ИЗ-ПОД КАРАНДАША (поэма)
Предисловие.
Поэму о жизни куклы посвящаю творческой команде режиссёра Андрея Денникова и Театру кукол им. С. В. Образцова. За вдохновение я благодарю замечательных актрис и актёров, которых мне посчастливилось видеть на сцене: Веру Васильеву, Андрея Денникова, Ирину Осинцову, Елену Богатову, Максима Мишаева, Яну Михайлову, Веру Черкинскую и др. Также спасибо всем талантливым людям, находящимся по ту сторону кулис и принявшим участие в рождении кукол и спектаклей «Маленькие трагедии», «Странная миссис Сэвидж», «Концерт для Чичикова с оркестром». Вы создаёте Радость!
Пролог
Всё.
Баста.
Хватит о любви писать:
Об узенькой, опасной, мелкой, парной.
Хочу вам про искусство рассказать,
Достойное баллад высокопарных.
Оно меня не сможет подвести
И не обидит взглядом равнодушным,
Готовое для каждого цвести
И протянуть любому лучик дружбы.
В сиянье разноцветное попав,
Я удивлялась яркости и краскам,
Пока, растрогав и очаровав,
Манили блеском кукольные глазки.
Ожившие игрушки – чудеса!
Исполненное детское мечтанье!
Отведено волшебных три часа
На наше театральное свиданье.
Я любовалась (Что уж там таить!),
Мечтая повторить ту сказку завтра,
А некая невидимая нить
Привязывала исподволь к театру...
Я вышла в город, к россыпи огней,
Под купол потемневший, полукруглый,
С ликующей душой своей, а в ней –
Нежданно поселившиеся куклы.
Часть первая
Пел дальнобойщик о земле родной,
Не попадая в ноты и халтуря.
Новёхонький, заточенный, простой,
Мчал карандаш в громоздкой старой фуре.
Он знать не знал – что дальше станет с ним,
По окончанью муторной дороги.
На службу попадёт к рукам каким:
Талантливым, бездарным, одиноким?..
Наполнив склад, на цокольный этаж
Сгрузили канцелярские товары.
Лежал один из тысяч карандаш
В объятиях картонной тесной тары.
Потом рывок, шуршание и свет,
Мельканье книг на полках магазина:
Есенин, Патрик, Пушкин, Гоголь, Фет...
И, наконец, просторная витрина!
Над нею – многолюдная толпа,
Пришедшая сюда покупок ради.
Внезапно исчезали со стола
Фломастеры и пёстрые собратья
Карандаша чертёжного того,
Что ждал и верил в добрые ладони.
Забрали ластик справа от него,
А слева – стержни и набор картона.
Вдруг человек напевно произнёс:
«Мне нужен карандаш обыкновенный».
И руку быстро и легко поднёс,
Осуществляя свой заказ мгновенно.
И снова путь неведомо куда
Во внутреннем кармане, близко к сердцу,
Которое срисует города,
В «Балду» сыграет иль напишет скерцо...
Часть вторая
Лист белоснежный лёг волной пред тем,
Кто ощутил внезапно вдохновенье,
Карандаша коснулся, – и затем
Тепло и нежно началось рожденье.
Лишь точка, только чёрточка, штрихи,
Изгибы, дуги, зубчики, спирали...
И пальцы у художника лихи:
То двигались они, то замирали.
А сам творец глядел беззвучно вниз,
Усердствуя тихонько над героем,
С бумаги на него смотрел эскиз
И, кажется, подмигивал порою,
Но незаметно, чтобы не смутить
И не отвлечь от радостного дела.
Явил художник мастерскую прыть,
Дорисовав лицо, костюм и тело.
Изящный милый Мальчик на листе
Внутри невзрачной пластиковой папки
Под мышкою практически летел,
Прихваченный художником в охапку.
И кукольные скульпторы в цехах,
Ответственные за шитьё и лепку,
Задорно и с улыбкой на устах
Эскиз на доску прицепили крепко.
Ваяли долго, трепетно, с умом,
Шедевр голубоглазый создавали.
Безукоризненно всё было в нём,
Включая и мельчайшие детали:
Сорочка, брюки, трогательный взор,
Ресницы, губки, носик и ланиты,
По давней моде из кудрей узор.
Родился Мальчик чистый и открытый.
Без промедленья куклу увезли
В её чудесный дом и альма-матер.
Среди строений выросло вдали
Торжественное здание: театр...
Часть третья
Мир завертелся: текст, актёры, роль,
Круговорот людей и репетиций,
Чтоб мог наш удивительный герой
Пред публикой на сцене появиться.
И вот настал святой вечерний миг,
Когда выходит к зрителям искусство:
Премьера Мальчика, где он постиг
Доселе неизведанное чувство.
Он ЖИЛ и у него была ДУША!
Об этом кукла каждая мечтает!
Он чувствовал, что кто-то неспеша,
Заботливо, легко им управляет.
Осуществив заветную мечту,
Играл способный Мальчик увлечённо
С тряпичными партнёрами в ладу,
А за спиною – кукловод влюблённый.
Овации! Признание! Цветы!
Миниатюрного рояля звуки!
И счастья долгожданного черты!
И чьи-то оживляющие руки!
Эпилог
Чьи руки? Вам ответит карандаш,
Из-под которого однажды вышел
Наш необыкновенный персонаж,
Но как писала я гораздо выше:
«Хочу вам про искусство рассказать».
Я выполнила вольное заданье.
Желаю чаще доброту встречать!
Удачи! И до творческих свиданий.
ПРИЗВАНИЕ
Шумящая Москва. Садовое кольцо.
Театр с уникальными часами.
У кукол есть душа, а у души – лицо
С мальчишескими светлыми глазами.
Всего один творец. Десятки голосов.
И тысячи тончайших интонаций.
То, как дитя, он мил, то, как старик, суров,
То кружится на пару с куклой в танце...
Антракт. И мой восторг. Перо к листку спешит,
Пока огни над залом не погасли...
Вновь оживляя тех, кто склеен, слеплен, сшит,
Актёр очарователен и счастлив!
ВО ВРЕМЯ СПЕКТАКЛЯ
Тебя так нежно любит публика:
Глядит на сцену, чуть дыша.
Театр твой – твоя республика,
В которой главное – душа.
Огранка у талантов славная!
Блестит при свете рампы вновь
Твоя семья, в которой главное –
Мир, человечность и любовь.
НА ПОКЛОНАХ
К сцене люди, нарядно одеты,
Потянулись из разных рядов,
Чтоб отдать, чуть волнуясь, букеты
И пакетики разных цветов.
Тот порыв был каким-то лучистым,
Не сравнимым с другими, иным,
Ведь цветы преподносят артистам,
А подарки вручают родным.