, министр иностранных дел СССР

Максим Мишаев


Солдаты

Иван

Андрей Денников

Михаил

Кирилл Сухановский

Дмитрий

Максим Мишаев

Александр

Роман Квашнин

Зоя

Ирина Яковлева

Женя

Ирина Осинцова

Баянист

Александр Канаев

Солдатские невесты: Марья, Катюша, Моника

Елена Поварова


Лидеры фашистской Германии

Адольф Гитлер, глава германского фашистского государства

Кирилл Сухановский

Пауль Йозеф Геббельс, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды

— 

Максим Мишаев

«…Я ехал в троллейбусе, и двое подростков обсуждали события Вто­рой Мировой. Но обсуждали более чем странно. Один другому говорит: «Что ты гонишь? Это американцы спасли мир от Гитлера». Меня как обухом по голове ударило. Так жут­ко стало. Кто их воспитывает, и куда они катятся? А главное - я не знал, что я могу для них сделать. Чем могу помочь этим людям вспомнить и по­мнить. И вот тогда я очень захотел сделать спектакль о войне и о подви­ге русского солдата, потому что мы не должны быть «Иванами, не по­мнящими родства», потому что, как у Рождественского в реквиеме, «это нужно не мертвым, это надо жи­вым»…

К счастью, на постановку появи­лись деньги: приближалось 60-летие Победы. Спектакль получился эда­ким вертепом, верхний этаж и ниж­ний. Только всё наоборот. Мир гор­ний - внизу, ближе к зрителям: там идет бой, медсестра перевязывает раненого, а дольний - наверху: Руз­вельт с Черчиллем под ёлочкой празднуют Рождество, потягивая шампанское, покуривая один сига­ру, другой сигарету и поглядывая вниз, в окопы. А в окопе боец пи­шет любимой:  «Ты спрашиваешь, как я встретил Новый год? На вой­не известна встреча. В 12:00 был са­мый бой...»

Черчилля, Рузвельта и Сталина играли люди. Хотя не всегда понят­но, куклы ли на самом деле эти сол­датики, которыми управляют могу­щественные кукловоды, и люди ли эта тройка титанов, которыми уп­равляет история.

У нас в этом спектакле замеча­тельный музыкальный руководи­тель - баянист Александр Канаев. Каждая песня, которая звучит на сцене, - а без песен действо, конеч­но, было бы бедным, - это отдель­ный маленький спектакль. Говорят, что надо уметь петь русский ро­манс, но ведь и военную песню то­же мало кто умеет исполнить по-на­стоящему, пропустить через себя, прожить от первой ноты до послед­ней и посредством голоса передать все те эмоции, которые пережива­ли фронтовики.

 …Я старался показать боль всего мира в этой войне, всех народов. Под песню «Катюша», скажем, по­являлись берега, и на каждый бе­рег, символизирующий одну из рес­публик Советского Союза, выходи­ла своя Катюша - и эстонка, и уз­бечка, и чукча. Везде ведь ждали «Катюши» своих «Иванов».

...Одна из моих любимых кукол в спектакле - кукла скрипача-еврея, очень сложная кукла, которая игра­ет на скрипке, благодаря движени­ям моих пальцев. Через этот образ я заявил тему фашистского гетто и трагедии всего еврейского народа. Вопроса итальянской культуры, за­раженной фашизмом, мы коснулись через куклу, изображающую Мадон­ну, шествующую по кладбищу, усеян­ному крестами, к кресту, на котором распят ее Сын. Тема порабощённой Австрии врывалась с вальсирующи­ми Штраусом и куклой-примадон­ной - цитата из фильма «Большой вальс». Во Франции появлялась ма­рионетка Пьеро, уличного актёра, который, оставив свое актёрское ремесло во имя Родины, становится военным лётчиком и погибает. 

...Но главной темой в спектакле, ко­нечно, стала наша страна и наша по­беда».

Андрей Денников

 

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва