Главная \ Андрею \ Воспоминания \ Светлая память Андрею Денникову и "Маленький принц гостил на Земле..." (Анастасия Ципенко)

Светлая память Андрею Денникову и "Маленький принц гостил на Земле..." (Анастасия Ципенко)

 

Светлая память Андрею Денникову

Сегодня в день своего 36-летия ушел из жизни любимейший режиссер моей юности Андрей Сергеевич Денников.

На его дипломном спектакле, который мгновенно был поставлен в театре имени Образцова, я была более шести раз. И стала завсегдатаем театра на пару лет. На "Маленьких трагедиях" была больше четырех раз точно; затем "Исповедь Хулигана", "Тиль", "Кармен", "Риголетто"...
Я не успела сходить на многие последние.
Он перенес первый инсульт в 27 лет прямо на сцене во время "Исповеди хулигана", восстановился и вернулся к работе, перенес второй инсульт, попал в аварию - и вот сегодня его не стало.

Он соединил людей и кукол на сцене, играя на переходах от одних к другим, напоминая, что весь мир - театр; он сделал кукольников видимыми, он дал им играть две роли: за себя и за куклу.

Этот человек был одним из тех, благодаря кому я не могу без театра. Одним из тех, кто научил меня, что предела творчеству нет, что творить можно в любой сфере, что если ты что-то создаешь - ты создаешь это от начала до конца, ты рождаешь на свет. Будь то диплом в институте, урок в школе (от твоего внешнего вида и до выбора каждого слова), стихотворение, торт "Мордоряночки" от коржей до плана поздравления именинника, станок в танцевальном классе или роль на сцене.

Ведь Денников был не только режиссером - он сам создавал кукол, он дарил им свою пластику, жест и переживания, он пел и танцевал. В "Молодости короля Людовика XIV" играл короля и кардинала Мазарини - как прекрасен, как ироничен был диалог Людовика и кардинала!! Необыкновенно музыкальный человек: каждая секунда его спектакля была словно нотка, а сам спектакль - чистая музыка. В финале "Маленьких трагедий" Моцарт сидел за роялем, а на него с неба сыпались листки , исписанные нотами, партитуры, и звучала Lacrimosa.

Ты заснешь надолго, Моцарт.
Светлая память.

Навзрыд.

2014 г.

Анастасия Ципенко

 

"...Маленький Принц гостил на Земле"

Памяти Андрея Денникова.

Со мной произошла удивительная история.В субботу утром захожу в вагон в метро, и взгляд сразу падает на девушку в маленькой аккуратной шляпке с цветами. Шляпки сейчас мало кто носит, так что я сразу обратила на нее внимание. Да и свободное место было рядом с ней. Сажусь, автоматически продолжаю смотреть, что у нее в руках, и вдруг в глаза бросается одно-единственное слово на обложке: Денников. Андрей Денников.

Мне не хватает слов, чтобы передать, что этот артист значил для меня. Он был тем, кто погружал меня в то состояние, которое я испытываю сейчас, наверное, только когда смотрю классический балет: состояние абсолютного, детского восторга. Он был, кажется, одним из первых, кто показал мне, что такое "синтетический" артист и синтетический театр. Он сумел соединить людей и кукол на сцене в спектаклях по самой что ни на есть классике ("Маленькие трагедии"! "Кармен"!). Он был режиссером, актером, мастером по куклам, певцом, танцовщиком... Был - потому что 17 марта 2014 года его не стало в собственный день рождения, когда ему исполнилось 36.

...Я сидела в вагоне, смотрела на эту книгу в руках случайной попутчицы и понимала: если не спрошу, никогда себе не прощу.
- Простите...
Не слышит. Читает.
- Простите, я понимаю, что не очень прилично заглядывать через плечо и тем более говорить об этом, но я очень любила спектакли Андрея Денникова и буду Вам благодарна всей душой, если Вы подскажете, где можно достать такую.

Через пять минут я оставила свой номер телефона, и мы попрощались. Еще минут через двадцать девушка перезвонила мне и перенаправила к распространителю тиража (в продаже книги, как легко можно догадаться, нет). Через следующие пять минут мне перезвонила другая девушка, и мы договорились о встрече. И вот сегодня я получила заветный томик. Это дар судьбы для мамы и для меня.

Листали несколько часов, вспоминали спектакли, вспоминали "Молодость короля Людовика XIV" - постановку, на которой я была шесть раз, а мама - семь. Вспоминали гениальные "Маленькие трагедии" и руки Моцарта. Страшного и невероятно сильного "Тиля". "Исповедь хулигана", которая сумела меня заставить глубоко переживать, несмотря на то, что Есенина я не то что бы очень люблю. "Кармен", опять - просто гениальная "Кармен". "Риголетто". И все те спектакли, на которые мы откладывали, откладывали поход за неимением времени и которые так непоправимо упустили, потому что сначала Денников заболел, а потом - ушел... "Странная миссис Сэвидж", "Концерт для Чичикова с оркестром", "Нижинский"...

Вспоминаю последнюю выставку Денникова, ставшую посмертной, и вижу наяву: зал, посвященный неосуществленным проектам. Среди них - сплошь великая классика. Шекспир, много Шекспира! Пушкин, Лермонтов, Гоголь...Эскизы, наброски, проекты декораций, пробные куклы (Пиковая Дама!)... А еще он хотел поставить "Маленького Принца". И в названии книги о нём фраза: "Маленький Принц гостил на Земле".

Плачу и плачу. Считанные разы я испытывала такое удовольствие от театра, но на спектаклях Денникова - всегда, даже в седьмой раз на давно идущем спектакле. С каким наслаждением актеры существовали у Денникова, с каким детским восторгом он сам всегда выходил на сцену - играть, играть, играть! Да, отличных спектаклей я видела достаточно, но таких - лишь классические балеты, "Синее чудовище" в постанове Московского областного театра в моем детстве, "Дон Кихот Ламанчский" Театра Российской армии с Зельдиным и спектакли "Lege Artis" (когда-то я видела их со стороны). И хотя упоминание "Lege" выглядит нескромно в этом ряду, но это чистая правда, и нескромности здесь на амом деле нет. Просто принцип работы этих спектаклей был один и тот же: они проникали прямо в душу через огромную любовь артистов к тому, что они делали на сцене, к зрителю, к своей работе. Каждый на сцене наслаждался!

Название книги воспоминаний о Денникове - "Театр начинается с... любви...". Полина Ивановна перед каждым спектаклем говорит нам: "Сколько у вас есть любви, отдайте всю её в зрительный зал".

Плачу и плачу, и удивляюсь небывалому счастливому совпадению, и думаю, как хорошо, что кто-то это делает, что кто-то помнит и хранит память. О таких людях, как Денников, надо продолжать говорить.

"Если у человека после спектакля польются слезы раскаяния, очищения — значит, цель достигнута. Для этого театр и нужен," - слова Денникова.

Именно тот театр, который я везде ищу: тот, где испытываешь катарсис. По-древнегречески.
2015 г.

Анастасия Ципенко

 

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва