"Волшебная флейта”
Комическая опера в 2-х актах
Спектакль Государственного академического центрального
театра кукол имени С.В.Образцова
Премьера: 24 марта 2005 г., Марсель; 15 апреля 2005 г., Москва
Продолжительность: 3 часа 20 минут с антрактом
Инсценировка: заслуженный артист России Андрей Денников, по мотивам либретто Э.Шиканедера и сказок Х.-М. Виланда
Музыка: Вольфганг Амадей Моцарт
Режиссер-постановщик и художник по куклам: заслуженный артист России Андрей Денников
Сценография и костюмы: Анна Львова
Саунд-продюсер и аранжировщик: Николай Шамшин
Соаранжировщик: Вадим Кузнецов
Ассистент режиссера: Ирина Осинцова
Помощник режиссера: Ольга Алисова
Музыкальный руководитель: лауреат международных конкурсов Юлия Замятина
Балетмейстер: заслуженная артистка России Юлия Канаева
Звукорежиссер: заслуженный работник культуры России Эдуард Шепшелевич
Художники по свету: Александр Перышкин, Анна Львова
Действующие лица и исполнители:
Зарастро |
— |
заслуженный артист России Григорий Большаков |
Тамино, принц |
— |
Роман Богатов |
Памина, принцесса, дочь Царицы Ночи; 1-я дама |
— |
Ольга Балашова |
1-й мальчик-гений; 4-й раб |
— |
Анастасия Юргенсон |
2-й мальчик-гений; 1-й раб |
— |
Елена Поварова |
3-й мальчик-гений; Старуха; 3-й раб; Змея |
— |
Ирина Яковлева |
Папагено, птицелов; Царица Ночи |
— |
заслуженный арист России Андрей Денников |
Папагена, невеста Папагено; 2-я дама; Амур, бог любви; 2- й раб |
— |
Ирина Осинцова |
Моностатос, мавр; Оратор |
— |
Максим Мишаев |
3-я дама |
— |
Юлия Галаева |
Боги; жрецы; народ; дикие звери; птицы; латники |
— |
артисты театра |
«Давайте покажем детям что-нибудь красивое. Непременно красивое! Мерцающие загадкой горы, голубое лунное сияние, горящие разными цветами звезды, безумную сказочную зелень природы, хрусталь воды, рассекающий мрак золотой свет солнца. Стиль – «барокко». «Барокко» - это и музыка, и костюмы кукол, и их парики, и пышное оформление спектакля. Но главное отображение стиля – сами куклы, образы. Все они – фантазия не Шиканедера, автора очень расплывчатого либретто, все они - фантазия Моцарта. Именно музыка должна вести нас по пути, намеченному Амадеем. В музыке оперы нужно искать характеры, манеру поведения, жесты, эмоции и внешность героев. Мало сказать - «дикие звери из сада Зарастро». А какие они, если они покоряются причудливо, тонко и изысканно сплетенной мелодии волшебной флейты? Это звери нежные, красивые, мудрые, подобные скульптурам мифологических животных, ожившим и разгуливающим в парках Версаля. И если в либретто Шиканедера, в сцене 2-го акта, где вторично появляется Царица Ночи со своей самой знаменитой арией, посреди сцены стоит сфинкс, позади его «раскинулось море широко» - озеро, а где-то сбоку спит Памина на скамейке, то это никак не сочетается с местом действия, где царит музыка Моцарта. Ведь по описанию из либретто Шиканедера сразу, особенно по «сфинксу», ясно, что дело происходит в Египте. А страна Амадея – это особая страна, без конкретики, но ясно одно, что все жители этой страны чуть-чуть похожи на него. У них у всех обязательно должны быть длинные носы и огромные глаза. И еще, все они – частицы огромной души композитора. Каждая их ария, каждый дуэт - это переживания Моцарта, его смех, его слезы, его свет души и даже тьма. В Амадее как бы совмещается добро и зло (это крест каждого из нас), в нем преломляются два полярных образа, символизирующие те два начала: Зарастро – свет, и Царица Ночи – мрак. Моцарт ведет борьбу сам с собой, иронизируя над глобальной проблемой добра и зла».
Андрей Денников