Главная \ Пресса \ Статьи и интервью \ В поисках Лебедя. О памятнике А.С.Денникову в селе Константиново / Любовь Столярова, 2016

В поисках Лебедя. О памятнике А.С.Денникову в селе Константиново / Любовь Столярова, 2016

В поисках Лебедя.

О памятнике А.С.Денникову в селе Константиново



  Как уже сообщалось ранее, 6 июня в Константиново были завершены работы над памятником Андрею Сергеевичу Денникову. История его создания не вполне обычна, что, впрочем, неудивительно: невероятные совпадения, счастливые встречи, истинное чудо всегда сопровождали Андрея Сергеевича в жизни и наполняли его творчество.
Показать полностью… Случилось это и сейчас. Все мы знаем волю Андрея Сергеевича, обращенную к нам, его зрителям, поместить на его могиле белого мраморного лебедя и православный крест. Знаем также и то, что идея с лебедем на надгробии была у Андрея Сергеевича связана с когда-то в детстве увиденным им в некрополе Новодевичьего монастыря памятником Л.В.Собинову (скульптор - В.И.Мухина).

  Первоначальные эскизы надгробия Андрею Сергеевичу Денникову были разработаны художником Светланой Колосовой. Светлана писала: «…Если бы тогда, когда Андрей был жив, мне кто-нибудь сказал, что я буду рисовать ему памятник на могилу, то страшнее кошмара я бы не могла себе представить... Но у каждого человека свой крест... Без креста не войти и в царствие Небесное». Созданию эскизов предшествовали поиски общего облика надгробия. Он должен был соответствовать надгробию бабушки А.С.Денникова Нины Яковлевны Фоминой (1929-2008) и составить с ним единый художественный ансамбль. Поэтому общая форма надгробия была выбрана такой же, что и форма надгробия бабушки: черная гранитная плита в виде силуэта храма, увенчанного православным крестом. На плите портрет и надпись. Решение же об облике надгробия Н.Я.Фоминой Андрей Денников принимал сам.

  Перед мамой Андрея и художником С.Колосовой стояла непростая задача. Лебедь не должен был повторять лебедя на могиле Л.Собинова, но должен был быть не менее лаконичным и выразительным. В поисках лебедя Андрею Денникову Светлана Колосова создала ок. 40 эскизов! Е.Б.Фомина вспоминает: «Мы никак не могли уложить, расположить крылья лебедю. Было много эскизов и с ними мы поехали к батюшке. Обсуждали в келье у него и думали, как быть с крыльями. И вдруг Максим Мишаев просто сказал, что левое крыло лебедя надо как бы сломать. Ведь Андрею ломали крылья... Это было бы символично. Нам понравилась эта идея, и решение было принято».
  Итак, лебедь был придуман, а работа Светланы Колосовой благословлена духовным отцом Андрея Сергеевича – протоиереем Александром (Куропаткиным), настоятелем храма Иконы Казанской Божьей матери в с. Константиново. Оставалось найти скульптора, способного воплотить замысел Светланы в жизнь. И вот и мастер найден, и уже создан мраморный лебедь. Елена Борисовна и Светлана отправились принимать готовую работу. Однако результат оказался чудовищным. Фигура лебедя не удалась скульптору совершенно. Прекрасная птица выглядела изуродованной, жалкой, пропорции ее тела были нарушены и искажены, крыло вывернуто, сломана шея… И тут случилось чудо. Несмотря на то, что деньги за памятник были заплачены вперед, а фигура лебедя уже высечена из дорогостоящего мрамора, мастерская признала свою работу неудачной, не соответствующей первоначальному замыслу и эскизу С.Колосовой. Не требуя новых денежных вложений, мастерская обязалась создать другого лебедя. Вот тогда-то и состоялось знакомство Елены Борисовны и Светланы с молодым скульптором Дмитрием Садовым. Когда в мастерской его представили в качестве опытного художника, которому обычно поручаются очень сложные заказы и чьи скульптуры украшают даже некрополь Новодевичьего кладбища, мама Андрея растерялась. Перед ней стоял показавшийся ей совсем юным интеллигентный человек с умными глазами, очень скромный, очень спокойный и немногословный. Однако уже совсем скоро стало ясно, что это была та самая встреча с Мастером, которая сродни чуду. Тот лебедь, который так прекрасно и тихо замер на могиле Андрея Сергеевича и которого мы теперь видим в Константиново, был выполнен именно им.
  Наряду со скульптурой лебедя на памятнике Андрея Денникова предполагалось поместить его портрет. Им должна была стать гравированная копия известной фотографии Вадима Шульца. Предполагалось, что его выполнит тот же художник, которому принадлежал великолепный портрет Нины Яковлевны Фоминой на ее надгробии. Однако из-за болезни тот художник больше не работал. Портрет Андрея Сергеевича создавал другой гравер. Он делался в несколько этапов, на каждом из которых устранялись неточности и недостатки. Однако даже несмотря на это, он не мог считаться удачным. По грустному признанию В.Шульца, получившийся портрет не соответствовал оригиналу. Гравер исказил полутона, и портретное сходство с А.Денниковым было утрачено.
   Тем не менее, памятник на могиле Андрея был установлен. В этот день присутствовавшие наблюдали, как за кладбищем в небо поднялся клин журавлиной стаи. Сразу вспомнилась последняя «Исповедь хулигана» Андрея Денникова. Был День Победы, и он замечательно и печально в последний раз со сцены исполнил своих знаменитых «Журавлей»... Возникло ощущение, что так Андрей Сергеевич приветствовал своих зрителей из своего Белого Сада, отозвавшись на сооружение памятника, к которому все мы были причастны... Памятник создавался на средства, собранные его мамой и нами, его зрителями.
   Мы не были свидетелями тех многочисленных переделок, которым подвергался портрет и даже, возможно, не всегда их замечали. Однако стойкое ощущение того, что портрет получился не вполне удачно, терялся рядом с величественной фигурой лебедя, мог быть виден только на определенном расстоянии, как бы «исчезал» во время дождя, когда гранит намокал, оставалось. И тут очередная случайность… Случайность? Сам Андрей Сергеевич любил повторять, что случайности не случаются. Идею кардинально переделать портрет подсказал незнакомый художник-гравер. Вот как об этом рассказывает Елена Борисовна: «Когда Дмитрий привез лебедя, и мы приехали смотреть, то там все сотрудники сбежались полюбоваться на этот шедевр! А мы уже, прощаясь с начальством мастерской, стояли около лебедя и общались с Дмитрием. Благодарили его, восхищались. И тут выбежал какой-то художник в панаме и говорит:"Ну вот! Как красиво! Теперь надо ему мраморного мальчика!". Мы стоим втроем. Спрашиваем, а что это такое?! Говорит: «Барельеф!». Дмитрий сказал, что надо бы нам посмотреть, как это выглядит на других памятниках. Мы с ним и поехали на Новодевичье кладбище. Посмотрели, что там и как. Я, пока мы ходили,
рассказывала Дмитрию, какой Андрей был. Хотелось, чтобы он суть уловил! И про Екатерину Максимову разговор зашел. Мы сказали, что они с Андреем очень дружили. И каково же было наше удивление, что и ей памятник будет делать Дмитрий!».
   Так возникла идея создать рельефный портрет, который должен был быть изготовлен из мрамора, и приведен в соответствие с фотографией В.Шульца. Рельеф должен был завершить единый ансамбль надгробия Андрея Денникова. Работу над рельефом осуществил все тот же Дмитрий Садов. Корректировки производились и дома у Елены Борисовны, и в мастерской Д.Садова в г. Пушкино. Было ясно, что портрет не получится, если Дмитрий, который никогда не знал А.Денникова и не видел его на сцене, не сможет уловить его человеческой сути. Вот что говорит об этом мама Андрея: «Я ведь понимала, что для того, чтобы сделать портрет Андрея, надо знать его. Я старалась помочь Дмитрию. Ему сложно, конечно, не зная [Андрея], делать. Ничего другого не пришло в голову, как рассказывать об Андрее! И когда Дмитрий к нам домой приезжал, то не всё у него в пластилине получалось! И тогда мы опять говорили об Андрее. Дмитрий много знал уже!». Задача Д.Садова осложнялась и  ракурсом портрета - поворот головы на три четверти, который был задан фотографическим оригиналом В.Шульца. Обычно на барельефах лицо портретируемого помещается в профиль или ан фас.Рельефный портрет в три четверти - величайшая редкость. Однако Дмитрий Садов справился и с этой сложнейшей задачей. И вот мраморный портрет завершен. Он целиком создан на средства мамы Андрея Елены Борисовны Фоминой.
   Теперь памятник А.С.Денникову приобрел законченный вид. Памятник получился очень лаконичным, очень красивым и очень трагическим. В прекрасном лебеде, лежащем в ногах Андрея Сергеевича, такая усталость, такая боль и такое неземное спокойствие и величие, что щемит сердце. Кажется, будто лебедь упал, но готов подняться, чтобы вновь поплыть по тихой глади воды. Он оглядывается на тех, кто остался, прощаясь, и в его взгляде столько величественного спокойствия и достоинства, будто он все про всех знает наперед и все равно бьет крылом - вопреки всему... С мраморного рельефа каждому из нас улыбается любимый актер и режиссер, словно сошедший с фотографии В.Шульца.
   К сожалению, фотографии памятника не передают все особенности этого портрета и той спокойной, чарующей красоты, которую вы сможете увидеть, побывав в Константиново лично. Обращаем ваше внимание, что рельеф трудно фотографировать. Малейшие нюансы в расположении светотени искажают его восприятие на фотографии. Однако цели достигнуты. Памятник представляет собой настоящее произведение искусства. Он такой, о каком мечтал Андрей Сергеевич, и который очень нравится его маме Елене Борисовне Фоминой. В день установки памятника на окне Андрея Сергеевича расцвела орхидея, подаренная им маме. Вновь на его могиле дежурил знаменитый Черный Кот. Светило яркое солнце, а в небе над Константиновом торжественно проплывали невозможно белые лебединые облака…

 Любовь Столярова

mtBf-INVekUk1axkPMV-8twzPNG9z33KgQ

 

xSi2UW7rQqg

Спектакли

Маленькие трагедии / 2000
Молодость короля Людовика XIV / 2001
Кот Васька и его друзья / 2001
Исповедь хулигана / 2002
Шутовская комедия о Тиле / 2002
Риголетто / 2003
Кармен! Моя Кармен! / 2004
Волшебная флейта / 2005
Бери шинель, пошли домой! / 2005

Адрес:
г. Москва